Очень неоднозначная ситуация сложилась с применением кассовых аппаратов у организаций, занимающихся азартными играми. Как правило, московские инспекторы обязывали их использовать контрольно-кассовые машины по игорной деятельности для учета выручки в виде ставок. По этой причине у бухгалтерских служб многих игорных заведений не возникало вопросов на этот счет – надо так надо. И вот неожиданно для бухгалтеров, привычно представивших документы на регистрацию контрольно-кассовых машин в свои налоговые, в фискализации было отказано. По словам инспекторов, старый порядок теперь не действует. Однако объяснить мотивы своего отказа они не пожелали. Как выяснилось, на то были веские причины. Ведь их требования регистрировать ККМ по игорной деятельности были неправомерными начиная еще с 1998 года.
Напомним, что с 1 января текущего года «правила игры» в азартной сфере определяются 29-й главой Налогового кодекса. А до этого применялся Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». В обоих нормативных актах недвусмысленно говорится о том, что игорная деятельность не имеет отношения к реализации. Работа же с наличными деньгами регулируется соответствующим законом о применении контрольно-кассовых машин от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. В нем указано, что фискальные аппараты нужно использовать при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг – тогда, когда реализация все же есть.
На первый взгляд, из положений этих нормативных документов следует однозначный вывод: игорные фирмы не обязаны применять кассовую технику. Однако действительность внесла свои коррективы. Ведь выяснить реальные требования налоговиков можно только в той инспекции, где организация состоит на учете. А многие московские налоговые обязывали бухгалтеров игорных фирм регистрировать кассы. И, естественно, не забывали налагать немалые штрафы, если при проверках вдруг обнаруживали их отсутствие.
Как правило, когда налогоплательщики задавали инспекторам устный вопрос, почему, собственно, они должны применять контрольно-кассовые аппараты, испекторы свои требования никак не мотивировали, ссылаясь лишь на установленный порядок. И только в случаях, когда налоговики давали письменные разъяснения, они «раскрывали карты». Оказывается, их козырем был «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД ОК 004-93, утв. постановлением Госстандарта от 6 августа 1993 г. № 17), в котором «услугам игорного бизнеса» присвоен код 9249529. На этом основании налоговики считали, что игорные заведения оказывают услуги, а значит, их деятельность подпадает под закон о применении ККМ. По заявлениям инспекторов определение игорного бизнеса как деятельности, не связанной с реализацией, справедливо только для налоговой сферы. Поэтому оно не распространяется на административные отношения, к которым, по их мнению, относится обязанность использовать ККМ.
В частности, по этому вопросу высказывались налоговые ведомства Московского региона. Например, в письме УМНС по г. Москве от 29 ноября 2001 г. № 30-12/55148 налоговые работники обязали организации использовать фискальные машины в залах игровых автоматов. Главным аргументом был пункт 2.8.2 «Положения о порядке содержания зала (точки) игровых автоматов на территории г. Москвы» (утв. распоряжением мэра от 24 апреля 1998 г. № 409-РМ). Но по прошествии некоторого времени чиновники изменили свое мнение на противоположное. Например, в письме УМНС по г. Москве от 26 марта 2003 г. № 29-12/16452 они утверждали, что упомянутое распоряжение мэра, согласно письму Правительства Москвы от 19 марта 2003 г. № 4-30-3785/3, применяется лишь в части, не противоречащей действующему законодательству. Следовательно, ККМ использовать не требуется.
Очевидно, что поначалу в данном вопросе налоговые работники не могли похвастать единством мнений. Однако со временем им все же удалось выработать общие позиции. Так, в письме УМНС по г. Москве от 11 июня 2003 г. № 29-12/31022 они определили, что игорный бизнес свободен от применения фискальных аппаратов. Согласились с ними и подмосковные коллеги (письмо УМНС по Московской области от 30 января 2004 г. № 07-36/16/Б663).
Касс не будет...
Интересно, что вопреки всем разъяснениям вышестоящих ведомств инспекторы «на местах» вплоть до последнего времени продолжали требовать от игорных организаций регистрации контрольно-кассовых машин. Но теперь классификатор ОК 004-93 утратил действие. С 1 января 2003 года его заменила новая редакция (ОК 029-2001, утв. постановлением Госстандарта от 6 ноября 2001 г. № 454-ст), из которой уже ясно, что «деятельность по организации азартных игр» (код 92.71) не имеет отношения к сфере услуг. Поэтому для обоснования своей позиции инспекторы больше не могли сослаться даже на классификатор. Как следствие, требования о регистрации ККМ стали выглядеть до такой степени неуместными, что этой проблемой заинтересовалось МНС России. Чтобы раз и навсегда разрешить спорный вопрос, министерство выпустило письмо от 14 сентября 2004 г. № 33-0-14/578. В этом документе налоговые работники сослались на определение игорного бизнеса, которое дается в статье 364 Налогового кодекса. Там говорится о том, что такая деятельность не соотносится с реализацией. Соответственно, как утверждают налоговые работники, закон о применении ККМ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ не используется, а значит, и фискальные аппараты не применяются.
Кроме этого налоговое ведомство напомнило, что игорным фирмам все же нужно регистрировать ККМ, если они занимаются видами деятельности, на которые закон № 54-ФЗ распространяет свое действие. Например, если заведение продает входные билеты на развлекательные мероприятия или продукты питания, напитки, тогда фискальные машины нужно использовать в общеустановленном порядке. Налоговые служащие также напомнили о необходимости вести раздельный учет для целей налогообложения по разным видам деятельности – игорным и не связанным с ними.
Благодаря разъяснениям налогового ведомства, закрепленным в упомянутом письме, «на местах» наконец-то отказались от своих убеждений. Поэтому инспектор больше не потребует от бухгалтера игорного предприятия регистрировать кассовый аппарат.
Мнение «против»Терехина Ольга, бухгалтер одного из московских казино, заметила: «Я очень довольна, что по игорной деятельности мы больше не должны регистрировать кассовые машины. Ведь в любом случае использование аппарата означает появление дополнительных проблем и расходов. Во-первых, его нужно поставить на учет в налоговой, что подразумевает процедуру «фискализации». В ходе нее инспектор должен проверить регистрационные документы, ввести цифровой пароль и активизировать фискальную память кассы. И, наконец, для поддержания ККМ в рабочем состоянии фирме необходимо заключить договор с центром технического обслуживания, услуги которого придется оплачивать».
Мнение «за»
Мария Степанова, главный бухгалтер игорного заведения:
«Когда мы попытались зарегистрировать кассовый аппарат в налоговой, получили отказ. Сначала не знали, как быть. Дело в том, что нам удобно применять ККМ в расчетах с клиентами. Так можно обеспечить строгий контроль за наличностью: ведь на чеке пробивается не только сумма, но и время совершения операции. Применяя кассовый аппарат, невозможно «подчистить», изменить введенные суммы. Благодаря этому намного легче найти ошибки в учете денег. Например, в нашем казино недавно возникла такая ситуация. Клиенту по ошибке выдали двойную сумму выигрыша. Единственным способом для кассира уберечь себя от обвинения в краже было показать ленту кассового аппарата. Там сумма была ошибочно пробита два раза. Если бы тогда кассовая машина не использовалась, у нашего сотрудника неизбежно бы возникли проблемы. Коллеги посоветовали по-прежнему продолжать применять контрольно-кассовый аппарат для внутреннего учета. Ведь это можно делать и без регистрации фискальной машины в налоговой. Никаких нарушений законодательства в этом нет. А чтобы инспекторы не смогли предъявить претензий, потребовалось лишь издать приказ по организации о том, что ККМ используется исключительно для целей внутреннего учета и в игорном подразделении. При этом клиентам при выдаче чека мы дополнительно выписываем кассовый ордер».
Данил ПОПОВ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий