Бизнес без тормозов

Бизнес без тормозов

15.06.2005   |   0Оставить комментарий
У бухгалтера фирмы, торгующей автомобилями, голова кругом идет от схожести тюнинга и предпродажной подготовки. Путаница с сервисными услугами грозит дополнительными налогами, а ошибка с техническими паспортами - уголовной ответственностью.

Проблема бухгалтера и радость минимизатора

Счастливый владелец не может налюбоваться на свою новую легковушку – не правда ли, знакомая картина? Кроме того, он всячески старается сделать вид своего нового друга более презентабельным или даже уникальным. Кстати, такие желания овладевают порой и владельцами грузовиков. Поэтому в рекламных листовках все чаще встречаются слова: «Кроме традиционного комплекса работ, наша фирма делает предпродажную подготовку и нанесение рисунка на корпус. Оформление производится ПВХ-материалами, но по желанию заказчика может быть использован малярный способ...»

Однако не верьте даже опытным технарям, рассуждающим о том, что входит (не входит) в «традиционную» предпродажную подготовку. Они всегда с улыбкой вспомнят советские времена, когда понятие «глубокий тюнинг» еще не вошло в моду. Тогда модернизацию советских «Лад» (с заменой многих узлов и агрегатов систем зажигания, питания и рулевого управления) скромно именовали «предпродажной подготовкой по требованию местного рынка».

«Правильные» рассуждения мастеров о том, что предпродажная подготовка – это, скажем, полировка кузова, замена масла, проверка токсичности выхлопа и прочее имеют один существенный недостаток: виды и объем предпродажной подготовки определяет не продавец, а изготовитель. Об этом сказано в пункте 57 постановления Правительства от 19 января 1998 г. № 55, которым утверждены Правила продажи отдельных видов товаров.

Так что именно те работы, которые укажет изготовитель, и будут считаться предпродажной подготовкой (п. 4.2 Государственного стандарта ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования»). Все остальное считается производственной деятельностью. Как это отразится на бухгалтерском и налоговом учете, см. в таблице «Подготовка подготовке рознь».

Если простого бухгалтера прежде всего интересуют вопросы методологии, то налогового минимизатора – соотношение между доходами и расходами. Ему в принципе все равно, как назвать дополнительные «расходы»: предпродажной подготовкой или тюнингом. Главное, не выделять улучшение внешнего вида машины и ее технических характеристик отдельной строкой с начислением налога на добавленную стоимость.

Впрочем, иногда даже на предпродажную подготовку приходится начислять НДС. Неизвестно по какой причине, но в сметах на покупку авто за счет бюджетных денег нередко предпродажную подготовку выделяют отдельной строкой.

Выставив счет в соответствии с бюджетной сметой, продавец вынужден автоматически увеличить стоимость предпродажной подготовки на 18 процентов. Чтобы такого не случилось, работу с бюджетниками нужно начинать задолго до подписания договора: изменить уже утвержденную смету им будет непросто. Такая предусмотрительность может избавить вас еще от одной напасти – ЕНВД.

Вмененка: между ОКВЭД и ГОСТом

Невинное на первый взгляд письмо департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина от 21 января 2005 г. № 03-06-05-04/ 07 доставило немало проблем Ирине, главбуху фирмы, торгующей автомобилями в Северо-Западном регионе. Заместитель директора департамента Александр Иванеев в ответе на частный запрос разъяснил, что «согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) предпродажная подготовка автомобилей (код 5020450) относится к услугам по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей...», а следовательно, подпадает под вмененку.

Ответ, по сути правильный, был адресован фирме, которая автомобилями не торговала, а специализировалась лишь на предпродажной подготовке. Однако инспектор Зинаида Пархоменко, проверявшая фирму Ирины, решила, что письмо распространяется на любую предпродажную подготовку. Поэтому в своем акте она выделила два вида такой подготовки.

С первым «видом» инспектору долго возиться не пришлось. Фирма Ирины поставляла авто муниципалитетам нескольких городов, и в счете, выписанном в соответствии с утвержденной сметой, значилась «предпродажная подготовка». Суммы по счетам и сформировали налогооблагаемую базу по ЕНВД.

Со вторым «видом» Зинаиде Степановне пришлось повозиться. Выделив из общей массы расходов те, которые относились к предпродажной подготовке, инспектор обозвала их «сокрытой выручкой» и также обложила «вмененным» налогом.

– Чтобы не доводить дело до суда, пришлось идти на компромисс, – рассказывает Ирина. – В возражениях по акту проверки я сослалась на ГОСТ (уже упомянутый нами в предыдущем подразделе – прим. ред.). И чтобы подсластить пилюлю, с ЕНВД, начисленным на суммы, указанные в счетах бюджетным заказчикам, мы согласились. Надо же что-нибудь и налоговикам оставить. Ведь больше ничего уважаемой Зинаиде Степановне найти не удалось.

– Неужели вас не смутила перспектива и впредь платить дополнительный налог? Причем безо всяких на то законных оснований?

– А мы и не будем. Легче счета переоформить, они же только за нашей подписью. Мы никаких актов на предпродажную подготовку не оформляем, так что она – всего лишь затратная статья в сметах бюджетников. Мы счета оформляем, как они просят, чтобы у них с казначейством проблем не возникало. Кроме того, я думаю, налоговики поняли свою ошибку и больше таких идиотских актов составлять не будут.

– Странно, что вы не обратились в суд...

– Зачем врагов наживать? Я переживала, что «черный нал» копать начнут. Обошлось – ну и спасибо на этом.

Почти как в Калифорнии

Заядлые автомобилисты любят посетовать на косность российского законодательства и зловредных ментов, придирающихся к глухо затонированным стеклам. А особое недоумение у многих вызывает запрет на самовольное изменение технических параметров машины.

«Тюнинг не ухудшает, а, наоборот, улучшает ходовые качества машины. В итоге безопасность движения повышается. Пример: установка более эффективных тормозов, чем предумотрено базовой конфигурацией, или улучшение характеристик подвески ведет к лучшей управляемости машиной. Законодательный запрет доводить “ГАЗики” до ума, приближая их ходовые характеристики к средним иномаркам, можно считать поводом для вымогания ГИБДД-шниками взяток», – возмущается Федор, генеральный директор торгово-закупочной фирмы. Пока директор возмущается, забыв, что подобные запреты существуют и в европейских странах, и даже в Америке, посмотрим на тюнинг с точки зрения бухгалтера, продавца и покупателя.

Работы, искусственно завышающие себестоимость проданного авто, ни в коем случае не должны быть связаны с изменением его технических характеристик, указанных производителем. Здесь речь может идти исключительно об улучшении внешнего вида и повышении комфортности салона.

Даже если вы точно знаете, что с помощью моторного тюнинга ваш руководитель 2-литровый двигатель превратил в 3-литровый, забудьте об этом. В акте выполненных услуг сей факт скорее всего будет завуалирован, иначе придется менять паспортные данные усовершенствованной машинки. То есть, несмотря на то что под капотом авто, стоящего на балансе, не 90 «лошадей», а все 140, транспортный налог нужно платить по цифре, указанной в техническом паспорте.

Директор напортачит, бухгалтер расхлебывает

Мошенническая схема получения кредита под шасси (грузовики без кузова) уже стала притчей во языцех. Техпаспорта шасси – розового цвета. Завод, устанавливающий на шасси кузова, обменивает их на голубые. Но с заводом можно «договориться» о получении стандартных техпаспортов безо всякого обмена.

Именно этим обстоятельством зачастую и пользуются мошенники. Они берут кредит под залог шасси и оставляют в банке оригиналы техпаспортов.

Банкиры уверены, что без документов продажа шасси невозможна. Получатели же кредита, оборудовав шасси кузовами, продают их уже как грузовики по другим документам. В итоге судебный пристав, исполняя решение суда в пользу банка, обнаруживает, что все имущество фирмы состоит из неликвидной мебели и ликвидных, но недорогих компьютеров. Генеральный директор к тому времени меняется, а вот главбуха, который подписал кредитный договор, как правило, застают на месте.

Именно в такой щекотливой ситуации оказалась Алевтина Галицкая из Нижнего Новгорода.

– Почему же фирма не была просто-напросто закрыта? – удивляюсь я, выслушав рассказ, переехавшей (вернее, сбежавшей) в Москву девушки.

– В конце концов так и сделали. Понимаете, не так просто взять и закрыть фирму, которую клиенты знают годами. Потом, правда, решились. Просто сообщили покупателям, что фирма «Б» якобы правопреемник фирмы «А». Но все равно я решила уехать от греха подальше. Так же, как и мой бывший генеральный директор. Самое обидное, что я всего лишь поставила подпись и никаких материальных выгод с этой аферы не имела. Но боюсь, что в кутузке сидеть именно мне.

Кому просто авто, а кому – номерной объект

«Мы работаем исключительно на условиях предоплаты, – рассказывает Нина Сергачева, главбух фирмы, торгующей автомобилями оптом. – Нередко возникают ситуации, когда аванс поступил в последних числах одного месяца, а отгрузка – в первых числах другого».

Естественно, что клиенты в таких ситуациях нередко настаивают на том, чтобы документы были выписаны задним числом. Это дает возможность поставить к вычету НДС в том же месяце, в котором он был перечислен продавцу автомобилей.

Не пытайтесь уговорить поставщика автомобилей, его бухгалтер ни за что не согласится. Дело в том, что, начиная с момента заказа автомобиля, учет всех процедур, связанных с формированием и отслеживанием статуса автомобилей, ведется по очень широкому спектру параметров (до сотни, в зависимости от бухгалтерской программы).

В самом простом случае бухгалтер ведет табличку с указанием VIN (идентификационный номер автомобиля), ПТС (серия, №, когда и кем выдан), марки, модели, номера двигателя, цвета и базовой комплектации. «Согласитесь, что при такой детализации провести реализацию задним числом очень сложно», – призывает к благоразумию Нина Сергачева.

Подготовка подготовке рознь

Предпродажная подготовка
Объем определен производителем
Работы сверх объема, определенного производителем
Затраты по улучшению технических характеристик, не связанные с производственной деятельностью (п. 6 ПБУ 5/01)
Затраты формируют фактическую себестоимость готовой продукции (п. 203 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н)
Расходы формируются по «торговой» статье 320 и статье 273 (если фирма применяет кассовый метод) Налогового кодекса
Расходы формируются по «производственным» статьям 320 (метод начисления) или 273 (кассовый метод) Налогового кодекса

Наталья ЛЕЙМАН

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
4987 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.