Канцтовары вне закона
В одной столичной фирме по выпуску пиццы и других полуфабрикатов проходила обычная налоговая проверка. Инспекторы не доставляли особого беспокойства: приходили, смотрели документы и ни о чем особо бухгалтера не спрашивали.
В акте отметили всего одно нарушение, но на очень ощутимую для небольшой фирмы сумму. Вместе с пенями и штрафом получилось больше 100 тысяч рублей. Оказалось, что налоговые инспекторы "вычеркнули" из затрат компании ручки, бумагу, карандаши и ножницы. Обоснование — без каких-либо ссылок на закон: "данные материалы не относятся к канцтоварам".
Компания эта небольшая. Оборот ее составляет около 500 тысяч долларов в год. А основные затраты приходились на транспорт и пищевое сырье для приготовления продуктов. Федор Загоруйко, главный бухгалтер фирмы, был очень удивлен таким решением налоговиков. Потому как расходы на канцтовары фирма на самом деле несет немаленькие. Ручки и бумага необходимы при доставке пиццы в городские кафе и на дом, а также для выписки счетов и чеков.
Поэтому бухгалтер компании занялся поиском утвержденного хоть какой-нибудь госструктурой перечня канцтоваров. Но поиск не дал результатов. Плюс ко всему на одном из бухгалтерских форумов в интернете появилась информация, что такого списка просто не существует. Там же посоветовали попробовать обратиться за консультацией в налоговую, чтобы избежать подобных прецедентов в будущем. Мол, поймут налоговики, что маху дали, и если не покаются, то в будущем приставать не будут.
Так Федор Иванович и сделал. Только инспекторов отсутствие утвержденного каким-нибудь законом перечня канцтоваров не смутило. Они объяснили, что в некоторых случаях бумага и ручки не относятся к офисным принадлежностям по ряду причин. Основная из них — соотношение вида деятельности фирмы и экономической обоснованности затрат по этой деятельности. Например, если в компании, занимающейся строительством, закупают 10 тысяч ручек — это экономически необоснованно. И на затраты это отнести нельзя.
Обоснованная ошибка
Загоруйко решил доказать экономическую обоснованность расходов на канцтовары и проанализировал затраты на ручки и бумагу. Итог оказался весьма интересным. В штате фирмы работало три курьера-доставщика пиццы. В основном пишущие принадлежности нужны как раз им. Ручки же закупались в количестве около одной тысячи штук в месяц.
Оказалось, что компания периодически проводила рекламные акции, когда вместе с товаром как подарок выдавалась ручка или карандаш с логотипом и адресом фирмы. По закону о рекламе таковой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через визуальные, звуковые, фактически какие угодно средства распространения информации.
Как рекламная продукция ручки и карандаши через бухгалтерию не проводились, налог на рекламу никто не платил. Поэтому естественно, что чрезмерное количество канцтоваров в маленькой пищевой фирме насторожило налоговиков.
По мнению инспекторов, были завышены и объемы закупаемой фирмой бумаги. Однако опять же не был учтен тот факт, что к каждому счету на доставляемый продукт прилагались листки с рекламной информацией, распечатанные на офисном принтере.
Главный бухгалтер, довольный, что нашел "ошибку" налоговиков, и совершенно забыв про налог на рекламу, подготовил возражения по акту проверки. В налоговой ему объяснили, что фирма не только уклонялась от налога на рекламу, но еще и маскировала рекламные расходы под затраты на канцтовары...
Тем не менее эта история кончилась благополучно. Налоговики простили неопытность бухгалтера фирмы и решили не штрафовать. Теперь, по словам бухгалтера, фирма изменила схему отражения расходов на канцтовары. Ручки закупаются в тех же объемах, однако те, что с логотипами, теперь проводятся как рекламная продукция. То же — с бумагой. "Недолго нам мучиться осталось, — делится впечатлениями Федор, — со следующего года налог на рекламу, наконец, отменят!"
Налога нет, но проверять его будут еще три года
С аналогичной ситуацией не так давно столкнулись в компании, занимающейся поставкой кондиционеров и вентиляционного оборудования. Но там действовали сознательно. Поэтому и решилась ситуация плачевнее — пришлось платить внушительный штраф за попытку ухода от налогов.
Это компания среднего размера. Оборот — порядка трех миллионов долларов в год. Штат — 50 человек постоянных работников. Понятно, что при таком виде деятельности канцтовары более необходимы, чем для приготовления пищевых полуфабрикатов. Помимо счетов и договоров большое количество офисных принадлежностей идет на чертежи и схемы вентиляции. Поэтому налоговики не слишком жестко проверяли фирму на предмет затрат на ручки и бумагу.
Эта фирма, как и в предыдущем случае, вместе с поставляемыми товарами обеспечивала клиентов бланками с рекламной информацией и ручками с логотипами. Однако только тут все пошло гораздо дальше.
Раз или два в месяц фирма проводила рекламные акции, в которых к определенным наименованиями товаров клиент получал недорогие, но приятные подарки — зажигалки, кружки, значки, подставки под канцтовары. Затраты на такие презенты бухгалтерия проводила как затраты на расходные материалы.
Естественно, фискалов насторожило, что в этой компании так много курят и так часто бьют кружки. В результате проверки затрат на экономическую обоснованность выяснилось, что большая часть этих товаров закупается в рекламных целях и маскируется под расходы на ведение деятельности фирмы. По словам экономиста этой компании, схему расходов тоже пришлось изменить.
Похоже, что хотя налог на рекламу и отменят с 2005 года, однако нарушения, связанные с ним, налоговики будут находить все последующие три года, доступные для проверки. "Проскочить" удастся, пожалуй, лишь барам, ресторанам и кафе, где сувенирные зажигалки, кружки и прочее очень легко отобразить как расходные материалы. Да еще компаниям, которые занимаются организацией конференций и семинаров. Они могут "замаскировать" ручки, бумагу и карандаши с логотипами как канцтовары, которыми обеспечиваются участники семинаров.
Фаина ФИЛИНА
Комментарии (0)
Оставить комментарий