В начале семинара его ведущая Марина Аркадьевна Климова напомнила присутствовавшим бухгалтерам и аудиторам, что существует множество законных способов уменьшить отчисления в бюджет. Все дело в нюансах. Если не принять их во внимание, на первый взгляд гениальная налоговая схема рухнет при проверке.
Оптимизируем зарплату
Возьмем, например, штатное расписание. Названия должностей в нем должны соответствовать нормативным документам, а именно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утвержден постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. № 367). Иначе налоговые инспекторы могут отказать в отнесении «зарплатных» расходов на себестоимость. Неизбежно возникнут проблемы и в Пенсионном фонде – работник с неправильным названием профессии не сможет подтвердить свой стаж, поскольку классификатор относительно старый, упоминаний, например, о коммерческих директорах и логистах в нем нет. Ведущая семинара рассказала, как решить эту проблему: должность нужно указать по классификатору (выбрать наиболее подходящую), а в скобках прописать реальное название.
Оклад в «штатном» можно указать в любых условных единицах (при этом все выплаты, само собой, должны быть только в рублях). Ведущая семинара заметила, что московский городской минимум оплаты труда отменили (напомним, он значительно превышал МРОТ). Поэтому сотрудникам можно установить минимальные оклады (но не меньше 720 рублей), а также «плавающую» надбавку. Ее величина может меняться в зависимости от результатов работы, например, за месяц. Г-жа Климова пояснила, чем хороша такая система расчетов с работниками. Если выплаченные сотрудникам суммы превышают их установленные оклады, разницу нельзя будет учесть для «прибыльных» целей. А «плавающая» надбавка позволит менять размер выплат работникам по желанию руководителя, не переделывая каждый раз штатное расписание.
Марина Аркадьевна объяснила, в чем преимущества аккордной системы оплаты труда. Ее суть заключается в том, что вознаграждение сотрудникам выплачивается за выполнение определенного задания. Эта система подходит, например, для юристов, представителей творческих профессий. Но можно установить ее и для всего персонала фирмы. В таком случае организация будет платить сотрудникам за выполнение задания в виде должностных обязанностей, например, за месяц. Это позволит выдавать вознаграждение за труд не дважды в месяц (ст. 136 ТК), а только один раз на законных основаниях. Единственный недостаток аккордной системы – некоторое увеличение документооборота. Зато не будет проблем с трудовой инспекцией (об ответственности за нарушение сроков расчетов с работниками мы писали в № 12 «МБ» за 2004 год на стр. 34).
Еще один выгодный фирме вариант оформления трудовых отношений – ученические договора. Им посвящена глава 32 Трудового кодекса. В отличие от испытательного срока они не ограничены по времени. Кроме того, с сумм по таким договорам не нужно платить НДФЛ, ЕСН и взносы по травматизму.
Сделаем условия труда «нормальными»
О расходах на создание нормальных условий труда говорится в пункте 7 статьи 264 Налогового кодекса. Поскольку четкого определения таких условий в законодательстве нет, ссылка на статью 264 позволит учесть для «прибыльных» целей почти все. Главное – чтобы представления фирмы о «нормальности» были закреплены на бумаге (записаны в коллективном или трудовом договоре). При этом будет считаться, что эти условия руководство компании установило не для конкретного сотрудника, а для всего коллектива. Поэтому объекта налогообложения НДФЛ у отдельных работников не возникнет – ведь выплаты будут обезличены и размер полученной каждым материальной выгоды будет невозможно определить. Таким образом можно принять к учету кондиционирование воздуха, систему очистки питьевой воды, оплату жилья и, конечно же, питание, кофе и чай на рабочем месте.
Марина Аркадьевна объяснила, что если сотрудник ездит на своей машине в интересах фирмы, компенсировать ему затраты невыгодно. Ведь тогда только 1200 рублей в месяц можно будет отнести к расходам (постановление правительства от 8 февраля 2002 г. № 92). Остальное – за счет собственных средств предприятия. Обойти законодательные ограничения можно, оформив с работником договор аренды автомобиля. А в трудовом контракте с ним нужно написать, что транспортное средство предоставляется ему же в служебное пользование. Единственное узкое место в этой схеме – с суммы по договору аренды придется заплатить НДФЛ.
«Прибыльные» хитрости
Нет, не налоговики чаще других проверяющих наведываются на фирму. Пальма первенства здесь принадлежит пожарным. Налог на прибыль можно уменьшить на расходы по покупке любых средств тушения. А вот нанять штатного огнеборца получится только за счет чистой прибыли. Та же ситуация с платными «добровольно-принудительными» семинарами по пожарному делу для ответственных сотрудников. Но если эти семинары принять к учету как консультационные услуги, прибыль можно будет уменьшить (п. 15 ст. 264 НК).
Есть тонкости и при заключении договоров аренды офисов. Как известно, такие договоры сроком не менее чем на год должны проходить процедуру государственной регистрации. Этого легко избежать, если заключать их на чуть меньший срок.
На расходы можно отнести услуги связи, которые содержатся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (утвержден постановлением Госстандарта от 6 августа 1993 г. № 17) под кодом 64 «связь». Это все почтовые услуги, подписка на адрес организации (если литература приходит на дом, скажем, бухгалтеру, выгоднее провести ее через оплату труда), телефон, телеграф, услуги курьера, интернет, спецсвязь и др.
Г-жа Климова заметила, что с точки зрения контролеров только звонки с рабочего телефона экономически оправданны. Соответственно, только на их сумму можно уменьшить базу по налогу на прибыль. Кроме этого инспекторы потребуют расшифровку номеров междугородных звонков. Желательно, чтобы номера в договорах с контрагентами совпадали с распечаткой, выданной телефонной станцией. Так можно будет доказать экономическую обоснованность телефонных трат. Марина Аркадьевна заметила, что с точки зрения инспекторов звонить можно только в рабочее время (как правило, с 9 часов утра до 6 часов вечера). Однако из этой ситуации есть выход. Нужно всего-навсего установить работникам, которые ведут переговоры с контрагентами в неурочное время, гибкий трудовой график. Его надо прописать в правилах внутреннего распорядка – свои ежедневные 8 часов такие сотрудники смогут отрабатывать в любое время суток. Такая же ситуация и с заправкой на АЗС, и с мобильной связью: персонал с гибким графиком не ограничен рабочим временем при пользовании благами за счет организации – их траты уменьшат прибыль.
То, что расходы на рекламу принимаются без ограничений, кроме стоимости раздаваемых призов, также можно использовать на благо фирмы. Раздача образцов товаров в рекламных целях – отличный способ избавиться от залежалой продукции и заодно сэкономить на налогах. Все, что необходимо сделать – издать приказ о проведении рекламной акции. А товары оформить как потребленные самой фирмой. Тогда согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса начислять НДС на их стоимость не потребуется. Если оценить каждый образец в сумму менее 2000 рублей, не понадобится удерживать и НДФЛ с «осчастливленных» людей. Ведущая семинара напомнила, что, несмотря на экономию по НДС при избавлении от залежалой продукции, стоимость таких «призов» можно будет отнести на затраты только в размере 1-го процента от выручки.
Правильно оформим командировку
Контролеры проверяют расчеты по командировкам с особенной тщательностью. Поскольку именно здесь можно накопать множество нарушений, которые выльются в существенные штрафы для организации.
Г-жа Климова заметила, что зачастую бухгалтеры заполняют не все нужные документы по командировочным. Например, учетные работники часто не выписывают служебное задание и отчет о поездке по форме № Т-10а (утверждена постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1). Если этих документов нет, при проверке инспекторы исключат суммы командировочных расходов из расчета налога на прибыль «со всеми вытекающими» – начислением пени и штрафов. Кроме того, нужно обязательно оформлять приказ о командировании по форме № Т-9 и командировочное удостоверение (Т-10).
Ведущая семинара отметила одну особенность учета заграничных командировок. Во многих случаях при таких поездках необходимо оформить визу. Как правило, для получения этого документа организация прибегает к помощи туристических фирм. Так вот, отнести на затраты можно только стоимость самой визы, подтвержденной документами из посольства. Наценку посредника, фактически получавшего визу, принять для расчета налога на прибыль нельзя.
Сотрудники, которые ездят в командировки за границу, привозят подтверждающие расходы бумаги на иностранном языке. Печати и подписи на них зачастую отсутствуют. Здесь действует общее правило: документ, составленный с соблюдением законодательства другой страны, можно принимать к учету. А обязанности делать перевод подтверждающих расходы бумаг на русский язык не существует.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организатора семинара – группу компаний «Основы Вашего Бизнеса».
Данил ПОПОВ, Юрий ЛЕОНОВ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий