Статистика свидетельствует, что количество споров между налоговыми инспекторами и бизнесменами стремительно растет. Показательны цифры, приведенные Сергеем Пепеляевым, управляющим партнером компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», на одной из конференций: «Буквально пару лет назад в арбитражном суде рассматривалось до 40 процентов споров между бизнесом и государством. Сейчас эта цифра выросла до 51 процента. При этом из всех этих споров около 41 процента составляли разбирательства с налоговыми органами. Сейчас они составляют 56 процентов». В чем причина такой динамики?
Налоговики атакуют
Основную причину конфликтов предпринимателей с налоговиками господин Пепеляев видит в низком качестве налоговых законов. Они написаны так, что каждое ведомство имеет возможность толковать их по-своему. Но проблема не только в этом. Изначально налоговая служба была создана для надзора за уплатой налогов. Через некоторое время на нее возложили обязанность по сбору средств. В результате налоговики не думают ни о помощи налогоплательщикам, ни о законности своих действий. Главное для них – показатель средств, собранных в бюджет.
По данным аудитора Счетной палаты РФ Владимира Панскова, налогоплательщиков сегодня проверяют 150 000 налоговиков и 50 000 таможенников. Столь впечатляющее число контролеров, на вооружении у которых несовершенные законы, не позволяет предпринимателям вздохнуть спокойно.
Выход один
Законодатели активно пытаются залатать дыры действующего законодательства: количество поправок и новых законов не поддается исчислению. Задача, по-видимому, состоит в том, чтобы, с одной стороны, ограничить и четко регламентировать вмешательство государства в бизнес, а с другой – ужесточить ответственность фирм и предпринимателей по итогам проверочных мероприятий. Многочисленные подтверждения тому уже есть: ограничения полномочий самых придирчивых контролеров – милиции, налоговиков, торговых инспекторов, и в то же время значительное усиление санкций за нарушения фирмы, арест на 15 суток за невыплату штрафа и многое другое. Не учитывать все эти нюансы при общении с контролерами теперь уже нельзя.
Изменений много, а выход один: сейчас как никогда надо знать не только свои права, но и новые пределы компетенции различных контролеров. Все эти вопросы – темы для обсуждений на разных семинарах, конференциях, «круглых столах», а также в печатных изданиях: периодических и специализированных. Одно из них – бератор «К вам пришла проверка», посвященный защите бизнеса от произвола контролирующих структур. Бератор – обновляемое издание, поэтому он всегда актуален. Все последние изменения действующего законодательства учтены в первом обновлении к бератору «К вам пришла проверка». Недавно оно появилось в продаже.
мнение
Дмитрий Северов, адвокат:
«В России между государством и бизнесом никогда не было взаимопонимания. Противостояние, основанное на глубоком взаимном недоверии, продолжается много-много лет. Проблема в том, что законодательство позволяет различным контролерам творить беззаконие и оставаться безнаказанными. А бизнес, чаще всего безрезультатно, старается “достучаться”, донести свои реальные интересы до верхов. Похоже, государство начинает прислушиваться к подобным сигналам и ограничивать полномочия представителей власти. Но этого недостаточно. Необходимо кардинально изменить практику исполнения законов, повысить ответственность чиновников за их нарушения. А предпринимателям важно уметь юридически грамотно противостоять любому произволу».
Ю. Муравьева, эксперт ПБ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий