В июне 2003 года Россия была принята в постоянные члены Международной комиссии по борьбе с легализацией преступных доходов (FATF – Financial Action Task Force). Эта организация отслеживает мировые денежные потоки для предотвращения финансирования террора и криминала. Чтобы привести российское законодательство в соответствие с международными требованиями, парламентарии приняли Закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Плоды применения этого правового акта не заставили себя долго ждать. Так, в течение только 2004 года российские правоохранительные структуры раскрыли около двух тысяч преступлений, связанных с легализацией добытых преступным путем доходов. Это впечатляющий показатель, несмотря на то, что до суда дошли не больше половины заведенных дел.
Первоначальная редакция закона не содержала каких-либо упоминаний об обязанностях бухгалтеров. Но дополнения, которые были внесены в него в июле прошлого года, все изменили. Именно тогда там появилась статья 7.1 «Права и обязанности иных лиц» (введена законом от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ).
Бухгалтер-информатор
В поле зрения законодателей попали «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания ... бухгалтерских услуг». Законодатели имели в виду фирмы и индивидуальных предпринимателей. Бухгалтеры, состоящие в штате организации, требованиям закона № 115-ФЗ, к счастью, не подвластны. Предприниматели же обязаны доносить на клиентов при малейших подозрениях на связь последних с отмыванием денег или терроризмом. Закон предписывает учетным работникам проявлять особенную бдительность в случаях сделок с недвижимым имуществом, если клиент доверил им управлять своими деньгами, ценными бумагами или другими активами. Также бухгалтеры должны быть начеку, если участвуют в купле-продаже, создании фирм или обеспечивают их деятельность.
Заметим, что до недавнего времени статья 7.1 закона на практике не действовала. Дело в том, что ее пункт 3 говорит о том, что бухгалтер должен передавать сведения финансовым разведчикам, соблюдая порядок, который разрабатывает правительство. Он появился только 16 февраля 2005 года. Постановлением № 82 власти утвердили «Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг».
Теперь у бухгалтера, который обнаружил подозрительные операции, не должно возникнуть вопроса, как проинформировать о них Федеральную службу по финансовому мониторингу. Сделать это он должен не позднее следующего рабочего дня. Правительственный документ предусматривает два способа передачи информации. Во-первых, сведения можно отправить в виде подписанного бухгалтером и заверенного печатью (если она есть) бумажного документа. Во-вторых, счетный работник может проинформировать финансовых разведчиков электронным сообщением с цифровой подписью.
В свою очередь, «кляуза» в ФСФМ должна содержать данные, которые позволят идентифицировать клиента, а также дату, вид, сумму операции и основания ее совершения. Бухгалтеру важно не забыть упомянуть и причины, по которым он заподозрил противозаконную активность.
«Коммерческая тайна» финразведки
Заметим, что пункт 4 статьи 7.1 № 115-ФЗ строго запрещает бухгалтеру сообщать кому-либо, что он «настучал» на клиента в финразведку. Эта норма вызвала множество вопросов у счетных работников. Наталья Рожкова, предприниматель, который оказывает бухгалтерские услуги, заметила: «Многие из моих клиентов при составлении договоров требуют включать пункт о неразглашении коммерческой тайны. К таким сведениям я получаю доступ, ведя бухгалтерский учет и подготавливая отчетность. Законодатели ставят меня в неудобное положение: если я обнаружу подозрительные операции, буду обязана сообщить о них в ФСФМ. В то же время поставить своего клиента в известность о доносе я не имею права. Требования этого закона я воспринимаю как антиконституционные, вынуждающие меня нарушать подписанные соглашения».
Заметим, бухгалтер в такой ситуации может быть спокоен. Если он сообщит о противоправных действиях своих клиентов финразведчикам, Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» не будет нарушен. Ведь в пункте 7 статьи 5 прямо сказано, что информация о правонарушениях не может составлять коммерческую тайну организации. Соответственно не будет и какой-либо ответственности за передачу таких сведений в ФСФМ.
Что будет, если...
Безусловно, самый актуальный вопрос для любого индивидуального предпринимателя или фирмы, которые зарабатывают бухучетом, состоит в том, какая ответственность им грозит, если они не будут соблюдать требования закона о противодействии легализации преступных доходов. Наказание установлено статьей 15.27 Административного кодекса. Организации или счетному работнику, которые не сообщили в финразведку о подозрительных сделках, «светит» крупный штраф. Фирмам придется пополнить казну суммой от 50 до 500 тысяч рублей, а должностным лицам компаний – от 10 до 20 тысяч. Заметим, чтобы взыскать штраф, сотрудникам финразведки придется доказать, что бухгалтер знал о преступном характере операции и намеренно не поставил Росфинмониторинг в известность (ст. 1.5 КоАП).
Счетный работник может донести на нарушителя, даже не имея на то веских оснований. Достаточно смутных подозрений или предчувствия неладного. Юлия Степанова, главный бухгалтер московской организации, заметила: «Когда я услышала про новый закон и положение о введении его в действие, поначалу ужаснулась, так же как и мои коллеги. Казалось, мои обязанности пополнились какими-то чуждыми функциями. В самом деле, впору к аттестату профессионального бухгалтера выдавать корочки следователя. Слава богу, мы не оказываем предпринимательских услуг, и нас этот закон не касается. Но страшно подумать, какое поле деятельности возникнет для недобросовестных счетных работников. Думаю, теперь “стучать” на фирму станут все – и конкуренты по бизнесу, и уволенные бухгалтеры, по каким-либо причинам имеющие “зуб” на руководство».
Заметим, если бухгалтер не сможет подтвердить подозрения фактами, закон его не накажет. Такова позиция Верховного Суда. В постановлении Пленума ВС от 24 февраля 2005 года № 3 сказано, что, если гражданин сообщил блюстителям порядка о возможном преступлении и обосновал свои подозрения, которые впоследствии оказались ошибочны, он не может быть привлечен к ответственности. В этом случае речь идет о реализации «конституционных прав». Наказание последует, только если следователи докажут, что доносчик хотел навредить тому, на кого написал кляузу. Напомним, что ответственность за заведомо ложный донос установлена статьей 306 Уголовного кодекса и предусматривает до 6 лет лишения свободы.
Между тем закон о противодействии не имеет отношения к налоговым правонарушениям. Так сказано в статье 3 – преступления по статьям 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса не имеют отношения к легализации. Напомним, что по этим статьям накажут руководителя, если он не вернет из-за границы валютную выручку, не уплатит таможенные платежи, а также налоги и сборы за граждан или фирму в целом. Аналогичную по содержанию норму содержит и Уголовный кодекс в статье 174.1. Там сказано, что ответственность за налоговые преступления не может наступать по статье, карающей отмывание грязных денег.
Если бухгалтер не сообщит в финразведку о подозрительном клиенте, ему будет «светить» ответственность за легализацию преступных доходов
Данил ПОПОВ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий