«Ликвидационный» бухгалтер

«Ликвидационный» бухгалтер

05.07.2005   |   0Оставить комментарий
Узнав, что руководство компании собирается ее закрыть, сотрудники стремятся как можно быстрее найти новое место работы. Но эти же сотрудники необходимы предпринимателю, чтобы сворачивание бизнеса прошло быстро и безболезненно. Руководитель должен придумать, как удержать необходимые кадры во время ликвидации дела. Наиболее важной в этот период времени будет работа бухгалтера компании.

Ключевой работник фирмы

Сегодня закрытие той или иной компании не станет сенсацией ни для кого. Пожалуй, несильно удивятся даже сотрудники этой самой фирмы. Закрытие организации, с одной стороны, дело несложное. В российском законодательстве юридические процедуры прописаны достаточно четко: в Гражданском кодексе (ст. 61–64), Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также Налоговом кодексе (ст. 44, 89). Споры с клиентами и кредиторами зачастую могут длиться долго. Однако предприниматель может быть уверен практически на сто процентов, что «буква закона» поможет разрешить все трудности. Главная проблема ликвидации фирмы заключается в другом.

Предпринимателю, решившему сворачивать бизнес, нужно любым способом задержать на некоторое время часть персонала. Это необходимо для того, чтобы выполнить свои обязательства перед партнерами и клиентами – произвести и поставить заказанную продукцию, закрыть договоры, привести в порядок фискальную и управленческую документацию, сопроводить финансовые потоки (пусть даже и в «последний путь»), оформить увольнение сотрудников и провести, наконец, процедуру ликвидации компании. Для решения этих задач компании нужно довольно много рабочих рук – в процессе оказываются задействованными не менее двух третей от полной численности персонала. В этой ситуации только «лояльного» отношения работников к фирме будет недостаточно. Поэтому без дополнительных выплат предпринимателю не обойтись.

Кадровые специалисты советуют руководителю в случае ликвидации фирмы сразу же очертить круг наиболее важных, ключевых кадров – «ликвидационную команду». В нее входят, как правило, главный бухгалтер фирмы, юрист, несколько квалифицированных работников и топ-менеджеров. В ходе личных бесед и переговоров необходимо обсудить новые условия оплаты труда и определить стратегию: что будет сделано в первую очередь, а также как распределятся зоны ответственности и полномочия в перспективе. Логично, что для таких «последних» сотрудников компенсация может быть и больше, чем для сокращенных, так как процедура ликвидации длится достаточно долго после принятия решения о закрытии, и эту ответственную работу надо кому-то выполнять. К тому же, выполняя ее, такие сотрудники не имеют достаточно свободного времени для поиска нового места работы.

Бухгалтер фирмы – «последний герой»

Ликвидация фирмы может происходить по нескольким причинам. В зависимости от причины варьируются работа бухгалтера, новая оплата его труда и новые обязанности. Для каждого случая существуют разные способы удержать сотрудника до самого завершения дела.

Директор по персоналу крупной консалтинговой компании Майя Борзова выделила как минимум четыре возможные причины ликвидации:

  • компания закрывается, чтобы открыть новую (без пассивов);
  • компания закрывается, но открывается несколько новых компаний-правопреемников;
  • компания закрывается, чтобы слиться с другой компанией;
  • компания разоряется.

Первые три случая – манипуляции с активами, торговыми марками, управляемостью. Закрытие предприятия при таких обстоятельствах практически не скажется на всех сотрудниках. Исключение составит здесь только главный бухгалтер фирмы, которому придется изучать массу новых документов, приводить в порядок отчетность за многие периоды, налаживать новые системы учета и координировать работу с новыми финансовыми работниками. Однако во всех описанных случаях для бухгалтера за прибавлением обязанностей последует ощутимая прибавка к зарплате. По словам Майи Борзовой, это будет единственным возможным способом удержать бухгалтера на месте во время реформ в компании. В дополнение к этому «мудрому» руководителю следует взять пару помощников, которые займутся технической и архивной финансовой работой.

Ситуация, когда фирма разоряется, абсолютно другая. Именно в этом случае руководителю будет труднее всего удержать главного бухгалтера фирмы, если только это не его лучший друг или родственник. Ведь это гигантский труд – закрыть все финансовые документы так, чтобы налоговый инспектор не мог придраться. По словам Майи Борзовой, здесь в ход пойдет «тяжелая артиллерия»: чтобы удержать сотрудника, руководитель увеличит не только зарплату, бонусы и премии, повысит выходное пособие, но будет готов оплачивать и все накладные расходы, которые понесет бухгалтер, а также может согласиться на выплату некоторого процента по закрывающимся проектам и сделкам.

Очень важным для руководителя является также вопрос – когда и как правильно сообщить главному бухгалтеру фирмы о готовящейся ликвидации. Как известно, Трудовой кодекс обязывает предпринимателя сообщить работникам о закрытии фирмы не позднее чем за два месяца до момента ликвидации. С другой стороны, очевидно, что чем раньше эта новость станет общеизвестной, тем труднее будет поддерживать работоспособность в коллективе. Специалисты советуют не спешить объявлять о закрытии фирмы всем сотрудникам. Лучше всего, если руководитель сможет «локализовать слухи» о предстоящем закрытии компании, то есть сохранить эту новость в рамках «ликвидационной команды». Главный бухгалтер в эту команду входит, поэтому он должен быть в курсе всех организационных и административных вопросов. Руководителю следует сообщить бухгалтеру о ликвидации, а также сразу дать задание привести в порядок всю финансовую документацию компании. Первым делом необходимо выяснить, какие проблемы могут возникнуть в процессе закрытия фирмы, какие из них можно решить заранее. В целом, все специалисты сходятся во мнении, что о ликвидации фирмы бухгалтер должен узнать вслед за генеральным директором. Ведь именно главный финансовый работник лучше всего осведомлен о делах фирмы и потому сможет помочь руководителю наметить правильный план действий по закрытию бизнеса.

Неочевидные преимущества для бухгалтера

Для бухгалтера очень важно адекватно отреагировать на известие о ликвидации, в котором есть не только минусы. По крайней мере, так считают многие специалисты кадрового бизнеса.

Работа в разорившейся компании для профессионального бухгалтера на первый взгляд не является привлекательной. Поэтому неудивительно, что в большинстве случаев он стремится быстрее найти новую работу. Однако даже в такой неприятной ситуации бухгалтер может увидеть определенные плюсы. Бонусы удержания и выходные пособия часто оказываются вполне адекватной компенсацией. Кроме того, финансовые работники, задействованные в процессе ликвидации компании, получают дополнительный опыт, и их ценность на рынке труда увеличивается.

По мнению генерального директора рекрутингового агентства Игоря Самохвалова, в этом нет ничего удивительного: у тех, кто решил доработать до закрытия компании, больше шансов найти хорошую работу в будущем, ведь они не только получили уникальные навыки, но и показали свою эффективность в экстремальной ситуации, а также продемонстрировали лояльность к компании. А такие качества всегда пользуются спросом на рынке, особенно когда это касается такого топ-уровня, как главный бухгалтер компании.

Мнение

Руководитель столичной компании, вынужденной закрыться около полугода назад, Данил Багрин рассказал, как он удерживал необходимых ему сотрудников на период ликвидации:

– Когда у нас начались финансовые проблемы, я сразу же предупредил бухгалтера, юриста и высших менеджеров о возможных осложнениях. Они могли сами решать, остаться или уйти. Большинство предпочло первый вариант. Когда же стало очевидно, что дела на фирме совсем плохи, я от своего имени заключил индивидуальные соглашения с каждым из ключевых работников компании. Согласно этим договорам, сотрудники в случае ликвидации фирмы получали весомое материальное вознаграждение – из личных средств генерального директора.

Фаина ФИЛИНА

«Московский бухгалтер» Источник материала
7585 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.