Торговать в кредит

Торговать в кредит

11.04.2005   |   0Оставить комментарий
«Товары в кредит!», «Первый взнос – 0%!» Что делать, если эти модные лозунги пришли и на вашу фирму? Действительно, продажа товаров в кредит становится все более и более популярной. Организовать ее можно двумя способами: самостоятельно либо с помощью банка.

Рискованная рассрочка

Сначала – о кредитовании покупателей собственными силами. Оформить это несложно. Нужно лишь предоставить покупателю рассрочку платежа. Для этого в дополнение к стандартному договору купли-продажи обычно заключают договор коммерческого кредита (ст. 823 ГК).

Суть этого договора такова. Покупатель получает право расплатиться за приобретенный товар не сразу, а через определенный срок. За это покупатель обязан заплатить установленные в договоре проценты. Их размер зависит от суммы покупки и длительности рассрочки.

В договоре коммерческого кредита можно предусмотреть обеспечение (залог, поручительство, гарантию). Обычно это делают, если речь идет о весьма дорогостоящих покупках. Как правило, в залоге находится и продаваемый в рассрочку товар – пока покупатель не оплатит его полностью (п. 5 ст. 488 ГК). Если этого так и не произойдет, магазин вправе требовать вернуть товар (п. 3 ст. 488 ГК). А чтобы покупатели не нарушали сроки оплаты, имеет смысл предусмотреть штрафные санкции – в виде процентов за каждый день просрочки (п. 4 ст. 488 ГК).

Подстраховаться можно и другим способом. Для этого в договоре купли-продажи нужно установить, что покупатель становится собственником товара только после того, как полностью погасит его полную стоимость. В этом случае он не должен продавать

полученный товар или распоряжаться им до того, как перечислит все деньги (ст. 491 ГК). Если он так и не расплатится за товар, то должен его вернуть.

На цифрах

ЗАО «Прогресс» продает в кредит автомобиль по цене 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). По условиям договора покупатель должен оплатить их не сразу, а постепенно – ежемесячными платежами в течение 12 месяцев. Право собственности на автомобиль переходит к покупателю после полной оплаты. За полученную рассрочку покупатель платит проценты – 20 процентов от стоимости товара. Себестоимость автомобиля – 150 000 руб.

Бухгалтер «Прогресса» считает НДС «по отгрузке». Сумма процентов за коммерческий кредит составит:

236 000 руб. x 20% = 47 200 руб.

Ежемесячный платеж – 23 600 руб. ((236 000 руб. + 47 200 руб.) : 12).

В ходе всей «операции» бухгалтер сделает такие записи в учете.

При передаче товара покупателю:

Дебет 45 Кредит 41

– 150 000 руб. – отгружен автомобиль покупателю.

При поступлении ежемесячных платежей от покупателя:

Дебет 50 (51) Кредит 62 субсчет «Авансы полученные»

– 23 600 руб. – получен очередной взнос от покупателя;

Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 68

– 6590 руб. (43 200 руб. x 18 : 118) – начислен НДС с полученного взноса.

После того как покупатель полностью расплатится за товар:

Дебет 90-2 Кредит 45

– 150 000 руб. – списана себестоимость товара;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 283 200 руб. (236 000 + 47 200) – отражена выручка от реализации товара;

Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 62

– 283 200 руб. – зачтены авансы;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 43 200 руб. (283 200 руб. x 18 : 118) – начислен НДС с реализации товара;

Дебет 68 Кредит 62 субсчет «Авансы полученные»

– 43 200 руб. – восстановлен НДС с авансов.

Как видите, самый большой минус коммерческого кредитования – это повышенный риск. Во-первых, продавая товары с рассрочкой платежа, фирма берет на себя все заботы по проверке клиентов на благонадежность. Во-вторых, приходится самостоятельно отслеживать, соблюдает ли покупатель сроки оплаты. А если он вас «кинет» – принимать меры по возврату товара. Кроме того, получив от неплательщика возвращенный товар, придется:

  • сторнировать бухгалтерские записи;
  • пересчитывать налоги;
  • сдавать в инспекцию уточненные декларации (если товар вернули не в том же отчетном периоде).

И это все – не говоря уже о том, что при таком способе торговли вы значительно ограничиваете себя в оборотных средствах. Поэтому многие фирмы поступают иначе.

Перекладываем проблемы на банк

Выступить в роли кредитора покупателей можно попросить банк. Для этого нужно договориться с ним о сотрудничестве. Это позволит вам торговать в кредит по такой известной схеме. Часть стоимости товара (первоначальный взнос) оплатит сам покупатель. Оставшуюся часть перечислит банк, заключив с покупателем договор потребительского кредитования.

Обычно договор с банком клиенты оформляют прямо в магазине у представителя банка или у работника магазина. Все, что для этого нужно покупателю, это иметь при себе любой из удостоверяющих личность документов. Например, водительские права, загранпаспорт, страховое свидетельство Пенсионного фонда, свидетельство о присвоении ИНН или пенсионное удостоверение. Иногда кредитный договор подписывают непосредственно в банке. Заключив его, покупатель идет в магазин и, как и в первом случае, делает первоначальный взнос за товар.

Для того чтобы банк перечислил деньги на счет фирмы, ему нужно направить специальную форму. В ней отражают информацию о фирме, товаре, покупателе и об оплате им покупки. Чем быстрее фирма отправит этот документ, тем быстрее товар будет оплачен.

Как видите, этот способ торговли в кредит позволяет одновременно убить двух зайцев. Во-первых, вы практически сразу получаете все деньги за проданный товар. А во вторых – передаете банку риски неплатежей. Правда, и здесь есть свой минус. На покупателей, которые приобретают товары в кредит, распространяется Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Посему в определенных этим законом случаях они вправе вернуть товары обратно в магазин, а фирма должна отдать деньги. Именно тут вас и подстерегает опасность: приобретенные товары могут быть в залоге у банка. В этой ситуации есть большая вероятность того, что платить за кредит придется фирме.

Договор с банком: будьте бдительны!

Естественно, за услуги банка вам придется заплатить комиссию (в среднем – от 2 до 4% от суммы кредита). Учесть ее можно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 15 ст. 265 НК).

Однако обратите внимание: сделать это инспекторы разрешают не всегда. Дело в том, что стандартная формулировка «за проведение безналичных расчетов» вызывает у них много вопросов. «Как же так, – говорят они, – банк перечисляет деньги по поручению покупателя. То есть услугу он оказывает именно ему, а не магазину. Это значит, что фирма оплачивает чужие расходы, – делают вывод проверяющие. – А это экономически необоснованно».

Решение этой проблемы – в более четких формулировках. Постарайтесь, чтобы из них однозначно следовало: фирма платит банку за услугу, которую он оказывает именно ей. Подробнее о том, как лучше формулировать условия договора о сотрудничестве с банком, «Расчет» писал в августовском номере за прошлый год на стр. 82.

Обычно банк удерживает сумму комиссии из перечисляемых фирме денег. Здесь вас подстерегает еще одна опасность. Она особенно актуальна для фирм, которые начисляют НДС «по оплате». Получив на расчетный счет сумму оплаты за товар, уменьшенную на сумму комиссии, некоторые бухгалтеры отражают ее как выручку от реализации. Так делать нельзя. Дело в том, что товар оплачивает не банк, а покупатель. Банк, действуя по его поручению, только перечисляет деньги, удерживая свое вознаграждение. И это никак не влияет на сумму обязательства покупателя. Поэтому в доходы от реализации надо включить сумму (за вычетом НДС), которая была предъявлена покупателю к оплате.

На цифрах

ЗАО «Уют» продало мебельный гарнитур по цене 120 000 руб. (в том числе НДС – 18 305 руб.). Себестоимость гарнитура – 80 000 руб.

В момент покупки (11 апреля) покупатель заплатил 20 процентов стоимости товара – 24 000 руб. (в том числе НДС – 3661 руб.). На остальную сумму он получил банковский кредит в размере 96 000 руб. (120 000 – 24 000).

На следующий день (12 апреля) магазин получил от банка эти деньги за вычетом банковской комиссии в размере 2 процентов, то есть в сумме 94 080 руб. (96 000 руб. – – (96 000 руб. x 2%)).

Учетная политика фирмы для расчета налоговой базы по НДС «по оплате».

Бухгалтер «Уюта» сделает в учете такие проводки:

11 апреля

Дебет 62 Кредит 90-1

– 120 000 руб. – отражена реализация мебельного гарнитура;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 80 000 руб. – списана себестоимость гарнитура;

Дебет 90-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»

– 18 305 руб. (120 000 руб. x 18 : 118) – учтен НДС;

Дебет 50 Кредит 62

– 24 000 руб. – получен первый взнос от покупателя;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» Кредит 68

– 3661 руб. (24 000 руб. x 18 : 118) – начислен НДС со взноса;

12 апреля

Дебет 51 Кредит 62

– 94 080 руб. – получена оставшаяся сумма долга за проданный товар за минусом банковской комиссии;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с банком» Кредит 62

– 1920 руб. – зачтена сумма комиссии;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 14 644 руб. (96 000 руб. x 18 : 118) – начислен НДС по оплаченной за счет кредита части товара.

Вмененные особенности

У фирм, которые платят единый налог на вмененный доход, свои проблемы с торговлей в кредит. В Минфине считают, что этот вид продажи товаров под этот налоговый режим не подпадает (письмо от 11 мая 2004 г. № 04-05-12/26). С чиновниками из финансового министерства согласна и налоговая служба (письмо МНС от 13 мая 2004 г. № 22-1-15/895).

В этих разъяснениях чиновники ссылаются на статью 346.27 Налогового кодекса. В ней сказано, что ЕНВД возникает только при продаже товаров за наличный расчет. Если же фирма торгует в кредит, часть денег она получает по безналу. Поэтому чиновники в один голос заявляют: с «кредитной» продажи товаров фирма должна платить обычные налоги. Причем со всей суммы оплаты (и с наличной, и с безналичной!). И это – в дополнение к сумме ЕНВД, которую она платит исходя из торговой площади. Как видите, налицо двойное налогообложение.

К счастью, выход из ситуации компании нашли быстро. В той же статье 346.27 Налогового кодекса сказано, что под ЕНВД подпадает продажа товаров с использованием пластиковых карт. Каких именно, кодекс не поясняет, что означает свободу выбора.

Именно это и позволило безболезненно решить сложившуюся проблему. Заключив с вашим покупателем договор, банк оформляет ему кредитную карту и сразу зачисляет на нее сумму кредита. Затем при помощи этой карты покупатель расплачивается в магазине за товар, сохраняя тем самым фирме право на ЕНВД. Чтобы клиент приобрел товар именно у вашей компании, в договоре с ним банк должен указать целевое назначение кредита.

Юлия КЁЛЕР

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
6026 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.