Сколько желаете?
Нередко директору кажутся огромными даже 20 тысяч рублей налога на прибыль при миллионных оборотах. Конечно, с таким начальником лучше разговаривать как с буйно помешанным. То есть любой разговор начинать со слов «хорошо» и «ладно». Например, так: «Хорошо, я попробую уменьшить. Давайте посмотрим, на сколько нужно уменьшить».
Спокойно возьмите чистый лист бумаги, ручку с яркими чернилами и... покажите директору (только очень медленно), что он заблуждается, с помощью... формул эффективности налогообложения. Самая простейшая из них будет доступна даже тем, кто никогда не пользовался калькулятором: сумму налогов нужно разделить на сумму доходов.
В итоге мы получаем коэффициент налогообложения. Если директор привык мыслить «процентами», умножьте коэффициент на 100 и получите понятные руководителю проценты. Например, при 40 процентах и выше бизнесом лучше вообще не заниматься, и в вашем случае уже не требуется минимизация налоговых платежей. Вы как бухгалтер скорее всего останетесь без работы.
От 40 до 20 процентов – значит, есть над чем работать. Причем, чем ближе к 20, тем выше риск, что инспекторам не понравится ваша минимизация. Меньше 20 – уверенно заявите вашему шефу, что вы минимизировали все что можно, и он может спать спокойно.
Обязательно объясните директору, что налоговая оптимизация с помощью «серых» схем – довольно хлопотное занятие. Схема должна быть индивидуальна: те, что во множестве болтаются в Интернете или публикуются в сборниках «Тысяча и один способ ухода от налогов», или вчерашний день, или отлично известны налоговикам.
Как правило, применять полулегальные схемы могут позволить себе только фирмы, имеющие деньги на хороших юристов. Ведь с большой вероятностью каждый рубль придется отстаивать в суде. Мелким фирмам дешевле создать видимость согласия со всеми требованиями налоговиков.
Хотите рискнуть?
Ваш директор – нормальный человек и согласен отдавать в бюджет, скажем, треть своих доходов. Покажите ему, что вы действительно профессиональный бухгалтер и почти налоговый консультант. Для этого нужно «всего лишь» объяснить на пальцах, чем лично он рискует и рискует ли вообще, минимизируя налоги с помощью той или иной схемы.
Существуют три основных пути «налоговой экономии». Первый путь – криминальный, то есть попросту сокрытие реальных объемов доходов, либо завышение расходов. Директор должен отдавать себе отчет, что его вполне (именно его, а не вас) могут привлечь к уголовной ответственности.
Второй путь – «почти» законный. Налоги сокращают благодаря недоработкам в нормативных актах, и теоретически нет никаких противоречий с действующим законодательством и, соответственно, нет оснований для конфликтов с налоговыми органами.
Однако на практике помогают такие лазейки временно: до тех пор, пока их применение не приобретет массовый характер. После того как лазейками начинают пользоваться все, их либо закрывают, либо инспекторы начинают действовать по внутренним письмам, а арбитражные суды вдруг резко меняют свою практику в пользу бюджета.
Помимо этого документооборот вашей фирмы увеличится, и вам потребуется помощник, возможно, еще один бухгалтер. Желательны еще абонементные или периодические консультации в аудиторско-консалтинговой фирме и готовность руководителя нести дополнительные расходы за разработку, реализацию, поддержку и защиту оптимизационных схем по причине увеличения и усложнения документооборота.
Третий путь уменьшения налоговых платежей основан на соблюдении налогового законодательства, то есть на формировании эффективной учетной политики, позволяющей оптимизировать налоги за счет выбора наиболее оптимального способа ведения налогового и бухгалтерского учета для вашего предприятия, а также на управлении финансовыми потоками предприятия, не позволяющем превысить планируемые налоговые отчисления.
При подготовке статьи использованы материалы семинара «Способы уменьшения налоговых выплат в рамках налогового законодательства», проведенного Ларисой Кисуриной – ведущим консультантом по вопросам управленческого, налогового и бухгалтерского учета, практикующего специалиста аудиторской фирмы «Ларика».
Анастасия АНДРЕЕВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий