Сделать все это быстро, правильно и с выгодой для фирмы не так-то просто. В предновогодней суете нужно удержать в голове массу нюансов и учесть все возможные подводные камни. Однако решение есть. Обратимся к проверенным помощникам – бераторам “Налоговый учет и отчетность” (том V) и “Бухгалтерская отчетность” (том VI) из серии бераторов “Практическая энциклопедия бухгалтера”. Они помогут не только закрыть год, но и без проблем составить и сдать в инспекцию все бухгалтерские отчеты и налоговые декларации.
Сегодня мы расскажем об особенно важных моментах учетной политики. Напомним, что она бывает двух видов: для бухгалтерского учета и для налогообложения. Эти документы можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы.
На стандартных общеизвестных положениях останавливаться не будем. А вот нюансы, позволяющие сблизить бухгалтерский и налоговый учет, рассмотрим подробно. Ведь они помогут вам сделать свою работу удобной и выгодной для фирмы.
Регистрируем с умом
Объекты недвижимости должны пройти госрегистрацию. До внесения записи в госреестр их можно учитывать двумя способами:
– на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”;
– на субсчете “Основные средства, находящиеся на госрегистрации” к счету 01.
Первый способ для фирм выгоднее, поскольку уже действующий объект будет числиться в составе капвложений. Значит, с него не придется платить налог на имущество. В учетной политике для бухучета это можно записать так:
<...>
2.4. Основные средства, подлежащие государственной регистрации, учитываются на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы” субсчет “Имущество, подлежащее госрегистрации”. После госрегистрации стоимость таких основных средств отражается на счете 01 “Основные средства”.
<...>
Дешево бывает хорошо
ПБУ 6/01 разрешает списывать на затраты основные средства стоимостью не более 10 000 рублей за единицу при вводе их в эксплуатацию. Но при желании фирма может начислять по ним амортизацию. А в налоговом учете такие объекты однозначно считаются неамортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому и в бухучете стоимость дешевых основных средств лучше сразу списывать на расходы.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета отразите это таким образом:
<...>
2.3. Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списываются на расходы от продажи по мере их передачи в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).
<...>
Их надо повысить
В налоговом учете предприятиям разрешено применять повышающие коэффициенты амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ). Например, по имуществу, которое используется в условиях агрессивной среды или в многосменном режиме, амортизацию можно ускорить вдвое. А по сдаваемым в лизинг объектам можно использовать коэффициент от 1 до 3.
Заметим, что прямого требования прописать эти коэффициенты в учетной политике законодательство не содержит. Однако Минфин считает, что сделать это необходимо (см. письмо Минфина России от 23.01.2002 № 04-02-06/2/4). Кроме того, наличие нужной формулировки поможет вам отстоять свои права в случае судебного разбирательства. Пример – постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2000 № А56-17003/00.
Соответствующая запись может выглядеть так:
<...>
2.3. Амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом, исходя из срока их полезного использования (подп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ).
2.4. По торговому оборудованию, полученному в лизинг и учитываемому на балансе фирмы, применяется повышающий коэффициент амортизации, равный 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ).
<...>
Доставка бывает разной
По правилам бухучета транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада фирмы можно учитывать двумя способами: в составе их себестоимости (т. е. непосредственно на счете 41 “Товары”) или в составе издержек (т. е. на счете 44 “Расходы на продажу”). В налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком. В противном случае транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.
Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования бухгалтерского и налогового учета, транспортные расходы целесообразно учитывать:
– на счете 41 – если они включены в цену товаров по условиям договора;
– на счете 44 – в остальных случаях.
Разберемся с таможней
По правилам бухучета таможенные пошлины, которые были уплачены при ввозе товаров или материалов в Россию, увеличивают их стоимость. А по статье 264 Налогового кодекса суммы налогов и сборов включают в прочие расходы. Таможенные пошлины как раз относят к федеральным налогам. Следовательно, на первоначальную стоимость ценностей они не влияют. В итоге в стоимости ценностей появляется разница на сумму пошлины. А значит, по ним приходится вести дополнительные регистры налогового учета. Но...
При формировании первоначальной стоимости товаров или материалов можно руководствоваться не только статьей 264, но и статьей 254 НК РФ. В этой статье сказано: “стоимость товарно-материальных ценностей определяется исходя из цен их приобретения, включая... ввозные таможенные пошлины и сборы”. Следовательно, фирма сама может решить: включать пошлину в стоимость ценностей или нет. В первом случае вам не придется вести регистры налогового учета. Во втором – на сумму пошлин вы сразу сможете уменьшить облагаемую прибыль.
Ведем общее хозяйство
В состав общехозяйственных расходов производственные предприятия включают: административно-управленческие затраты; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизацию основных средств общехозяйственного назначения; расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и т. п. Такие затраты учитывают на счете 26 “Общехозяйственные расходы”.
В бухгалтерском учете их можно списать двумя способами:
– включить в себестоимость продукции (работ, услуг) – если она учитывается по полной себестоимости;
– списать непосредственно на счет 90 “Продажи” субсчет 2 “Себестоимость продаж” – если продукция (работы, услуги) учитывается по сокращенной себестоимости.
В налоговом учете эти расходы относятся к косвенным, поэтому они сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода.
В этой связи в бухгалтерском учете лучше поступать так же, то есть списывать такие расходы на счет 90, что поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Не помешает подстраховаться
Фирмам разрешено формировать различные резервы: на оплату отпусков, выплаты за выслугу лет, ремонт, гарантийное обслуживание, по сомнительным долгам и т. п. Но делать это вовсе не обязательно. Резервы создают для равномерного включения расходов в себестоимость или списания безнадежных долгов.
Резервы имеет смысл формировать, если соответствующие расходы (отпуска, ремонт и т. д.) запланированы на конец года. Тогда ежемесячно или ежеквартально можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в них. По расходам, которые намечены на начало года, резервы лучше не создавать. Ведь это отодвинет момент списания уже произведенных расходов на конец года.
Есть резерв, который выгоден фирме всегда. Его создают для оплаты сложного и дорогостоящего ремонта основных средств, который проводится раз в несколько лет.
Порядок образования и размер отчислений в резервы в бухгалтерском и налоговом учете различаются. Поэтому лучше воспользоваться методикой, предложенной Налоговым кодексом (ст. 266, 267, 324 и 324.1). Это позволит сблизить оба учета, а также сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.
В бухгалтерской учетной политике создание резервов можно отразить так:
<...>
4. Создание резервов
4.1. Организация создает резерв на предстоящую оплату отпусков и резерв по сомнительной задолженности в порядке, предусмотренном статьями 266 и 324.1 Налогового ко- декса.
<...>
Обратите внимание: если на фирме создан резерв, то соответствующие расходы можно списывать только за счет него.
В учетной политике для исчисления налога на прибыль просто перечислите создаваемые резервы:
<...>
2.7. Организация создает резерв на предстоящую оплату отпусков и резерв по сомнительной задолженности (ст. 266 и 324.1 НК РФ).
<...>>
Л.И. Зеленкова, эксперт серии бераторов “ПЭБ”
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий