Никто не застрахован
Основная задача любой компании – правильно и успешно организовать продажи и привлечь как можно больше клиентов. Они одновременно выступают источником дохода, а также риска. Зачастую очень тяжело отличить сотрудников контролирующих (правоохранительных) учреждений от клиентов. Этим и пользуются госслужащие на контрольной покупке, цель которой очевидна – найти нарушения и использовать их против компании. В этом случае неудивительно, что милиционеры осуществляют проверочную закупку таким образом, чтобы сотрудники фирмы допустили нарушения.
Кстати, в последнее время распространено мнение, что с контрольными покупками контролеры приходят только на те предприятия, у которых клиенты – граждане. Однако это далеко не так. С подобной проверкой могут прийти абсолютно в любую компанию.
В сфере услуг довольно часто потребители желают заплатить за товар или услуги валютой. Скажем, в ресторанах часто бывают посетители, которые заявляют менеджеру: «Все очень вкусно, готов оплатить ужин, но деньги в кармане только американские, давайте я ими рассчитаюсь». Но эта проблема не только обслуживающих фирм, но и производственных (например, строительных). Бывает даже так, что сами сотрудники организации (руководители, бухгалтеры, менеджеры) провоцируют подобные предложения со стороны клиентов, составляя прейскуранты как в рублях, так и в условных единицах. И от того, как вы себя поведете в ситуации, когда потенциальный заказчик предлагает расплатиться валютой, будет зависеть очень многое. В том числе и безопасность фирмы в целом.
Договор договору рознь
Первое, что необходимо помнить руководителю и бухгалтеру, – у фирмы всегда будет достаточно недоброжелателей и конкурентов. Поэтому на провокацию, когда клиент предложит валюту, поддаваться не стоит. Если компания заранее не подготовила себя, то лучше не принимать наличные доллары у сомнительного потребителя. Ведь дешевле потерять одного клиента, чем потом решать проблемы с государством.
Оптимальный вариант для организации – продумать план действий в таких ситуациях заранее. В разных отраслях работают разные схемы, как законно принимать иностранную наличность. Но сначала приведем ошибочные варианты, которые предприниматели часто используют на практике.
Когда клиент хочет оплатить товар долларами, некоторые фирмы ошибочно используют договор между двумя гражданами. Суть соглашения в том, что сотрудник компании оказывает услуги самостоятельно, а не от имени фирмы. Действительно, схема работает, но только если компании грозит штраф за неприменение кассовой машины. Дело в том, что иностранную валюту нельзя использовать как средство платежа. В статье 9 закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ законодателями прямо запрещено производить такие операции. За это проверяющие могут оштрафовать бухгалтера, руководителя или фирму на сумму от 3/4 до одного размера суммы незаконной сделки (п. 1 ст. 15.25 КоАП).
Второй вариант – сказать, что валюта, которую передал проверяющий, получена фирмой (сотрудником) в качестве займа, – тоже не соответствует закону. Во-первых, вряд ли милиционер при контрольной закупке подпишет договор займа, (а без него в большинстве случаев сделка будет недействительной). Во-вторых, валютный заем между гражданами законом № 173-ФЗ тоже запрещен. Минфин специально обратил на это внимание в своем письме от 2 декабря 2004 г. № 07-02-04/33.
«Поручаю вам...»
Конечно, выход есть из любой ситуации. Мы расскажем о двух схемах, которые фирмы используют на практике и которые доказали свою эффективность. Первая, и самая выигрышная, наиболее предпочтительна для малого и среднего бизнеса. Компании здесь не так часто заключают сделки с валютой. Цель этой схемы – застраховаться от проверочной закупки. Она состоит в том, что клиент заключает с представителем фирмы договор поручения.
По соглашению бухгалтер, продавец или другой сотрудник компании «обязуется совершить юридически значимое действие – сходить до ближайшего обменного пункта, обменять доллары на рубли и внести их в кассу компании». Эта операция регламентирована главой 49 Гражданского кодекса. То есть в рамках закона. В данном случае иностранная валюта выступает в виде предмета сделки, а не средства платежа.
Сотрудники милиции в таких случаях, как правило, с улыбкой (и досадой в душе) смотрят на лист А4, в верхней части которого – текст договора поручения (3–5 предложений), а в нижней – расписка о получении денег (1–2 предложения). Данная схема многократно опробована в ресторанном бизнесе, в торговле и других видах деятельности. Здесь главное – правильно составить договор поручения и форму расписки, которая будет являться приложением к договору.
Касса для евро
Вторая схема больше применима в среднем и крупном бизнесе, где расчеты в наличной валюте более вероятны. В этом случае фирме можно организовать на своей территории операционную кассу вне кассового узла (оперкассу). Суть такого метода в следующем. По соглашению с банком (например, по договору простого товарищества в соответствии с главой 55 ГК) фирма организует на своей территории специально оборудованную и защищенную комнату и передает ее банку для организации операционной кассы. В данном случае если клиент желает заплатить евро или долларами, сотрудник банка принимает валюту, конвертирует в рубли и, не открывая банковский счет, перечисляет деньги на расчетный счет фирмы.
Такая возможность для банков предусмотрена положением ЦБ от 9 октября 2002 г. № 199-П. Более того, 5 сентября 2003 г. Центробанк специально издал письмо № 31-1-2/1864, в котором указал на возможность осуществления такого рода операций.
Преимуществ у данного метода достаточно много. Во-первых, вероятность проверочной закупки с наличной валютой снижается практически до нуля (никто работоспособность оперкассы проверять не станет). Во-вторых, компания официально предоставляет своим клиентам дополнительный сервис по осуществлению банковских операций (в том числе в виде приема иностранной валюты).
К тому же сама по себе операционная касса – это помещение банка, а не компании. Следовательно, если на фирму придут с проверкой, то оперкассу это не затронет, ведь проверяют компанию, а не банк. Для кредитного учреждения необходимо отдельное постановление и разрешение от ГТУ Банка России. В любом случае милиционеру или другому контролеру проникнуть на территорию оперкассы не просто. Ведь согласно приложению № 1 положения Центробанка от 9 октября 2002 г. № 199-П, она должна быть технически укреплена. А значит, достаточно закрыть дверь и на проверке ее не открывать. Но у этого метода есть и свои минусы. Под кассу фирме необходимо отвести специальное место. А расходы на ее содержание доступны не всем компаниям.
Если же бухгалтер, продавец или другой сотрудник приняли иностранную наличность у проверяющего, как можно быстрее вызывайте юриста или адвоката. Во всех документах (протокол, акт контрольной покупки и тому подобное) напишите: «С документом ознакомлен, по существу не согласен». Связь с налоговой инспекцией (милицией) осуществляйте только через юриста. Но лучше, конечно же, до этого не доводить.
Владлен ЛАБЗЕНКО, генеральный директор компании «Современное право»
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий