Для большинства фирм сверка начислений и платежей по налогам – дело добровольное. В обязательном порядке эту процедуру должны проходить только крупнейшие налогоплательщики и фирмы, которые меняют инспекцию или ликвидируются (реорганизуются).
Такой порядок закреплен в приказе МНС от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468(a).
Защищаем свои интересы
Однако иметь представление о том, какие данные по налогам «висят» на лицевой карточке фирмы в инспекции, прежде всего в интересах самой фирмы. Во-первых, потому что от ошибки не застрахован никто. Вдруг ваши налоги ушли не по тем реквизитам. Или вы вбили не ту сумму при заполнении платежки. Если эти недочеты всплывут при выездной или камеральной проверке, пени и штрафы вам обеспечены.
Во-вторых, сверка нужна, чтобы избежать такой неприятной ситуации, когда фирма все налоги заплатила, а ее штрафуют или даже блокируют счет. Произойти это может по самой нелепой причине. Например, инспекторы просто-напросто забыли внести данные ваших деклараций в лицевую карточку.
«Недавно нашей фирме срочно понадобился кредит. А для него нужна справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, – вспоминает главбух Марина Башарова. – И когда я пошла за ней в налоговую, мне назначили сверку. В результате выяснилось, что ни начисления, ни платежи за два года не вносились. С тех пор я взяла за правило регулярно сверяться с инспекцией».
Добровольно сверять платежи с налоговой теория предписывает так. Сначала надо подать заявление в инспекцию по месту своей регистрации. Специальной формы для него не предусмотрено. Но в некоторых налоговых есть готовые бланки этого документа. Заявление нужно заполнить в двух экземплярах. На втором (вашем) инспектор поставит отметку о том, что оно принято.
После этого инспектор в течение пяти дней должен подготовить акт сверки и отослать его вам. Если вы не нашли никаких расхождений с данными инспекции, вам остается только подписать акт. Со стороны инспекции это сделает сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками и начальник отдела. В идеале вся эта процедура должна уложиться в десять рабочих дней. Правда, при одном условии: если несовпадений в акте нет.
Нужно ли говорить, что на практике такое происходит редко. Чаще всего сведения компании и налоговой инспекции не стыкуются. Чтобы выяснить, по какой причине, в инспекцию придется принести все первичные документы по налогам (копии платежных поручений, банковские выписки с расчетного счета фирмы и т. п.).
Если выяснится, что ошибку допустила фирма, – ей ее и исправлять. Если в недочете виновны сотрудники инспекции, то корректировки в свои базы будут вносить они. На это отведено три дня.
Результат этих операций – новый акт сверки расчетов. На то, чтобы его сформировать, у инспекторов есть еще два дня. В итоге общий срок проведения сверки с учетом всех корректировок не должен превышать 15 рабочих дней. Но повторимся – это теория.
Но пасаран!
А практика, как обычно, прямо противоположна. «В нашей налоговой попасть на добровольную сверку абсолютно нереально, – возмущается бухгалтер Татьяна. – Мне инспектор сказал, что они будут проводить сверку, только если фирма переходит в другую инспекцию».
Об аналогичных проблемах рассказывают и другие бухгалтеры. «В 10-й налоговой г. Москвы на все вопросы по поводу добровольной сверки отвечают: если вам не нужна справка об отсутствии задолженности, то и сверку проходить ни к чему. Это, мол, только лишняя трата и своего, и нашего времени».
В 9-й налоговой г. Москвы в самой сверке не отказывают, но откладывают ее на неопределенное будущее. Стандартный ответ сотрудников этой инспекции: «Приходите через полгода, сейчас мы заняты другими делами».
Как видите, далеко не всем желающим удается попасть на сверку.
Проверка на терпение
Но даже если вам повезло и в самом факте сверки вам не отказали, не спешите радоваться. Потому что срок, на который инспекторы растянут эту процедуру, тоже неизвестен. О том, чтобы успеть получить справку в течение «законных» 10–15 дней, как правило, и речи не идет.
«Заявление на сверку я написала месяц назад, – посетовала дама в инспекции № 5 г. Москвы, – и только теперь меня пригласили. И хотя мне было назначено на 11.30, я пришла к открытию налоговой. Вот уже у них и обед закончился, а я все еще сижу в очереди».
На вопрос, почему не соблюдают сроки сверки, инспекторы отвечают : «Сотрудников не хватает, не успеваем цифры в базы забивать. А пока все декларации не разнесены, на сверку приходить бесполезно».
А в одной столичной инспекции к такому стандартному ответу нам добавили: «Вот если бы все сдавали отчетность на дискетах, проблем было бы меньше. Да и необходимость в сверках отпала бы сама собой. Ведь большинство ошибок инспекторы делают именно из-за того, что вбивают данные вручную».
Методы борьбы
Справедливости ради заметим: есть среди инспекций и исключения. Например, бухгалтерам из Новосибирска повезло больше. «Инспекторы всегда вежливые, – радуется главный бухгалтер Светлана Игоревна, – опоздания по внесению в лицевую карточку платежей никогда не превышают больше двух-трех недель. А вообще у меня единственный раз сальдо не совпало, так сразу все поправили».
Тем же, у кого ситуация сложилась по-другому, приходится искать пути ее решения. Прежде всего имеет смысл пойти самой простой дорогой и воспользоваться хорошими отношениями с инспектором. Возможно, получив небольшой презент или денежную компенсацию, даже очень загруженный сотрудник инспекции все-таки выкроит для вас время.
Но существуют и другие варианты. Некоторые бухгалтеры берут инспекторов измором. «Недавно нашей фирме срочно понадобилась справка об отсутствии задолженности – для участия в конкурсе по НИОКР, – рассказывает главбух Марина Селиверстова. – Так я ее за неделю из инспекторов выбила! Правда, всю эту неделю я в налоговой практически жила в обнимку со своими экземплярами деклараций».
Ускорить процесс иногда помогают и маленькие хитрости. Так, на тех инспекторов, которые отказываются проводить сверку без «достаточных» на то оснований (получение кредита, тендер), одна из участниц бухгалтерского форума на сайте www.klerk.ru предложила такую управу: «Если у вас нет реальной уважительной причины для сверки, придумайте ее сами. Я, например, в I квартале 2005 года добилась своего, написав в заявлении, что сверка мне нужна “в соответствии с Законом «О бухучете» для составления годовой бухгалтерской отчетности и в связи с проведением обязательной (!) инвентаризации расчетов...” Даже не ожидала, что это произведет такое действие: инспекторы сразу же всполошились, и через две недели справка была готова».
«А мы активизировали процесс сверки, подав в канцелярию инспекции повторное письмо, – делится еще один участник форума. – Содержание письма было примерно таким: “Сообщаем, что такого-то числа в Ваш адрес было направлено заявление... До настоящего времени сверка не назначена... Справка нужна для получения кредита. Фирма несет убытки, уменьшаются налоги. Просим принять все возможные меры...” Инспекторы в отделе начинали шустрить».
Как видите, готового рецепта, как пройти сверку без проблем, не существует. Единственное, что можно посоветовать: будьте настойчивы. Ведь закон в данном случае на вашей стороне.
Марина ГОЛУБЕВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (1)
Светлана
30.07.2014ОтветитьНалоговая г. Брянска. делает сверку быстро и качественно. С уважением к налогоплательщикам. Постоянно там делаем сверки.
Оставить комментарий