Забалансовая стоимость по-домашнему
Здание или помещение, полученное в аренду, нужно учитывать за балансом на счете 001 по стоимости, указанной в договоре. А по итогам отчетного периода – отражать ее в приложении к балансу. В противном случае налоговики могут оштрафовать фирму за нарушение правил бухучета. Однако арендодатели редко указывают в договоре стоимость такого имущества. А приглашать оценщика – дорого. Поэтому приготовьте ее самостоятельно.
Специи: пункт 32 ПБУ 6/01.
Возьмите арендованное имущество и определите его приблизительную цену. Например, по специализированному рекламному изданию. Здесь не имеет значения, насколько она будет отличаться от балансовой стоимости, по которой этот объект учтен у арендодателя. Для фирмы главное – отразить имущество в учете. На расчет налогов эта сумма все равно не влияет.
Цена готова? Тогда пора приступить к письму-уведомлению. В нем сообщите арендодателю, что в своем бухучете будете отражать его здание по такой-то стоимости. И добавьте фразу о том, в течение какого срока ждете возражений.
Если таковых не будет – смело «сажайте» здание на счет 001. Самые опасливые арендодатели могут побояться встречной проверки. Тогда предложенная вами стоимость им не понравится. Поэтому они будут вынуждены приготовить свой вариант. Тем лучше для вас – по этой стоимости и отразите имущество за балансом.
Учет расходных материалов «Ажурный»
Бывает, что некоторые из сотрудников фирмы работают на дому, пользуясь своими компьютером, принтером и факсом. Фирма же время от времени кормит их новыми картриджами, интернет-картами и т. д. Списать такие расходы без претензий со стороны налоговиков поможет специально приготовленный договор.
Специи: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 и подпункт 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Заключите с сотрудником, который работает дома, договор аренды его техники на символическую сумму. В него обязательно добавьте фразу о том, что арендатор обязуется обеспечивать работника-арендодателя расходными материалами и оплачивать ему услуги связи. Не помешает запастись и приказом о том, что фирма оплачивает работнику Иванову производственные переговоры по домашнему телефону.
Теперь все «в ажуре»: эти расходы бухгалтер может списать и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Реализация черно-белая
У оптовой фирмы всегда есть клиенты, которые, покупая товар за наличные, отражают эту операцию только в своем «черном» учете. Тем самым они ставят продавца в неловкую ситуацию. При встречной проверке налоговики не обнаружат у покупателя ни накладной, ни расходного ордера, ни счета-фактуры. Выход – сделать так, чтобы контролеры не смогли провести такую проверку.
Специи: статья 493 Гражданского кодекса.
Изюминка рецепта в том, что оптовые продажи за черный нал фирма-поставщик будет отражать под видом розницы.
Выберите из всех покупателей тех, которые – по вашим подозрениям – не оформляют вашу «белую» реализацию в своем учете. Для этого как-то раз можно просто не выписать им счет-фактуру, а дать только накладную. Если они не обратят на это внимания, значит, их бухгалтерия эти документы не требует. Договоритесь с ними о том, что такие закупки фирма с этого момента будет просто пробивать по кассе. Других документов покупатель не получит.
Дополнительных хлопот бухгалтеру это не принесет: кассовый чек нужно пробивать в любом случае.
Реализация готова: в вашем учете она «белая», в учете покупателя – «черная». Налоговый инспектор может сколько угодно пробовать ее на зубок. Правда, уже без помощи встречной проверки.
Безе из программы
Некоторые компьютерные программы дешевле и легче купить на рынке. В этом случае вы получаете нелицензионную копию, поэтому отражать такую программу в учете не стоит. Списать стоимость этой покупки можно иначе.
Специи: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.
«Левые» программы продают на компакт-дисках. Поэтому, придя на рынок, продавца нужно попросить, чтобы в товарном чеке он написал «Компакт-диск», а не «Компьютерная программа».
Теперь у вас на руках есть документ о том, что подотчетник приобрел чистые компакт-диски. В учете их отражают как «материалы» и сразу списывают на счет затрат. Учесть эту сумму можно и при расчете налога на прибыль.
Дебиторка многолетней выдержки
Списывая дебиторскую задолженность, фирма должна начислить и заплатить в бюджет НДС. Приготовив незамысловатый документ, бухгалтер отдалит этот разорительный момент на три года.
Специи: статья 200 Гражданского кодекса.
Бухгалтеру понадобятся дебиторы, по долгам которых заканчивается срок исковой давности, и лист бумаги. Отправьте им по почте с уведомлением акт сверки. В нем укажите сумму долга. И добавьте ключевую фразу о том, что ваша фирма считает долг признанным, если в течение какого-то времени (например, месяца) не получает подписанный акт.
По истечении указанного вами в письме времени срок исковой давности начнет длиться заново (ст. 200 ГК). А значит, списывать дебиторку и платить НДС не придется еще три года.
Подразделение недожаренное
Налоговики очень любят подкармливаться, штрафуя фирмы, не вовремя поставившие свое обособленное подразделение на учет в инспекции. Сберечь свои денежные запасы можно, правильно оформив отношения с работником филиала.
Специи: статья 11 Налогового кодекса, статья 209 Трудового кодекса.
Создавая филиал или другое обособленное подразделение, сначала заключите с человеком, который будет там работать, не трудовой договор, а договор подряда. Тогда подразделение не будет считаться обособленным, то есть таким, в котором созданы стационарные рабочие места (ст. 11 НК). Ведь рабочим считается место, где должен находиться именно работник (ст. 209 ТК). А человек, работающий не по трудовому договору, а по гражданско-правовому, работником не является.
Получится, что обособленное подразделение еще не создано, а значит, и регистрировать его не нужно. После того как соберете все необходимые для постановки подразделения на налоговый учет документы, замените договор подряда трудовым и направляйтесь в инспекцию.
Расход на скорую руку
По итогам отчетного периода в налоговом учете «вылезла» слишком большая прибыль и нужно срочно от нее избавиться? Если вы считаете налог на прибыль по начислению, ваш доход в один присест съест предприниматель.
Специи: пункт 4 Порядка, утвержденного приказом Минфина и МНС от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430.
Из налогового учета возьмите основную массу прибыли. На эту сумму подпишите с предпринимателем договор на оказание каких-либо услуг. Затем составьте акт сдачи-приемки услуг, подробно расписав, в чем они заключались. Дата подписания акта должна относиться к тому отчетному периоду, когда у фирмы образовалась лишняя прибыль.
Расход, который можно отразить в налоговом учете, готов. Осталось лишь добавить его в декларацию, значительно сократив сумму налога на прибыль.
Договор, которым вы угостили предпринимателя, не будет для него обременительным. Ведь пока фирма не заплатит ему за оказанную услугу (а этого не произойдет никогда), эти деньги не станут его прибылью. Учет доходов и расходов он ведет кассовым методом.
Теперь о сделке будет напоминать лишь кредиторская задолженность в балансе фирмы. Впрочем, работе фирмы она совершенно не мешает. Не забудьте только через три года «обновить» долг, чтобы не пришлось списывать его из-за истечения срока исковой давности (см. рецепт «Дебиторка многолетней выдержки»).
Затраты мелкие для чистюль
Мыло, бумажные салфетки, средства для чистки ковров и прочие хозяйственные мелочи фирмы чаще всего покупают из «черных» денег. Однако есть простой рецепт, как добавить такие расходы в налоговый учет.
Специи: статья 56 Трудового кодекса, подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Вся соль этого рецепта – в правильном названии.
Для начала попросите директора приготовить приказ примерно следующего содержания: «По статье 56 Трудового кодекса фирма обязана обеспечить работникам нормальные условия труда. В связи с этим приказываю ежемесячно приобретать чистящие средства для сантехники, полов и ковров, а также средства для мытья рук и т. д.».
Теперь возьмите стоимость приобретенных хозтоваров и отразите их в своем учете как «расходы по поддержанию нормальных условий труда».
Блюдо готово. Под таким соусом налоговики при проверке «проглотят» и средство для чистки ковров, и жидкость для мытья посуды.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий