М атериальную выгоду вместе с займом работник получает, если проценты, которые он должен заплатить, меньше рассчитанных исходя из 3/4 ставки рефинансирования Центробанка (ст. 212 НК). В этом случае выдавшая заем фирма становится налоговым агентом. С суммы экономии на процентах она должна рассчитать налог на доходы физлиц, удержать его из зарплаты работника (или другого выплачиваемого ему дохода) и перечислить в бюджет.
Это следует из пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса. Он возлагает обязанность исчислить, удержать и перечислить НДФЛ на фирмы, «от которых или в результате отношений с которыми» гражданин получил доход. С тем, что материальную выгоду работник получает именно в результате отношений с выдавшей ему заем фирмой, спорить сложно. Кроме того, второй пункт этой же статьи приводит исчерпывающий перечень исключений из этого правила. НДФЛ с материальной выгоды среди них не фигурирует.
Поэтому фирма обязана удержать и заплатить НДФЛ с материальной выгоды без какого бы то ни было согласия работника – «безакцептно», так сказать, по аналогии с НДФЛ с зарплаты. Только вот ставка для налога с сумм экономии на процентах другая – 35 процентов. Исключение – займы на покупку жилья, материальную выгоду по которым с этого года законодатель любезно перевел на 13-процентную ставку (п. 2 ст. 224 НК).
Неувязочка вышла
Казалось бы, все ясно. Осталось только изучить статью 212 кодекса, которая так и называется: «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды».
Но вот тут-то на горизонте и появляется маленькое облачко – из числа тех, которые впоследствии перерастают в грозовые тучи. Второй абзац подпункта 2 статьи 212 в свете всех упомянутых положений 23-й главы кодекса выглядит абсолютно непонятным. Обязанность определить налоговую базу он возлагает на налогоплательщика, то есть на самого работника как получателя материальной выгоды. И даже уточняет, когда именно тот должен это сделать – в день выплаты процентов, но не реже раза в год.
Что же получается? Рассчитать и заплатить НДФЛ с материальной выгоды есть суровая обязанность налогового агента. Но рассчитать налог можно лишь при условии, что уже определена налоговая база (процентной долей которой он и является). А вот это математическое упражнение абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса возложено не на налогового агента, а непосредственно на налогоплательщика.
Эти две процедуры – определение налоговой базы и расчет налога – между собой родственны, поскольку первая из них предшествует по времени второй. Но они отнюдь не тождественны и не совпадают друг с другом!
Работник, конечно, может определить налоговую базу – или из желания исполнить предписание статьи 212 кодекса, или из детского любопытства. Однако как-то оформлять свои расчеты и передавать их налоговому агенту, то бишь своему работодателю, он не обязан. Да если бы даже и захотел, то неизвестно, как это сделать – незадачливые законодатели сию процедуру в кодексе не предусмотрели. Сам же работодатель рассчитать, удержать и перечислить налог не может, ибо лишен права определить налоговую базу, без которой все разговоры о расчете налога бессмысленны.
Словом, еще четыре года назад законодатели создали нелепую и довольно комичную коллизию из серии «правая рука не ведает, что делает левая».
Некий ответ был, но и тот исчез
Знают ли об этом в налоговом ведомстве? Разумеется. Свидетельство тому – ныне упраздненные методические рекомендации по применению 23-й главы Налогового кодекса (утверждены приказом МНС от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415, а затем отменены приказом от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-04/284).
Так вот, в этой методичке говорилось: для того чтобы фирма могла удержать и перечислить НДФЛ с материальной выгоды, ей нужно получить с работника нотариально заверенную доверенность. Выдать таковую ему позволяют статьи 26 и 29 Налогового кодекса. Заметьте: позволяют, но никоим образом не обязывают. Да и руководство фирмы вольно от бремени такого «доверия» отказаться.
Тем самым налоговики старались направить ход мыслей бухгалтеров в нужное русло – в обход злополучного абзаца второго подпункта 2 пункта 2 статьи 212 кодекса. Дескать, требуйте от счастливых получателей займов под низкий процент доверенности. В налоговом ведомстве ой как не хотели дать счетоводам возможность приблизиться к тайне (сродни страшной тайне золотого ключика), позволяющей избавиться от лишних бухгалтерских хлопот.
Начиная с 1 января 2001 года эта фраза в методичке была для инспекторов единственным подспорьем, пусть даже перпендикулярным кодексу, в решении вопроса о том, кто же должен платить НДФЛ с материальной выгоды. Но, отменив методичку, в налоговом ведомстве собственноручно лишили своих подчиненных даже этой эфемерной опоры.
И теперь налоговикам остается лишь с тоской ожидать момента, когда какой-нибудь бухгалтер обнаружит коллизию между вторым абзацем подпункта 2 пункта 2 статьи 212 и пунктом 2 статьи 226. После чего с великой радостью снимет со своей фирмы и с себя все заботы по расчету, удержанию и перечислению налога с материальной выгоды, ограничившись сообщением в инспекцию о невозможности удержать налог.
Причем даже эту свою единственную обязанность фирма полностью выполнить не может. Пункт 5 статьи 226 кодекса обязывает не просто проинформировать инспекторов о том, что налог удержать нет возможности, но и сообщить его сумму. А посчитать ее как раз и не в силах налогового агента. Впрочем, если бухгалтер вовсе «забудет» поставить инспекцию в известность о случаях получения материальной выгоды работниками фирмы – дабы не привлекать к ним лишнего внимания, то это обойдется ей всего в 50 рублей за каждый раз, когда было нужно, но невозможно удержать налог (п. 1 ст. 126 НК).
Работникам же позаботиться об уплате налога придется самим. К этому их обязывает подпункт 4 пункта 1 статьи 228 кодекса. Там сказано, что если налоговый агент не удержал НДФЛ, то человек должен рассчитать его и заплатить самостоятельно.
А что же остается налоговой службе и ныне начальствующему над ней Минфину? Ведь сразу получить налог с фирмы – налогового агента, как известно, неизмеримо проще, чем потом пытаться взыскать его через суд с гражданина. Могут ли финансовое и налоговое ведомства как-то исправить ситуацию? Могут, но не так скоро, как хотелось бы. Потому что для этого потребуются инициативы калибром не меньше законодательных, предполагающие изменения в самом Налоговом кодексе, а именно, в его пресловутой 212-й статье.
Фирмы обязаны рассчитать, удержать и перечислить НДФЛ с материальной выгоды работника, но налоговую базу определить не вправе
Для того чтобы исправить ситуацию, от чиновников потребуются инициативы калибром не меньше законодательных
Александр ИГНАТОВ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий