Пометка в правом верхнем углу
Кроме общей темы – недовольства действиями ИПБ – у статей оказалась еще одна общая черта: все они размещались на сайтах с пометкой «на правах рекламы». Первое, что пришло в голову, – происки конкурентов.
В России аттестаты профбухгалтера выдают всего две организации: уже упомянутый институт и Национальная гильдия профессиональных бухгалтеров России (НГПБ).
ИПБ требует, чтобы бухгалтеры, претендующие на звание профессионалов, обязательно отучились на курсах (240 часов) перед получением аттестата. Кроме того, профбухгалтерам, в понимании института, нужно ежегодно подтверждать свою квалификацию, для чего необходимы опять же обязательные 120-часовые курсы. Разумеется, платные.
Гильдия же считает, что квалификация повышается с наработкой стажа и выдает аттестаты профессионального бухгалтера без всяких курсов. Поэтому счетоводу нужен лишь диплом о получении профильного образования и выписка из трудовой.
Кто из них, институт или гильдия, «прав», мы обсуждать не будем. Споры о том, каким быть бухгалтеру-профи, ведутся уже не одно столетие и не только в России (см. рубрику «Архивы» в ноябрьском номере «Расчета» на стр.150 и в этом номере на стр. 154).
История скрытого противостояния двух борцов за профессионализм в бухгалтерской среде России уже давно обросла различными публикациями и слухами. Высказывали свою точку зрения и мы (майский номер «Расчета» за 2003 год, стр. 66).
Однако название одной из последних публикаций показалось нам очень любопытным – «Институт профессиональных бухгалтеров России и продажа аттестатов». Уж очень она напоминает то, в чем сам институт не перестает упрекать гильдию.
Некий финансовый аналитик из консалтинговой группы «Норд», скрывшийся под псевдонимом А.С. Анисимов, «случайно» узнал, что преподавателям бухгалтерских курсов институт выдает аттестаты без всяких экзаменов. Людям, без лекций которых бухгалтер не может рассчитывать на подтверждение своего профессионализма, достаточно предъявить документы о высшем образовании и стаже преподавательской работы.
«Выходит, что если я пошел работать преподавателем, то ИПБ моим документам и моему образованию полностью доверяет, а если я хочу работать бухгалтером, то доверия ко мне уже нет. Это дискриминация по профессиональному признаку!» – восклицает господин Анисимов.
Рунет выплеснул десятки консалтинговых групп с одинаковым названием «Норд». Самая дальняя числилась в Челябинске. Г-на Анисимова ни в одной из них обнаружить не удалось. А вот выводы финансовый аналитик делает далеко идущие: «Не заинтересован ли ИПБ в плохом обучении? Ведь у не сдавших экзамены бухгалтеров последующие сдачи экзаменов платные.
Интересно, чем отличается аттестация бухгалтеров у преподавателей ИПБ без сдачи экзаменов – на основании документов – от аттестации в гильдии, которая также ее проводит на основании документов? Все это говорит о том, что ИПБ использует двойные стандарты: когда заходит речь о себе «любимом», – это одно, а когда о конкурентах, то это совсем другое.
Не стоит ли за этими обвинениями простое желание принизить более удачливого конкурента – Национальную гильдию профессиональных бухгалтеров, предложившую лучшие правила аттестации и членства в профессиональном объединении, и практически полностью забравшую у ИПБ рынок по аттестации бухгалтеров».
Вот только представить себе финансового аналитика, вдруг решившего попробовать себя в бухучете, сложно. Еще сложнее нарисовать в своем воображении бухгалтера, анализирующего профаттестаты.
Хотя иной раз лихорадка поголовной аттестации вдруг охватывает целые города. Об одном из таких случаев рассказали нашему корреспонденту в Ханты-Мансийске (подробности на стр. 70).
Учителей аттестуют ученики
Мы созвонились с гендиректором ИПБ Олегом Островским и спросили, почему институт выдает аттестаты преподавателей бухгалтерского учета без экзаменов. «А зачем аттестовывать преподавателей? Их аттестуют слушатели. Если после курсов бухгалтер не сможет пройти нашу аттестацию, на лекции некомпетентного преподавателя никто ходить не будет», – скаламбурил г-н Островский.
Чтобы окончательно убедить нас насколько серьезно институт подходит к выдаче аттестатов, г-н Островский рассказал о требованиях к будущим преподавателям бухгалтерского учета.
Как выяснилось, в первую очередь необходимо быть членом ИПБ и иметь высшее образование. Далее необходим двух- или трехлетний (зависит от наличия ученой степени) опыт преподавания в области бухучета, аудита, экономического анализа, финансового менеджмента или налогообложения. Но если опыта преподавания нет, – не беда, можно обойтись стажем работы в тех же областях.
Со всеми этими требованиями можно ознакомиться на интернет-сайте института www.ipbr.ru, что мы и сделали. Однако просматривая сайт, корреспондент «Расчета» с удивлением обнаружил, что здесь «болтаются» и разъяснения института по поводу документов, которые выдает гильдия.
Разъяснения, мягко говоря, нелицеприятные. Гильдия объявлена чуть ли не самозванцем. Такой вывод г-н Островский делает на основании похожести названий: «...существуя под наименованием Национальная гильдия профессиональных бухгалтеров, используя сочетание слов «профессиональный бухгалтер», схожее до степени совмещения с НП «ИПБ России», гильдия вводит в заблуждение потребителей (бухгалтеров), желающих получить соответствующий аттестат».
Второй пункт недовольства ИПБ – это «идентичность», некоторых положений устава гильдии уставу института, который разработал их «впервые в РФ». Третьим пунктом «обвинения» идет пресловутое сравнение деятельности гильдии с банальной «торговлей аттестатами». Мотивируется это тем, что последние «выдают аттестаты без какой-либо проверки уровня знаний бухгалтеров». Таким образом, аттестаты гильдии фактически приравниваются чуть ли не к липовым аттестатам, которыми торгуют в московском метро.
Далее г-н Островский заявляет следующее: «В настоящее время НП “ИПБ России” имеет поддержку со стороны государственных структур, в частности Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности Минфина России, на которую со стороны Правительства возложена обязанность по проведению в РФ мероприятий по реформированию бухучета. Ею одобрен ряд документов, регулирующих вопросы аттестации профессиональных бухгалтеров, проводимой НП “ИПБ России”, в том числе: Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, форма аттестата профессионального бухгалтера (протокол № 8 от 30 сентября 1998 г.)».
Несмотря на такие разъяснения, Олег Моисеевич утверждает, что войну они ни с кем не ведут и разные критические статейки в свой адрес воспринимают спокойно, не желая разбираться, происки ли это конкурентов, или вымысел досужих журналистов.
Нам просто интересно
Гильдия в лице 1-го замгендиректора Олега Чурикова не признает за собой греха черного пиара, наводнившего интернет и яно направленного против института.
– Статьи про ИПБ мы не писали, но с интересом прочитали. Видимо, ИПБ еще кому-то насолил, – ответил на мой телефонный звонок Олег Николаевич. – Наверное, это кто-то из тех бухгалтеров, кто зря потратил 15–20 тысяч рублей, но так и не получил аттестат.
– Честно говоря, эта версия не очень правдоподобна, – усомнился наш корреспондент (о причинах его сомнений – во врезе «Аттестат гарантирую. Минфин»). – Со второго захода сдают практически все бухгалтеры. А вот статья на их сайте – «Разъяснения гендиректора ИПБ России по вопросу о Национальной гильдии профессиональных бухгалтеров» – вполне могла вызвать у вас неприязнь и желание ответной пиар-акции. Вы о ней знаете?
– Да. Мы недавно случайно об этом узнали. ИПБ искажает суть нашей деятельности, пытаясь представить ее как «торговлю аттестатами». Размещенная информация о гильдии не соответствует действительности, вводит в заблуждение потребителей. Причем расценивать ее можно как недобросовестную рекламу: все, что делает конкурент – это плохо, а все, что делает ИПБ – хорошо, хотя это далеко не так. Во-первых, заявления института о том, что наши названия похожи – абсурдны. Видимо, институт никак не может смириться с тем, что он перестал быть «монополистом».
Во-вторых, аттестат подтверждает лишь соответствие квалификационным требованиям, которые профессиональное объединение предъявляет к своим членам. В нашем случае это – экономическое образование и стаж работы по специальности.
При подтверждении квалификации мы проверяем наличие профильного экономического образования и стажа практической работы по аттестуемой специальности на основании предъявленных документов. Причем сдача госэкзаменов в учебном заведении и подтвержденное документами полученное экономическое образование приравнивается к сдаче квалификационных экзаменов в Национальной гильдии.
Мы не можем не доверять учебным организациям, имеющим государственную лицензию, принявшим экзамены и выдавшим документы установленного образца, у нас нет законных оснований для этого. В сомнительных случаях Национальная гильдия запрашивает дополнительные сведения или приглашает на собеседования. Поэтому в обход установленных правил, не имея экономического образования и требуемого стажа работы, «просто за деньги» аттестат в Национальной гильдии получить нельзя.
Далее г-н Чуриков повел речь об отношении гильдии к деятельности ИПБ. По его мнению, институт дискредитирует работу профессиональных объединений, обманывая бухгалтеров. Чтобы объяснить свои неоправданно строгие правила аттестации бухгалтеров, пытается придать себе какой-то исключительный статус и больше солидности, незаконно использует наименование «Министерство финансов» в выдаваемых аттестатах.
Понятно, что никакого официального отношения к Министерству финансов институт не имеет, почти все учредители – учебные учреждения, а не Минфин, как кто-то хочет представить. Выдавая себя за его структуру, институт «подделал» печать, тем самым приписав Минфин к своему названию. «Кстати, эта печать не зарегистрирована в реестре печатей, а значит – недействительна, – считает г-н Чуриков. – Но это не все: нарушая закон о рекламе, на своем сайте институт пишет, что “программы аттестации соответствуют программе реформирования бухгалтерского учета и одобрены Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета” (протокол № 8 от 30 сентября 1998 г. – прим. ред.).
Там же, мол, одобрена форма аттестата ИПБ. При этом умалчивается, что эти “одобрения” устарели и сейчас недействительны, так как ИПБ давно пользуется совсем другими программами и аттестатами.
Институт пытается выдать свои правила аттестации как единственно верные, но это не так, потому что единых, установленных законом норм не существует. Профессиональные объединения бухгалтеров имеют право самостоятельно разрабатывать стандарты профессиональной деятельности, квалификационные требования и правила проведения аттестации», – закончил свою бурную речь г-н Чуриков.
А нам все равно!
Чтобы разобраться в последствиях, которые может повлечь черный пиар, направленный против конкурента, мы обратились к специалистам Федеральной антимонопольной службы. Письма Института профессиональных бухгалтеров, направленные против Национальной гильдии профессиональных бухгалтеров и наоборот, рассматривала целая группа специалистов.
Выяснилось, что письма, которые мы направили экспертам, не подпадали бы под закон о рекламе, если бы не присоединение к текстам пометки «На правах рекламы».
В этом случае за фразы, которые содержат высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, конкурента в рекламе, полагается наказание. Для юридических лиц это 40-50 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП). Однако определить, порочат ли те или иные высказывания честь, достоинство или деловую репутацию, может только сама фирма, и доказывать ей это придется в суде.
В случае выигрыша судебного процесса фирма может также требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена.
А если претензий нет – значит им просто все равно, что о них пишут и распространяют, и это сугубо их личное дело.
Почем нынче курсы для бухгалтера
Сегодня для большинства бухгалтеров России поиск курсов повышения квалификации начинается с газеты с объявлениями. Обучить основам бухгалтерского учета и вспомогательным программам берутся как специализированные комбинаты и коммерческие обучающие центры, так и «шарашкины конторы» с сомнительными лицензиями. Оплата в них примерно одинаковая – три тысячи рублей за полный курс бухгалтерского учета на полтора месяца и примерно тысяча «деревянных» за узкие курсы, например, «1С:Бухгалтерия». При выборе между ними счетоводы больше полагаются на мнение коллег, уже прошедших обучение, нежели на громкие обещания и яркие рекламные буклеты.
В последнее время повысить квалификацию бухгалтерам помогают и местные биржи труда. В большинстве краев и областей при них открываются специальные курсы. Туда может записаться любой желающий, но в первую очередь там оказываются – бухгалтеры, потерявшие работу. Обычно это специалисты «старой закалки», которым для того, чтобы найти новую работу, необходимо знание компьютерных программ. Слушателям даже выплачивается маленькая стипендия – 700 рублей.
В столице лучший способ поиска объявления – интернет. На запрос всемирная паутина выдает свыше 600 объявлений о бухгалтерских курсах в одних только Москве и Подмосковье. Повысить уровень своих знаний предлагают все те же обучающие центры и курсы без роду и племени. Первые предлагают утренние, дневные, вечерние группы обучения. Полный курс занимает не меньше 70 часов. Учащиеся обеспечиваются, как правило, всей необходимой литературой и компьютерными базами. Существуют даже индивидуальные курсы, на которых преподаватели учат только одного человека, подстраиваясь под удобный для него график. Кстати, такая форма обучения становится все более популярной. Чаще всего на таких курсах можно встретить директоров небольших фирм.
Только вот столичная цена образования значительно отличается от региональной и колеблется от пяти тысяч рублей за краткосрочные курсы до 25 тысяч рублей за индивидуальное обучение.
Аттестат гарантирую. Минфин
В последнее время все больше бухгалтеров жалуются, что первый экзамен на звание профессионала ИПБ пройти очень сложно, почти невозможно. «Контролировали ужасно, списать было невозможно. Хотя иногда это было необходимо, поскольку несколько тем, затронутых на экзамене, на предварительных курсах не обсуждались, – жалуется Екатерина, одна из наших читательниц. – Естественно, с первой попытки ничего сдать не удалось. На пересдаче, которая, кстати, была платная, положение было кардинально иным: никто не следил за временем и экзаменующимися. Списывай, сколько угодно».
Получается своеобразный «конвейер»: сначала идут курсы, на которых ничего нового не говорят, за ними экзамен, который практически невозможно сдать, и – как финиш – платная пересдача, где нормальный результат гарантирован.
Вот только гарантирован он не Минфином. «Да с чего вы взяли, что Минфин вправе ставить куда бы то ни было свою печать? – возмущенно отчитал нашего корреспондента чиновник, не пожелавший назвать себя. – Такого даже Минобразования не делает. И никакого сертификата Минфина или гособразца “при Минфине” быть не может. Этого не позволяет наше законодательство».
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий