оезд прибыл в Нижний Новгород рано утром. Вместо того чтобы выйти и осмотреться, нам пришлось, как рекомендовала встречающая сторона, «оставаться на своих местах, пока за нами не зайдут». Что поделать? Пришлось подчиниться, ведь структура-то серьезная.
Однако сами встречающие оказались людьми на удивление радушными и веселыми, так что до главной точки нашего путешествия мы добрались без проблем. Сама академия – это небольшой анклав, маленькое государство в государстве, живущее, как мне показалось, по своим законам и правилам. Все четко и без отклонений от намеченной программы.
К нашему приезду основательно подготовились: регламент был прописан с точностью до минуты, а порой и до секунды. Благодаря такой организации мы не только смогли собрать всю информацию, но еще и увидеть вечерний Новгород во всей его красе. А любоваться было чем: старинный кремль, храмы XVII века, музей военной техники и бесконечные кварталы, где жили купцы и дворяне. Но... вернемся в Академию МВД.
Замаскированный характер познания
Академия была создана в 1972 году. Однако ее история восходит еще к началу прошлого века. Пройдя немало «переделок», здесь решили готовить специалистов по борьбе с экономическими преступлениями. Так осталось и по сей день.
Первое правило обучения – это объединение юридических и криминалистических дисциплин. Поэтому каждый курсант одновременно с основными предметами изучает криминальные дисциплины, оперативно-розыскные, экономические и собственно юридические.
Второе правило обучения – это максимальное приближение содержания дисциплин к будущей практической деятельности. Так, по словам преподавателей, выпускники должны обладать не только общими знаниями об экономике, но и получить надежную базу, которая сможет всегда помочь в решении глобальных вопросов экономической безопасности государства.
От теории к практике
«Далеко не каждый вуз может похвастаться собственной образовательной программой. А в нашей академии система аудиторского обучения настолько приближена к практической части, что сама практика вышла на первый план. Кроме этого мы не забываем и о технических средствах обучения.
Например, наши компьютеры позволяют легко обмениваться информацией с управляющими структурами МВД и другими вузами страны, – рассказывает Владимир Баранов, заместитель начальника Академии МВД и полковник милиции. – Сегодня в структуру академии входят шесть факультетов, 18 кафедр, семь отделов, две библиотеки, восемь строевых подразделений и пять филиалов – Ижевский, Пермский, Чебоксарский, Саранский филиал заочного обучения, Кировский, адъюнктура, докторантура и два диссертационных совета».
В целом, деятельность академии разделена на две части: непосредственно образовательные программы и научная деятельность. Причем второй уделяют особое внимание. Здесь не встретишь преподавателя, который не имел бы ученой степени.
Как рассказал нам Илья Бондарь, начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела, вся научная деятельность академии направлена на обеспечение экономической безопасности России: «Мы своего рода кузница кадров для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Наши методики расследования, анализ практики и глобальные разработки в области финансовой и правовой экспертизы – это тот фундамент знаний, которые применяют многие структуры и ведомства».
Когда мы вошли в аудиторию, я обратила внимание на большие сейфы. На вопрос, что же в них такое находится, сопровождающий быстро пояснил, что большинство материалов, разработанных академией, носят секретный характер, и поэтому храниться они должны в секрете. Оказалось, что курсанты имеют специальную форму допуска к закрытым сведениям. «Практически все преподаватели академии являются авторами подобных учебных программ, научной и методической литературы, издаваемой по всей России», – похвастался один из моих гидов.
Экономика на юриспруденцию
Когда три года назад в стране возникла потребность в экспертах-экономистах, эту проблему в Нижегородской академии МВД России решили без особого труда. На кафедре судебной бухгалтерии и специальной экономической подготовки, куда нас привели на экскурсию, работает научная школа экономической криминалистики. И аналогов такой кафедры нет ни в одном юридическом вузе.
Изначально формирование этой учебной дисциплины началось с эксперимента. Его суть состояла в вооружении будущих юристов экономическими знаниями. Об этом нам рассказала начальник кафедры, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции Елена Леханова:
«До 1975 года это была наука об основах бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. Тогда логика построения предмета казалась вполне обоснованной: действительно, при расследовании преступлений в сфере экономики наиболее часто используют документы и записи бухгалтерского учета. А раскрытие таких преступлений, как правило, требует специальных знаний о форме организаций ревизий и судебно-бухгалтерских экспертиз.
Учебная дисциплина состояла из четырех основных частей – теория бухгалтерского учета, отраслевой учет, ревизия и бухгалтерская экспертиза. Она раскрывала деятельность бухгалтера, ревизора, эксперта и лишь в самой малой степени обращалась к задачам собственно юридической практики».
От судебной медицины до судебной бухгалтерии
Пока я знакомилась с кафедрой, возникло два вопроса: существует ли теория «судебной бухгалтерии», и как изучают преступления, совершаемые с помощью бухгалтерского учета.
Как рассказала Елена Леханова, само понятие «судебная бухгалтерия» зародилось еще в конце 50-х годов: «Вот, например, судебного медика обучают судебной медицине, а не медицине вообще. Поэтому и основная задача у него – определить основные обстоятельства смерти. Может это звучит и странно, но у судебного бухгалтера абсолютно такие же требования и задачи.
По документам и записям в бухучете зачастую можно определить обстоятельства, которые будут интересны, а порой и необходимы делу. Например, размер материального ущерба или способ совершения преступления. Ведь основа любой экономической экспертизы – это судебная бухгалтерия, а эксперт-бухгалтер – это не просто бухгалтер. Такой специалист должен быть блестящим бухгалтером, хорошим экономистом и знать кое-что еще, а именно – судебную бухгалтерию.
Помимо фундаментальных наук, у нас на кафедре и прикладные направления научных исследований, – продолжила Елена. – Мы пытаемся максимально приблизиться к практике. Часто нам на консультацию привозят материалы, рассчитанные на следователя. В основном это сложные и запутанные дела. Разбирая такие случаи, мы всегда привлекаем наших студентов.
Для их решения требуются знания не только в области бухгалтерского учета, но и в области налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности. Поэтому наш студент всегда должен суметь отличить случайную ошибку от умысла.
Я считаю, что совершить экономическое или налоговое преступление, не оставив следа в документах или в отчетности, просто невозможно. Преступник всегда выбирает ту операцию и те документы, которые будут меньше всего бросаться в глаза, и многие могут обман не заметить. А наш студент такого права не имеет. Отсюда и высокие требования ко всем учащимся нашего вуза».
Деловые игры для бухгалтеров в погонах
Методика преподавания заключается в адаптации экономических знаний к практической деятельности юриста. «Эта система была апробирована еще в 1972 году, – говорит Елена Леханова. – Мы не бухгалтеров учим, мы разъясняем причины. Например, параграф нашего учебника говорит не о том, как проводить инвентаризацию, а рассказывает о способах сокрытия недостач и излишков вместе с методами борьбы с ними. Мы должны научить, как распознать такие способы. Это классика судебной бухгалтерии».
Еще одну новинку обучения показали нам другие сотрудники академии – лаборант кафедры принесла красивую папку. Я подумала, что это какие-нибудь лекции или свод законов. Но оказалось, что это обычное задание на контрольную работу. В таких папках лежат усеченные варианты документооборота в той или иной сфере деятельности.
Студентов академии учат, что безупречные на первый взгляд документы могут оказаться подложными. Нередко, чтобы скрыть недостачу, кладовщик выписывает так называемые «бестоварные» накладные на отгрузку. На самом деле товар может лежать без движения или уже быть похищенным.
Все практические занятия проводятся в виде деловых игр с использованием учебных макетов, созданных по мотивам реальных уголовных дел. Экзамен принимается в форме профессиональных испытаний, где курсанты и слушатели решают конкретные практические задачи.
Но не надо забывать и о том, что нельзя надеть погоны на выпускника, который закончил экономический вуз, даже если он имеет отличные знания бухгалтерского учета и хорошо ориентируется в сфере экономики. Экономист в погонах – это еще и будущий сотрудник любого ОБЭП. А здесь нужно разбираться в оружии и иметь хорошую физическую подготовку. Так что боевые дисциплины – неотъемлемая часть подготовки курсантов.
Камеральщики в милицейской форме
В отличие от судебной бухгалтерии дисциплина «Экономико-криминалистический анализ» поначалу была чисто теоретической. Задача была максимально использовать возможность анализа отчетности предприятий при планировании проверок на местах. Для ее решения нужны были экономисты-аналитики, умеющие анализировать бухгалтерскую отчетность и выделять фирмы, требующие «особого» внимания со стороны оперативников.
Например, даже одного из негативных признаков – увеличения себестоимости продукции – достаточно, чтобы назначить ревизию. Пока преподаватели академии еще только работают над методичками с эффективными способами анализа бухгалтерской и налоговой отчетности. Однако можно не сомневаться: когда работа будет завершена, камеральщики из ОБЭП оставят далеко позади своих коллег-налоговиков.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий