Сейчас в торговых инспекциях идет реорганизация. Причина тому – создание новой Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ее структуру вошли не только торговые инспекции (их новое название – Роспотребнадзор), но и санитарно-эпидемиологические центры. Напомним, что раньше Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) подчинялась Министерству экономического развития и торговли. А санитарно-эпидемиологические центры входили в структуру Министерства здравоохранения.
Получив единое подчинение, контролеры здоровья и торговли начали перераспределять полномочия. Что получится в итоге, пока неизвестно. Но некоторые направления уже определились.
Скорее всего проверять торговлю и общепит будут санитарные врачи, а за Роспотребнадзором останется контроль над качеством оказываемых населению услуг.
Есть и другой вариант. Санитарно-эпидемиологическим центрам будут переданы все контрольные полномочия госторгинспекций. А функции последних ограничатся рассмотрением жалоб потребителей.
Общая тенденция ясна: компетенция санэпиднадзора скорее всего будет расширена. А вот торговые инспекторы лишатся ряда своих полномочий. Правда, в управлении Госторгинспекции по г. Москве не теряют надежды, что все останется по-прежнему.
Роспотребнадзор в борьбе за качество
Предположим, что контрольные функции новой торговой инспекции, или, как правильно, Роспотребнадзора будут состоять только в проверке качества оказываемых населению услуг. Сразу возникает вопрос, о каких конкретно услугах идет речь. Их много: бытовые, медицинские, коммунальные, туристические, образовательные, информационные и т. д. Должны быть установлены какие-то ограничения. Вряд ли торговый инспектор сможет оценить качество работы салонов красоты или образовательных центров. В такой ситуации нужно приглашать на проверку независимых экспертов или проводить дополнительные экспертные исследования. А платить за них придется фирме.
По мнению самих инспекторов, проверкой качества услуг дело скорее всего не ограничится. Торговля тоже останется в их поле зрения. Велика вероятность, что Роспотребнадзор будет проверять еще и качество товаров. Сейчас контролеры часто определяют его на глазок (что, по-видимому, будут делать и в будущем). Они называют такую проверку «органолептической экспертизой». Инспекторы изучают, соответствует ли товар стандартам, техническим условиям или образцам по внешнему виду, запаху, цвету, консистенции и вкусу. Результаты такой экспертизы они отражают в акте. Имейте в виду: суды не всегда принимают на веру результаты органолептической экспертизы. На практике был случай, когда Госторгинспекция оштрафовала предпринимателя за продажу чайников, у которых кромки крышек якобы не соответствовали ГОСТу по толщине. Суд усомнился в способности торговых инспекторов определять на глазок толщину крышек и встал на сторону предпринимателя.
Отмена плановых проверок
Сейчас основное направление деятельности Роспотребнадзора – проверка жалоб потребителей. Как нам пояснили в московском управлении, плановые проверки временно не проводятся – для перехода в новую службу необходимо закончить все текущие дела.
После реорганизации плановыми мероприятиями скорее всего будет заниматься санитарная служба. А Госторгинспекция встанет на защиту обиженных покупателей.
Такое перераспределение обязанностей вызвано тем, что сейчас торговые контролеры просто не успевают отреагировать на огромное количество поступивших к ним жалоб.
О своих проблемах покупатели делятся по телефону, а также письменно. Многие считают необходимым лично рассказать инспектору о своих бедах. Однако по устным сообщениям проверки не проводятся. Также инспекторы не рассматривают анонимные послания.
Работа идет только по письменным жалобам. Сначала они регистрируются в канцелярии. Затем попадают к начальнику инспекции и только потом передаются на исполнение руководителю одного из контрольных отделов. Он назначает конкретных исполнителей, которые идут на предприятие с проверкой.
К сожалению, количество проверок по жалобам законом не ограничено. А это значит, что инспекторы могут посещать фирму сколь угодно часто. Бывает, что этим пользуются ее конкуренты. Ведь инспекторы обязаны отреагировать на любую жалобу, даже когда не могут связаться с челобитчиком. Зная это, недобросовестные «коллеги» строчат кляузы на своих «соседей по бизнесу».
Две проверки в одном флаконе
Как бы ни распределились полномочия санитарных врачей и торговых инспекторов, теперь они входят в одну структуру – Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Единое подчинение контролеров здоровья и торговли может обернуться тем, что они будут чаще проводить совместные проверки.
В этом есть как плюсы, так и минусы.
Минус в том, что быстро незваных гостей не выпроводишь – совместные проверки проходят, как правило, дольше обычных. При этом каждый из ревизоров норовит выявить как можно больше нарушений и назначить максимум штрафов. Что обычно у них и получается. Зато количество контрольных визитов должно сократиться, поскольку по закону плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в два года.
Анастасия ВОЛОДЕЕВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий