Повысить собираемость налогов – вот что нужно сделать для того, чтобы укрепить безопасность страны, которой в последнее время весьма озабочен президент. Об этом генеральный прокурор Владимир Устинов заявил «Интер- факсу» в среду, 15 сентября.
«Будут честно платиться налоги – появится больше возможностей заботиться в том числе и о безопасности граждан» – буквально так объявил глава Генпрокуратуры. По его мнению, укрепить безопасность возможно только в одном случае – если сбор платежей в бюджет увеличится в разы.
Однако сотрудники налогового ведомства пока не видят, каким образом можно достичь этой цели. По всей видимости, они прибегнут к своему излюбленному методу: усилению контроля и массовым проверкам предприятий.
Контролеры будут нести ответственность
Есть надежда, что столичные фирмы не пострадают в результате налоговых рейдов. Об их интересах в очередной раз заботятся члены общественно-экспертного совета по предпринимательству при мэре и правительстве Москвы. Недавно в Центральном доме предпринимателя состоялось заседание этой организации, на котором чиновники рассмотрели вопрос «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Москвы».
Председатель совета Александр Иоффе отметил, что уже проведена серьезная работа, направленная на уменьшение проверок предприятий столицы и снижение административного давления на пред- принимателей.
По его словам, число контрольных мероприятий действительно уменьшилось, однако дальнейшей работе в этом направлении мешает федеральное законодательство, которое предоставляет достаточно широкие полномочия огромному количеству ревизоров. Поэтому работники совета разработали проект постановления, которое поможет изменить сложившуюся ситуацию.
Подробнее о новом документе рассказал Геннадий Гайдуков, начальник информационного отдела департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. Он сообщил, что на территории столицы действует информационно-ана- литическая система «Контроль-Москва», которая позволяет регистрировать результаты деятельности раз- личных проверяющих. Использование этой системы позволяет сделать контроль более прозрачным: общее число проверок снизилось на треть. Кроме этого значительно уменьшилось количество несанкционированных ревизий.
Дальнейшим успехам мешает несовершенство действующего законодательства. Так, сфера применения Закона № 1340 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» весьма сужена.
Дело в том, что положения нормативного акта не распространяются на целый ряд федеральных контрольных ведомств. Кроме этого данный закон регулирует всего лишь около 20 процентов мероприятий по контролю. По словам Гайдукова, до сих пор не разграничены полномочия разных проверяющих и не определена от-ветственность конкретного должностного лица за нанесение ущерба предпринимателю при проведении той или иной ревизии. Нередки случаи, когда контрольные мероприятия проводят без специального распоряжения и в отсутствие должностных лиц фирмы.
В новом постановлении члены совета предлагают внести в Мосгордуму проект столичного Закона «Об организации государственного кон- троля (надзора) и административной ответственности за нарушения в сфере государственного контроля (надзора) в городе Москве». По мнению чиновников, данный документ поможет установить общие правила для проверяющих, соблюдение которых станет обязательным. Кроме того, чиновники планируют создать новое ведомство, которое будет заниматься планированием и согласованием контрольных мероприятий, а также вести их реестр.
Предъявите жетон!
Для пресечения несанкционированных проверок члены совета предложили использовать специальные жетоны инспекторов государственного контроля. Положение, регламент и форму их использования чиновники готовы разработать до 1 марта 2005 года.
Идея ввести номерные жетоны вызвала горячую дискуссию. Леонид Рыжков, ответственный секретарь общест- венно-экспертного совета, пря- мо поставил вопрос перед разработчиками законопроекта: «Для чего понадобились жетоны инспекторов в ходе контроля малых предприятий?» «Чтобы уменьшить количество проверок», – последовал ответ.
Однако сомнения по этому поводу высказал председатель совета Александр Иоффе. «Либо жетон на право проверки, либо направление для инспектора на право проведения проверки. Это значит, имея жетон, можно обойтись без предписания руководства о проведении проверки, то есть имеет место определенное лукавство», – буквально так отреагировал чиновник.
Помимо жетонов новое постановление предполагает вести постоянный мониторинг нарушений в ходе проверок. А также утвердить список инспекторов, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий.
Итог заседания общественно-экспертного совета подвел министр правительства Москвы и руководитель департа-мента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров. По его словам, из-за изменений федерального законодательства бюджет города потеряет около 27 миллиардов рублей. «В этой связи очень серьезно стоит вопрос о тех льготах по аренде помещений, которые имеют малые предприятия. Скорее всего эти льготы будут отменены», – сказал чиновник.
Он подчеркнул, что, несмотря на все принятые меры, значительного улучшения положения малого бизнеса не произошло: «70 процентов малых предприятий проедают то, что зарабатывают».
Также он заявил, что в предложенном постановлении прежде всего не хватает анализа ситуации в малом бизнесе. Что касается контрольной деятельности, то министр сказал: «Если бы государство меньше вмешивалось в дела малого предпринимательства, то развитие шло бы по другому направлению, более эффективно. И альтернативными методами мы должны очень четко ограничить количество функций, которые остаются за государством, и добиться, чтобы эти функции выполнялись качественно».
В заключение министр предложил доработать текст рассматриваемого постановления и проект закона в течение трех недель, после чего окончательно рассмотреть эти документы.
Скорее всего, что чиновники внесут в законопроект ряд поправок. Но ос-новная идея останется незыблемой.
мнение эксперта
Мы попросили прокомментировать инициативу столичных властей главу экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия» и автора книги «Годовой отчет» Владимира Ивановича Мещерякова.
– Владимир Иванович, как вы считаете: если Мосгордума все-таки примет закон об ответственности недобросовестных контролеров, станет ли работа предприятий спокойнее? Снизится ли число проверок?
– Я так не думаю. На мой взгляд, этот шаг не принесет ожидаемых изменений. Нечистые на руку милиционеры и налоговые инспекторы все равно будут продолжать несанкционированные проверки точно так же, как и сейсас. Их основная цель – взятка. Таких «контролеров» вряд ли смутит то, что специально созданное ведомство отслеживает и ведет реестр этих мероприятий.
Честно говоря, я не вижу смысла в создании еще одной организации, которая будет следить за законностью проверок. То есть контролировать контролеров. При общественно-экспертном совете городского правительства уже и так работает подобная комиссия. Ее сотрудники как раз занимаются жалобами фирм и индивидуальных предпринимателей на незаконные действия проверяющих.
– Получается, что бизнесменам по-прежнему придется рассчитывать только на себя. Что же можно посоветовать тем, к кому неожиданно нагрянули незваные гости?
– Здесь очень поможет журнал учета мероприятий по контролю. Вести его необязательно, но я советую каждой фирме это делать. Такой журнал сократит количество «случайных» проверок. Из какого бы учреждения ни пришел контролер, он будет обязан сделать в нем запись. Это предусмотрено Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля».
Если визитеры отказываются это сделать, фирма уже может не выполнять их требования. Скорее всего к вам пришли мошенники. Зная же, что предприятие ведет учет всех посещений, проверяющие поостерегутся приходить незаконно.
мнение бухгалтеров
Оксана Головина, главный бухгалтер ООО «Рассвет»:
– Я буквально сегодня прочитала в газете заявление нашего генерального прокурора о том, что он собирается повысить сбор налогов. Каким образом? И какое он отношение к этому имеет? В любом случае мы, простые налогоплательщики, ожидаем чего угодно. А что касается контроля над проверяющими – это тоже пустые слова. Как проверяли, так и будут проверять. Это только еще одна лишняя инстанция, а для предприятий, думаю, ничего не изменится. Но очень бы хотелось.
Беспредел со стороны всевозможных контролеров очень мешает нормальному труду. Много денег уходит на взятки, даже если у вас все в порядке. В России взяточничество невозможно искоренить. Так и будут госструктуры друг друга проверять. А для нас все останется по-прежнему. И неважно, появятся какие-то там жетоны или их не будет.
Я считаю, чтобы фирмы нормально работали и платили налоги, необходима другая экономическая ситуация в стране. Но этого у нас долго не будет.
Наше поколение точно не доживет до светлого будущего. Вот нас недавно проверяли и инспекторы налоговой, и пожарные, и Санэпиднадзор. У нас в принципе все в порядке, но ведь спасу нет, как они выкручиваются и на пустом месте придумывают штрафы. Хотелось бы, чтобы их приструнили. Возможно, то, что предлагают московские власти действительно поможет. Однако пока я не увижу конкретных результатов, вряд ли поверю в эффективность таких мер.
Динара Хамизова, бухгалтер ЗАО «ФИОНА»:
– Я очень рада, что наконец у контролеров не будет возможности бесконечно ходить с проверками по предприятиям. Всему есть предел. Ведь многие используют в своих целях служебное положение и служебные документы. Вот, к примеру, кто-то уволился, а проверять продолжает, благо подделать можно любую бумажку. В том числе и направление на проверку. Конечно, есть правила, по которым проверки проводят, но не все о них знают. Какой-нибудь продавец в киоске может и не знать, какие ему там бумажки предъявляют. А вот жетон – это другое дело. Сразу понятно, что человек уполномочен провести проверку.
Хотя я сильно сомневаюсь, что это поможет решить проблему взяток. Одна надежда на ту структуру, которая будет контролировать самих проверяющих. Только непонятно, что будет входить в их компетенцию. Я думаю, что их надо наделить большими правами. Иначе толку не будет.
Мы, предприниматели, сможем всегда пожаловаться на незаконные вторжения контролеров из организации любого уровня. Вот тогда, возможно, прогресс будет заметен. Я не исключаю ситуации, что этот комитет не будет иметь реальной власти. Он станет скорее наблюдательным. Могу сказать только одно: нет никаких сил больше терпеть беззаконие. Мы недавно подверглись проверке со стороны налоговой – они очень много насчитали лишнего, но попробуй поспорить. Вот теперь намереваемся судиться.
Михаил Солодовников, руководитель ООО «Батальон»:
– Я полностью согласен с политикой государства в отношении неплательщиков налогов. Надо их сажать, и все. А то одни платят, как мы, все по полной программе, а другие за счет старушек и больных детей наживаются, яхты себе покупают. Нашей фирме нечего бояться, у нас все по-честному. И пусть проверяют все кто угодно. Ничего не найдут. А взяток мы не даем. Еще чего! И вообще, со взятками этими разобраться давно надо. Сами фирмачи виноваты – дают. А кто же не возьмет, если дают?! А к нам пусть приходят хоть с жетонами, хоть без жетонов. Мы никого не боимся. И проверяющих пусть тоже контролируют. И чем больше посадят за незаконные дела – тем лучше.
Николай ПОЛЯНСКИЙ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий