1. Что такое Всемирная торговая организация (ВТО) и почему Россия так стремится вступить в эту организацию.
Всемирная торговая организация (ВТО) осуществляет свою торговую и промышленную деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве с целью защиты от любых недобросовестных действий, ухудшающих конкурентоспособность предпринимателей из разных стран. Причем защищает бизнес от этих действий как со стороны суверенных государств, так и со стороны частных корпораций. Большинство положений и стандартов ВТО не делает различий между частными и государственными компаниями.
Главный принцип ВТО заключается в том, что все, что ограничивает конкурентоспособность производителей продукции на внешних и внутренних рынках мира должно быть обосновано в соответствии с принятыми Генеральными соглашениями , договорами и протоколами ВТО. Тем самым в обмен на присоединение к ВТО каждая страна делегирует часть своих суверенных полномочий ВТО и поощряет судебную практику иностранных арбитражных судов при торгово-промышленных спорах предпринимателей из стран- членов ВТО.
Самым главным достижением ВТО — является то, что эта организация располагает обширным арсеналом инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. К этим инструментам относятся прежде всего международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности. Россия уже двигается в этом направлении, приняв Федеральный Закон РФ "О техническом регулировании", в который нужно внести некоторые поправки, соответствующие требованиям соглашений о присоединении к ВТО и расширить его сферы деятельности на такие, как финансовый аудит и образовательные услуги.
Любая страна, присоединяющаяся к ВТО, делает это добровольно и осознанно в целях глобальной интеграции в мировую экономику, основанную на рыночном регулировании с максимальной свободой перемещения капитала, специалистов, товаров и услуг.
Что же представляет собой к настоящему времени ВТО как организация?
Ее штаб-квартира расположена среди административных зданий ООН в Женеве, в Швейцарии. Организация основана 1 января 1995 года и учреждена по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994). В настоящее время в эту организацию включены — 148 стран (по состоянию на январь 2005 года).
Ежегодный бюджет этой организации составляет — более 168 млн. швейцарских франков (примерно 90 млн. долларов США). Штат секретариата образуют 500 сотрудников, работающих по постоянному найму. Глава — Генеральный директор, периодически переизбирается из числа представителей стран, присоединившихся к ВТО. До последнего времени Генеральным директором были избраны Супачай Паничпакди, а также глава Генерального совета Сотаро Осима.
Цели и принципы, провозглашенные ВТО, призваны регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли и международного разделения труда.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран — членов ВТО для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотьемлимой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров с помощью широкой сети международных арбитражных судебных палат, рассредоточенных по разным странам — членам ВТО.
С 1947 года обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 9 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался десятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли и соблюдение принципов справедливой конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ, ВТО являются — торговля без дискриминации, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли исключительно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Важнейшими функциями ВТО являются — контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда, проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами- членами, разрешение торговых споров, мониторинг национальной торговой политики стран- членов, техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО, сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества для российских предпринимателей и России в целом от присоединения к ВТО заключаются в том, что
Система ВТО представляет собой в правовой форме своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Этот контракт предписывает каждому государству, присоединившемуся к ВТО, вести себя, как беспристрастный регулятор рынка по отношению к частным и государственным компаниям.
2.Основные преимущества бизнеса в условиях ВТО
Прежде всего, бизнес получает новые возможности в оказании услуг на собственном и внешних рынках в торговле, индустрии свободного времени, финансовых, юридических, информационных, инновационно-инжиниринговых услугах. То есть рынок для каждого российского предпринимателя потенциально существенно возрастает. При этом бизнес приобретает новые возможности международной правовой защиты своей конкурентоспособности не только от корпоративных конкурентов, но и от недобросовестных действий собственного и иностранных государств.
Федеральная власть теряет свои возможности централизовано планировать все аспекты пространственного развития РФ. Каждое государство при присоединении к ВТО обязуется под надзором соответствующих независимых международных комиссий ВТО приводить свою политику по росту качества судебной системы и технического регулирования рыночными методами, снижению бюрократического пресса чиновников и непрозрачности регулирования, росту защиты прав собственности, совершенствованию налоговой и таможенной системы. Если государство этого не делает, то оно подвергается экономическим санкциям со стороны других государств — членов ВТО.
Фактически это означает, что ВТО требует перехода на единые стандарты судебных, административных, налоговых и таможенных и иных процедур работы государственных органов с бизнесом, совместимые с аналогичными стандартами стран с развитой рыночной экономикой. Важным обстоятельством является контроль за деятельностью государственных компаний, за добросовестную конкуренцию которых отвечает государство, точно также, как за работу частных компаний отвечает их менеджмент. Тем самым ВТО распространяет контроль за монопольные действия на рынке и на государственные учреждения и предприятия. Это очень важно для России, поскольку ее государственные компании находятся в выигрышной ситуации по сравнению с частными компаниями, поскольку платят меньшие налоги и таможенные платежи, судебные издержки и часто государство защищает их от любой, даже добросовестной конкуренции.
Кроме того, российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения предпринимателей других стран, в случае нарушения последними справедливой тарифной политики, например при установлении высоких импортных и сертификационных пошлин на определенные виды продукции, что приводит к резкому повышению цен на товары и услуги, то есть к потере их конкурентоспособности.
3. Что уже сделало государство для присоединения к ВТО и что ему еще предстоит сделать в интересах защиты конкурентоспособности российского бизнеса.
К сожалению, Россия пропустила момент, когда в странах — членах ВТО произошла сетевая революция, выразившаяся в том, что возникла глобальная сетевая модель, являющаяся проекцией производственных региональных сетей на территориях разных стран. В этой сети производителей и потребителей продукции хозяйственная власть не концентрируется, а, напротив, распределяется. В России действует централизованная советско-рыночная экономическая система, построенная из отраслей, технологий и компаний. А конкуренция в ВТО требует, чтобы конструирование страны шло по пути создания производственных кластеров, равномерно распределенных по территории страны. Причем чрезвычайно важно, чтобы иметь не только передовые технологии и компании, но, главное, регионы, способные принять эти технологии и компании.
Информация о том, что конкретно российские предприниматели должны сделать, для того, чтобы успешно конкурировать в ВТО, до сих пор опутана завесой государственной тайны. Она не доведена до хозяйствующих юридических и физических лиц и, самое главное, до регионов, где стоимость рабочей силы во много раз ниже, чем в федеральном центре. Сегодня Россия так пространственно организована, что не способна принять международный капитал, который концентрируется в основном в Москве и нефтеносных районах Севера и Западной Сибири. Поэтому к ВТО присоединяются именно эти территории. По экспертным оценкам, из 1027 городов и поселков городского типа, а также 152 тысячи сельских населенных пунктов экономический рост и конкурентоспособность предприятий на российском рынке сосредоточены всего в 140 точках, а ВТО — не более 18 точек. Все это вместе создает проблемы успешного предпринимательства в ВТО.
Особенно это характерно для тех обязательств, которые берет на себя как государство, так и частный бизнес по отношению к ВТО. Такие обязательства можно сгруппировать следующим образом.
Безусловно — это те генеральные соглашения между государствами, которые российское правительство обязуется выполнять после присоединения к ВТО. Эти соглашения образуют первую группу обязательств и касаются правил использования и защиты институтов инвестиционной, коммерческой и интеллектуальной собственности, а также международной юридической практики по защите институтов собственности, экспортеров и импортеров продукции.
Ко второй группе обязательств, следует отнести реализацию государством защитных мер по тарифной политике в отношении экспортеров и импортеров продукции и услуг, независимо от величины бизнеса. В эту группу обязательств, входят налоговые, таможенные и иные пошлины, защищающие отечественных товаропроизводителей от давления на российский рынок импорта зарубежных товаров и услуг. В отношении экспорта государство отстаивает перед другими членами ВТО свои требования к снижению перечисленных выше пошлин, облегчая выход на мировые рынки прежде всего малого и среднего бизнеса. Этими двумя группами обязательств успешно занимается переговорная группа Министерства экономического развития РФ со своими партнерами по переговорам из стран-членов ВТО. Российская печать регулярно сообщает о результатах этих переговоров, но публикации самих протоколов и заключенных соглашений появляются в российских СМИ довольно редко.
Но для успешного бизнеса в ВТО нужно учесть, что есть еще одна важная составляющая защиты российских предпринимателей от давления импорта товаров и услуг иностранных конкурентов и одновременно облегчающая им доступ на рынки других стран- членов ВТО. Эта составляющая образует третью группу обязательств государства. К сожалению, данной группой обязательств российские переговорщики практически не занимаются. В то же время эта группа обязательств должна быть главной и основана на мерах, предпринимаемых правительством РФ и направленных на снижение сертификационных пошлин, не менее эффективно закрывающих свои рынки от "чужих". Но для этого инструмента Правительство РФ должно проводить политику и финансировать в России развитие сети конкурентоспособных национальных и региональных органов сертификации качества менеджмента, товаров и услуг отечественных производителей, не уступающих по своим возможностям лучшим зарубежным международным органам сертификации. Причем российские органы сертификации должны быть аккредитованы в странах — СНГ и членах ВТО с наиболее развитой рыночной экономикой.
Подобные меры вытекают из дальнейшего развития глобальной экономики, где такие органы становятся важнейшим звеном интеграции рынков ВТО, оказывающим существенное регулирующее влияние на финансовые и товарные потоки в международной системе разделения труда. Чем более развита экономика страны, тем более влияние на нее национальной системы технического регулирования.
Международная практика свидетельствует, что роль государства на рынке стран, присоединившихся к ВТО, при строгом соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции в этой сфере снижается, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации (ОС) возрастает. Однако это становится возможным, если учитывать следующие тенденции развития ВТО.
А. Завершение создания к настоящему времени единого экономического пространства Европы, США, стран Юго-Восточной Азии (прежде всего Японии и Китая) с одновременным признанием европейской и азиатской бюрократией приоритета и ведущей мировой экономической роли США;
Б. Освоение новых и более совершенных технологий технического регулирования свободного обращения товаров и услуг в общеевропейском, а в скором будущем и в общемировом, экономическом пространстве на основе международной сертификации качества менеджмента и продукции;
В. Перехода мировой банковской и финансовой системы на стандарты БАЗЕЛЬ-2.
Первая тенденция означает для многих стран ЕС признание главенства экономики США во всем мире и невозможности в ближайшие 50 лет догнать экономику США, особенно в области новейших технологий. Европа оставляет за собой право развивать только отдельные сектора экономики, где она уже добилась инновационных успехов, а также совершенствовать налоговую и таможенную систему, повышать уровень защиты своих рынков, а также жизни населения стран, входящих в европейский союз.
Такой расклад в конкуренции между странами мира требует от России, стремящейся интегрироваться с глобальной экономикой, создания на ее территории организованного множества взаимосвязанных между собой ОС как центров встраивания российского малого и среднего бизнеса в действующую глобальную экономику. Такое встраивание должно осуществляться путем снижения затрат на сертификацию в тех отраслях экономики, где российские предприниматели готовы бороться за мировые рынки сбыта своей продукции и готовы к добросовестной конкуренции в условиях ВТО.
С помощью таких центров можно и нужно в кратчайшие сроки превратить существующие источники затрат и стока финансовых результатов малого и среднего бизнеса в России в лице иностранных органов сертификации и аккредитации в свою противоположность в виде российских альтернативных источников экономии сертификационных затрат в ОС для малого и среднего бизнеса, обеспечивающих снижение его себестоимости и повышение его конкурентоспособности.
Подобные центры, как показывает практика Китая, обеспечивают масштабы и технологические возможности национальных производителей продукции, достаточные для того, чтобы удовлетворить растущий спрос населения своей страны на качественный товар и, одновременно повышать экспортные возможности своей экономики. Важное значение в глобальной конкуренции ОС с иностранными компаниями имеют технологии учета , которые в этом случае должны основываться на корпоративных реестрах (депозитариях). Последние должны выполнять функции учета результатов сертификации и аккредитации российских предприятий. Политика на рынке сертификационных услуг, проводимая ОС на основе таких технологий, должна быть направлена на сдерживание наступления на российский рынок товаров и услуг транснациональных компаний в промышленности, торговле и добыче полезных ископаемых, а также транснациональных операторов в области образования и туристического бизнеса.
Вторая тенденция ставит конкретные задачи подготовки квалифицированных кадров и технического регулирования свободного обращения на мировых рынках российских товаров и услуг с помощью сертификатов соответствия требованиям самых лучших стандартов выше задач подобного регулирования с помощью административных мер в области таможенной и налоговой политики, прописанных в Соглашениях Всемирной торговой организации. Этот принцип позволяет более эффективно защищать свои рынки и позиции в ВТО от конкуренции иностранных производителей, нежели с помощью административных, налоговых и таможенных мер Правительства страны.
Третья тенденция развития ВТО предусматривает внедрение в практику финансовых институтов более высококачественных методов управления кредитными, рыночными и операционными рисками, банковским надзором за достаточностью капитала и прозрачностью системы управления капиталом, обеспечивающей выработку объективного собственного суждения о качестве банковских и финансовых услуг их потребителями. Это позволяет постоянно повышать конкурентоспособность экономики страны за счет полноценного финансирования инновационных проектов, создающих эту конкурентоспособность.
4. Насколько коварны условия ВТО для российского бизнеса.
В настоящее время не фонды и инвестиции, а кадры, информация и торговля определяют конкурентоспособность в ВТО страны, ее территорий и предприятий на них. Капитализация таких предприятий зависит от их местоположения. Если этого не учитывать в своей работе, то добиться успехов в конкуренции чрезвычайно сложно.
Условия ВТО одинаково коварны для всех, кто еще не накопил достаточного опыта работы в условиях ВТО. Условия коварны также для тех предпринимателей, которые считают, что в России нужно ориентироваться в нестандартных ситуациях и жить по хаотичным рыночно- советским принципам организации производства продукции и по указаниям чиновников. В ВТО обычно чиновники учатся у бизнеса, в то время, как в России наоборот чиновники часто учат ведению "конкурентоспособного" бизнеса по составленным ими же инструкциям, которые постоянно меняются и часто неадекватно отражают международную нормативную базу.
При этом часто нарушается законодательная база ВТО в части интеллектуальной собственности. Например, для использования стандартов МСФО необходимо их официально приобрести у владельцев, а затем пройти все стадии согласования оригиналов этих стандартов с их русско-язычными версиями. Как правило, это не делается, что обрекает пользователей этих стандартов на несправедливые судебные решения в случае споров, требующих предоставления финансовой отчетности.
Для того, чтобы условия ВТО для российских предпринимателей действительно не стали опасными, нужно знать и уметь делать все то, что знают и умеют конкуренты в ВТО, более узко специализированные, но ориентированные на достижение практической цели В системе менеджмента конкурентов из ВТО человек- это функциональный блок СМК. А для освоения западных стандартов необходимо в кратчайшее время развернуть в стране сеть образовательных учреждений (типа глобального трейнинга), в которых западные и отечественные специалисты, имеющие практический опыт в бизнесе в условиях ВТО смогли бы передавать свой бесценный опыт российским предпринимателям с учетом уже имеющегося опыта ведения бизнеса в России. К этим процессам следует привлекать профессоров и практиков, в одинаковой степени знакомых с западной и российской практикой. Например, Китай достиг ощутимых результатов в конкуренции с западными компаниями на рынках ВТО, привлекая своих китайских профессоров, успешно работающих в США и в странах ЕС.
5. Каким требованиям ВТО должно соответствовать российское предприятие в идеале.
В России часть предприятий за последние 10 лет сумела модернизироваться и принципе соответствует лучшим зарубежным стандартам ВТО,. но таких немного (не более 5%). Но в основном эти предприятия сосредоточены в нескольких территориях России (столица, центральный регион и Западная Сибирь) и работают в нескольких экономических зонах с высокой стоимостью рабочей силы. Эти предприятия успешно приобретают зарубежные активы и конкурируют с местными компаниями как на российском, так и на внешних рынках. Их опыт показывает, что безусловно главным требованием со стороны ВТО по отношению к таким предприятиям является их качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, служащей ориентиром для инвесторов и заказчиков. Такие предприятия обладают высокой конкурентоспособностью. Причем, не только локальной, но и глобальной конкурентоспособностью. ВТО для таких предприятий находка, поскольку помогает реформировать крайне актуальную для них налоговую и таможенную политику и уменьшить объем отчетности для фискальных органов.
Далее следуют все остальные, не менее важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно рост качества и снижение цены продукции (услуги), независимо от того, где эта продукция (услуга) продается — на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.
Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции компании должна базироваться на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала. А для успешной деятельности по привлечению сторонних финансовых ресурсов нужно научиться работать с типовыми программами управления активами от недвижимости до интеллектуальной собственности, прошедшими соответствующую международную аккредитацию и получивших международный рейтинг у одной из авторитетных международных организаций. А для этого необходимо выстраивать процессы финансовой деятельности предприятия в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000.
И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности по МСФО не по заказу налоговой инспекции с ее крайне запутанной и многостраничной отчетностью, а в соответствии с требованиями стандартов глобальной финансовой отчетности, принятой во всем мире, и на основании утвержденного администрацией предприятия руководства по СМК и глобальной финансовой отчетности. Причем как внутренний, так и внешний аудит должны проводиться с учетом требований глобального стандарта ИСО 19011.
6. Как подготовить свой бизнес к успешной работе в условиях ВТО.
Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Международный опыт предприятий, успешных в бизнесе в ВТО, показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала на менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% для крупного бизнеса. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по глобальным стандартам, регламентам, сертификатам, международной аккредитации и лицензионным соглашениям. Без решения этой проблемы невозможно успешно конкурировать в ВТО.
Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную. но и финансовую деятельность предприятия.
Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности на основе МСФО, а в перспективе внедрить глобальную систему финансовой отчетности, так как это делают успешные корпорации в ВТО. Для этого опять необходимо подготовить новое поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью. От аудиторов также требуются новые знания по глобальной финансовой отчетности, особенно в части экологических и социальных активов.
7. Особенности использования и применения СМК в области услуг (бухгалтерских, аудиторских, банковских, страховых и инвестиционных). Преимущество интеграции СМК с МСФО.
Проблема роста безопасности и качества продукции предприятий и услуг может быть решена на основе всеобщей стандартизации и сертификации страны в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000. Как показала практика стран, входящих в ВТО, чем больше предприятий сертифицировано по ИСО 9001:2000, тем выше конкурентоспособность и качество товаров и услуг в стране, тем меньше нужно применять меры для защиты рынков товаров и услуг. Стандарт ИСО 9001:2000 распространяет свое действие на все виды услуг, в том числе и на аудиторские, банковские, страховые и инвестиционные.
Системы менеджмента качества (СМК) являются той основой, на которой можно и необходимо выстраивать конкурентоспособность российских предприятий в условиях ВТО. К настоящему времени в России сделано немало в области СМК производства продукции или услуг. Большая часть российского крупного бизнеса прошла международную сертификацию СМК и подтверждает свои сертификаты соответствия требованиям стандарта ИСО 9001:2000 своей успешной деятельностью в экспорте своей продукции. К сожалению большинство таких СМК относится ко второму поколению, в то время, как большинство западных компаний уже осваивает СМК третьего поколения.
Но малый и средний бизнес должен решить немало проблем в этой сфере и потому имеет невысокие показатели конкурентоспособности, главным образом местного характера. Поэтому, чтобы выжить в ВТО, ему предстоит это делать "на марше" иностранных экспортеров на рынки России.
Следует принять во внимание, что более 50 стран, создающих основной мировой ВВП, приняли решение, а многие из них уже приступили к переходу на МСФО вместе с проработками СМК. Иными словами весь мир условился: МСФО вместе с СМК — это следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского, аудиторского дела и финансовой деятельности предприятия, способного конкурировать в ВТО. Фактически — это путь к глобальной финансовой отчетности, убирающей различия англо-американских и европейских стандартов финансовой отчетности.
Основная стратегическая цель бухгалтерского учета и аудита здесь заключается в том, что активы предприятия показываются в отчетности по МСФО как результаты процессов СМК в суммах реальных экономических выгод, заключенных в них, т.е. дают возможность судить о конкурентоспособности предприятия. Для достижения этой цели юристам, бухгалтерам, аудиторам, менеджерам и аналитикам нужно научиться решать задачи верификации и валидации финансовой отчетности в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000 и с учетом традиций и права бухгалтерского учета и аудита в европейских и англо-саксонских странах.
8. Сертификация персонала на соответствие требованиям стандартов ИСО.
Прежде всего, каждому специалисту и каждому предприятию нужно усвоить одну очень важную истину успеха сертификации. Полученный специалистом или предприятием сертификат даже самой уважаемой и авторитетной организации является не средством, обеспечивающим поток заказов, а, прежде всего, обязательством специалиста и предприятия выполнять и развивать все то, что содержит суть управленческих, производственных и вспомогательных процессов системы менеджмента качества. А каждое обязательство нужно выполнять. И если специалист и предприятие полностью выполняют принятое ими обязательство, прописанное в заключении аудитора по сертификации, то тогда и специалиста и предприятие ждет успех. Иначе сертификат превращается в красивую бумагу на стене офиса без всяких позитивных последствий.
Для облегчения решения задач, отмеченных выше, и удобства освоения МСФО как результативности процессов СМК предлагаются для освоения три типа продуктов, аккредитованных по предложению швейцарских предпринимателей, банкиров и промышленных ассоциаций Всемирным экономическим форумом в Давосе как ведущие международные программы с высоким рейтингом. Первый продукт состоит из 13 модулей (кейсов) СМК и рассчитан на 148 часов. Второй продукт состоит из 13 модулей МСФО и СМК и рассчитан также на 148 часов. Третий продукт содержит 21 модуль, в том числе МСФО разных традиций, СМК, а также глобальной социальной и экологической отчетности и рассчитан на 260 часов. Продукты излагаются в виде кейсов. Они включают в себя знания и международный опыт деловой культуры и управленческих процессов работы менеджера и аналитика любого уровня, бухгалтера, юриста и аудитора с разными активами от недвижимости до интеллектуальной собственности.
Знание и умение специалистов работать с этими продуктами проверяется на устном или письменном квалификационном экзамене, на который слушатель представляет свою самостоятельную квалификационную работу по работе с конкретными активами в свете требований МСФО и стандарта ИСО 9001:2000. В работе должны быть решены при консультационной поддержке руководителей семинара задачи использования правовых основ, стандартов и технологий бухгалтерского учета и СМК в сфере международной торговли и международного разделения труда, применяемых в ВТО, а также все задачи, решение которых влияет на рост рыночной стоимости активов.
При этом слушатели семинаров изучают и показывают свое умение работать с такими активами, как социальные, экологические и инновационные активы в соответствии с требованиями стандарта АА1000, который постепенно вводится в практику бухгалтерского учета и аудита предприятий стран ВТО.
9. Услуги внешнего консультанта по СМК — перспективное направление развития бизнеса в области аудита, менеджмента и консалтинга.
В обязанности внешнего консультанта входит оказание помощи персоналу предприятия в подготовке плана реализации проекта и в составлении бюджета. При этом консультант должен быть заинтересован в снижении расходов на сертификацию или аккредитацию как организации, так и ее продукции. Многие предприятия пытаются это делать самостоятельно. Формально это не запрещено.
Но, поскольку предприятие и его персонал не имеют достаточно полной и достоверной информации о проблемах, с которыми столкнется аналогичное предприятие при реализации проекта, то лучше составление плана работ и бюджета следует поручить компетентному консультанту. Кроме того, квалифицированный консультант, как правило, достоверно знает, к какому органу сертификации необходимо обратиться с заявкой на проведение внешнего аудита в соответствии с требованиями стандарта ИСО 19011. Во многом это зависит от профиля деятельности предприятия, рынков, которые оно осваивает и стандартов, гарантирующих качество его продукции.
Кто может выступать в роли консультанта? В подавляющей части профилей деятельности предпринимателей — это могут быть специалисты в своей области знаний, прошедшие подготовку и сертификацию по категории не ниже А1 и показавшие свои знания, достаточные для проведения квалификационного экзамена. Поэтому все подготовленные специалисты (аудиторы, менеджеры, бухгалтера, производственные работники), имеющие сертификат международного образца категории А1, могут оказывать консультационные услуги как своему, так и сторонним организациям. Одновременно они могут проводить внутренний аудит предприятия в процессе разработки и внедрения СМК или служить руководителями управленческих, производственных и вспомогательных процессов.
10. Каким образом Индия готовится и проводит экспансию на российский рынок услуг в этой области
В России рабочая сила постепенно перестает быть дешевой. В рейтинге инвестиционной привлекательности 25 стран с развивающимися рынками, опубликованном консалтинговой компанией А.Т. Kearney в 2004 году по стоимости рабочей силы Россия делит пятое место из 25 с Аргентиной, уступая Индии, Китаю. В тоже время с учетом стоимости рабочей силы Индия занимает в настоящее время важное место в мире в сфере аутсорсинга таких услуг как программирование и бухгалтерский учет. Для этого в стране производится постоянная подготовка кадров, как в местных, так и зарубежных университетах, развертываются колл- центры, изучаются нетрадиционные для англоязычной Индии немецкий, русский, итальянский, французский и испанский языки. В 2003 году Индия поставила в европейские страны, США и в Россию, а также в страны СНГ бухгалтерских услуг на сумму $4 млрд., а в 2004 году намеревается поставить подобных услуг на сумму $6 млрд. При этом индийские бухгалтеры в одинаковой степени подготовлены к работе с финансовой отчетностью в МСФО и GAAP (США).
Многие компании из Европы, США, Латинской Америки, Канады, стран СНГ предпочитают использовать труд индийских бухгалтеров в МСФО, поскольку этот труд стоит намного дешевле. За 4 года эти услуги выросли на 77%. Предполагается, что к 2006 году на рынке бухгалтерских и аудиторских услуг в Индии будет работать не менее 500000 человек. К этому же времени Индия намерена достичь в сфере услуг суммы в $60 млрд и это вполне возможно. В России стремительно растет число компаний малого и среднего бизнеса, которые пользуются бухгалтерскими услугами в Индии по интернету. За последние 3 года число таких компаний выросло в 5-6 раз и этот процесс только нарастает.
В Европе, в 2004 году уже оказано услуг, связанных с индийским аутсорсингом на сумму 34, 8 млрд. евро и предполагается к 2008 году оказывать таких услуг на сумму не менее, чем 400 млрд. евро. При этом уже сейчас экономия от вынесения производственных процессов и услуг в страны Восточной Европы и в Китай составляет 52 цента на каждый евро. Аутсорсинг бухгалтерских услуг реализуется главным образом в МСФО.
В среднем типичная европейская компания, активно использующая аутсорсинг, уже сейчас обладает активами на треть проданными иностранцам, главным образом из Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, на треть активами, приобретенными в других странах , и только на 40%- собственными активами.
Таким образом, проблема крупномасштабных инвестиций в Россию, обеспечивающих рост ее конкурентоспособности экономики, не может быть решена без вступления страны в зону свободной конкуренции ВТО и, одновременно, без решения проблемы прозрачности собственности, действий администрации и бизнеса.
11. Кто в России сегодня правомочен оказывать услуги по внедрению СМК и сертификации персонала
В настоящее время в России сохраняется предельно устаревшая система стандартизации, сертификации, аккредитации и лицензирования. Новый Федеральный Закон РФ " О техническом регулировании" радикально изменяет эту ситуацию, выводя стандарты на общефедеральный уровень интеллектуальной собственности в виде технических и административных регламентов. Но большинство предприятий в РФ еще не готовы к применению этого закона и это чревато тем, что экономика в России некоторое время будет воспроизводить свое отставание от развитых рыночных экономик в других странах, применяя разработанные 10-15 лет тому назад международные стандарты и прибегая к сертификационным услугам западных компаний. При этом Россия вынуждена будет временно отказаться от собственной системы национальных стандартов, сертификации и аккредитации. Важно, чтобы этот процесс не затянулся слишком долго, иначе он станет необратимым.
В связи с этим правомочность оказания сертификационных услуг определяется в России по договоренности с "дочками" иностранных компаний, а российские чиновники не могут дать четкого толкования правомочности действий иностранных компаний на территории России. Вследствие этого не выполняется главное требование ВТО к торговле без сертификационной дискриминации со стороны иностранных компаний, основанное на принципе роста компетентности. Это означает, что орган сертификации должен выполнять свои прямые функции только тогда, когда способен подтвердить свою компетентность национальным органам аккредитации. Последние в свою очередь должны подтверждать свою более высокую компетентность по сравнению с органами сертификации специально созданным для этого международным экспертным советам, состоящим из независимых и авторитетных экспертов по каждому профилю производства и торговли продукцией.
Ряд стран ВТО применяет практику создания независимых органов аккредитации и сертификации при научно-образовательных центрах, имеющих соответствующее оборудование для испытательных лабораторий и высококлассных специалистов и способных создавать новые стандарты. Россия тоже пытается пойти по этому пути. Для этого в рамках реформирования системы образования, науки и технологических центров должны быть созданы не менее 20 крупных научно-образовательных центров на всей территории РФ, имеющих статус национальных университетов и не уступающих по своим возможностям лучшим мировым научно-образовательным центрам и системам стандартизации. На базе таких центров предполагается создать международные органы сертификации и аккредитации персонала и предприятий.
Пока же, это с успехом для себя делают многочисленные частные российские "дочки" иностранных международных компаний. К ним относятся французская BVQI, британские NQA и Lloid s , швейцарская SGS , норвежская DNV , германская TUV, американская ABS и так далее, представленные на рынке России и аккредитованные при своих национальных органах аккредитации. Делают они это с большой выгодой для себя, поскольку зарабатывая хорошие прибыли, не несут (да и не могут нести в рамках российских законов) прямой финансовой ответственности по коммерческим и финансовым рискам качества услуг или товаров своих клиентов.
В лучшем случае они предложат вам получить страховой полис с хорошей скидкой в одной из крупных иностранных страховых компаний. Поэтому эти услуги предоставляются российским предприятиям дороже в 8-12 раз. нежели, чем в странах с рыночной экономикой , к которым они принадлежат, и оказываются недостаточно обеспеченными с позиции финансовой ответственности. Но самое главное, они стремятся не допустить на этот рынок российских предпринимателей и, к сожалению, для российского бизнеса, делают это весьма успешно с помощью государственных органов РФ, не помогающих, а мешающих созданию полноценной национальной сети сертификации и аккредитации российских центров.
Такое положение дел вполне устраивает российский крупный бизнес, торгующий сырьем. Дороговизна услуг его не заботит и в тоже время позволяет занять исключительное положение на российском рынке и приобретать новую собственность как в России (без конкурентов), так и за рубежом. Другое дело- малый и средний бизнес, который не может позволить себе такие же расходы на сертификацию и в результате этого теряет многие выгодные заказы, прибегая к услугам отечественных сертификационных компаний, не признаваемых за рубежом и не отвечающих по финансовым компенсациям за принесенный ущерб.
Именно поэтому, к сожалению, Россия существенно отстает от других стран-членов ВТО в аккредитации своих органов сертификации и учебных программ подготовки и сертификации специалистов. Можно назвать одну аккредитованную на достаточно высоком международном уровне программу подготовки мастеров администрирования (MBA) учебным центром МИРБИС и 10 типовых программ по применению СМК и организации на их основе финансовой деятельности по МСФО предприятий на основе швейцарских стандартов FT146/SR02-1-10. Эти же программы образуют платформу для применения банками стандарта БАЗЕЛЬ-2.
Равномерность поступления инвестиций в развитие сети организаций, оказывающих сертификационные услуги российским предпринимателям и в международную аккредитацию программ их обучения, может быть обеспечена рациональной политикой государства в направлении долевого участия в финансировании таких проектов. Как показал опыт Финляндии, такое финансирование выгодно для государства, поскольку выданные кредиты под гарантии государства быстро погашаются и приносят прибыль. Фактически это означает, что государство берет на себя инициативу в стартовом финансировании федеральных и региональных органов сертификации с целью их полноценной аккредитации в крупнейших национальных и зарубежных центрах с последующим выходом государства с прибылью из этого бизнеса, так, как это делают государственные венчурные компании. Такая инициатива должна касаться также капитализации рынка сертификационных услуг за счет эффективной системы кредитования и размещения ценных бумаг государства под гарантии банков, интегрированной с аналогичными мировыми системами банковских и страховых услуг по стандартам ВТО.
Поэтому в свете требований по финансированию международной практики аккредитации учебных программ ВТО можно назвать только те компании, которые либо применяют аккредитованные программы, профинансированные иностранными международными организациями, либо сами финансируют аккредитацию в одном из мировых органов аккредитации. Если такая компания, например, профинансировала из собственных средств аккредитацию в германском органе аккредитации DAR, то ее действия в отношении сертификации организаций и персонала могут быть признаны правомочными на территории Германии. Но нужно помнить, что аудиторы предупреждают, что соблюдение всех требований стандартов качества компанией, аккредитованной в Германии, не гарантирует вас от претензий со стороны американских аккредитованных компаний, осуществляющих сертификацию вашей продукции или услуги. В этом заключена политика по сертификации, в которой нужно разбираться.
Таким образом, международная аккредитация на международном уровне дает право аккредитованным органам производить международную сертификацию, а глобальная аккредитация дает право сертифицировать предприятия любой страны, присоединившейся к ВТО. При этом, не нужно путать декларативную и рабочую аккредитации. Первая имеет в качестве аналога договор о намерении в будущем осуществить аккредитацию в одном из мировых центров и не дает права на финансовые компенсации в случае недобросовестных действий со стороны конкурентов. Такие аккредитации есть у ряда высших учебных заведений в России, профессиональных объединений, например, по аудиту или бухгалтерскому учету, оценочной деятельности и различных бизнес-школ. Вторая аккредитация относится к полноценной, требует больших расходов и предусматривает денежные компенсации в случае нарушения правил добросовестной конкуренции компанией, прошедшей сертификацию в одном из органов сертификации и аккредитованного по всем правилам. По второму виду аккредитации Россия является аутсайдером среди 20 промышленно развитых стран-членов ВТО.
Наконец, существуют механизмы так называемой квотной аккредитации. Это, когда некая организация получает право сертифицировать персонал или предприятие на основе делегирования ей полномочий, прописанных в специальном лицензионном соглашении. Такое соглашение заключается между органом аккредитации любого уровня и органом сертификации с определением всех прав и обязанностей двух сторон. Далее орган сертификации в начале каждого года выкупает квоты сертификатов, номера которых указываются в лицензионном соглашении.
Средства от выкупа квот направляются в специальный резервный фонд, из которого осуществляются компенсационные выплаты. Лицензионное соглашение между органом аккредитации, ведущим реестр сертифицированных специалистов, и органом сертификации представляет собой подробный юридический документ с определением всех прав и обязанностей двух сторон и порядка выплаты компенсаций за причиненный ущерб, вследствие недобросовестных действий органа сертификации (например, просто продающего своим клиентам сертификатов). При этом квотная аккредитация не исключает страхование предпринимательской ответственности, касающейся сертификации предприятий.
В частности АО "Солид Консалтинг" получила право сертифицировать по категории А1 персонал предприятий с использованием подобных квотных механизмов. Для этого АО "Солид Консалтинг" в рамках выделенных и выкупленных квот Центра глобальных индустрий при Всемирном экономическом Форуме в Давосе проводит периодические семинары и аттестует персонал в соответствии с требованиями стандарта ИСО 17024. По категории А2 подготовка и аттестация производится с условием свободного владения английским (или немецким) языком в Швейцарии на базе Цюрихского университета или одной из известных бизнес-школ. Категория А2 дает право осуществлять самостоятельный аудит по договору с одной из известных международных организаций по сертификации предприятий.
12. В каких специальных изданиях и других источниках можно получить достоверную и более подробную информацию по теме.
Основная информация о ВТО и условиях присоединения России к ВТО содержится на сайтах Министерства экономического развития РФ и, в частности, на страницах сайта Министерства, где работу с посетителями проводит директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Максим Медведков. Он возглавляет российскую делегацию на раундах переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации в Женеве.
Кроме того, для русскоязычных предпринимателей и других заинтересованных организаций на территории России создан специальный информационный центр ВТО, имеющий свой сайт на русском языке. Этот сайт www.wto.ru содержит всю необходимую информацию о порядке использования правил и соглашений ВТО в целях защиты предпринимателей от чьих либо недобросовестных и не законных действий, в том числе и по не законному отъему собственности.
Помимо Интернет источником информации о ходе переговоров являются российские СМИ (газета "Коммерсант" и журнал " Эксперт"), регулярно публикующие информацию о ходе переговоров и проблемах на пути присоединения России к ВТО.
В целях предоставления начальной информации по использованию СМК третьего поколения на русском языке опубликована книга " Международная сертификация систем менеджмента качества" профессора Овчинникова В.В. и доктора Райнша А. В этой книге приведены все необходимые комментарии и положения стандарта ИСО 9001:2000, а также подробно описан основной порядок прохождения предприятием сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000. Книга содержит многочисленные примеры и рисунки, и может служить самоучителем при подготовке организации к сертификации.
Профессор, доктор технических и экономических наук Овчинников В.В.
Справочные телефоны АО "Солид Консалтинг" 536-01-30, 713-89-42
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий