«В Гражданском кодексе лизингу отведено немного места – параграф 6 главы 34 «Аренда», а именно статьи с 665-й по 670-ю», – такими словами начала семинар ведущая Раиса Ивановна Рябова.
Последний раз парламентарии «правили» Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» в августе прошлого года. Однако наиболее существенные изменения имели место более двух лет назад. Закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ устранил противоречия главного регулирующего лизинг документа с международными соглашениями России и Гражданским кодексом. Кроме этого, в название закона были добавлены слова «финансовая аренда». Поменялось и понятие договора лизинга.
Несмотря на то что нововведения «порадовали» бухгалтеров уже достаточно давно, «белых пятен» в лизинговом законодательстве не поубавилось.
Когда важны контракты
Ведущая семинара заметила, что договор финансовой аренды должен быть обязательно оформлен в письменном виде. Главные требования к его содержанию определены статьей 15 закона «О лизинге». На ее 5-й пункт бухгалтеру следует обратить внимание руководителя при составлении текста контракта. Там сказано, что по окончании срока действия договора у лизингополучателя есть выбор – возвратить предмет арендодателю или купить его в собственность. Очень часто дальнейшую судьбу лизингового имущества договаривающиеся стороны забывают определить в тексте контракта, что может привести к недоразумениям в отношениях между ними.
Раиса Ивановна рассказала слушателям семинара, что переход права собственности на лизинговое имущество, правила которого установлены статьей 19 «арендного» закона, также необходимо оформлять отдельным договором. При этом договор купли-продажи обязательно должен быть возмездным. Такое требование устанавливает статья 454 Гражданского кодекса.
Экономические основы финансовой аренды определяет глава III закона (статьи с 28-й по 35-ю). В ней говорится о лизинговых платежах (ст. 28). Они подразумевают, что затраты лизингодателя будут возмещены получателем. Также туда следует включить и доход лизингодателя, и расходы по процентам за пользование банковскими кредитами, которые он должен будет оплатить.
Ведущая семинара обратила внимание слушателей на то, что в договоре финансовой аренды должна быть определена сторона, которая застрахует имущество. Сумма лизингового платежа состоит из всех затрат лизингодателя, его вознаграждения, а также налога на добавленную стоимость. Чтобы определить размер платы за финансовую аренду, бухгалтеру следует воспользоваться «Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей» (утв. Министерством экономики 16 апреля 1996 г.).
Как правило, платежи по договору финансовой аренды равномерны. При этом, если какая-либо сумма является авансом, она обязательно должна также называться и в договоре лизинга. В противном случае весь платеж будет квалифицирован контролерами как доход текущего периода.
Учетные и налоговые моменты
О том, как вести бухучет финансовой аренды, счетный специалист узнает из приказа Министерства финансов от 17 февраля 1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Раиса Ивановна рассказала присутствовавшим на семинаре, что в приказе по причине того, что это достаточно «древний» документ, использован недействующий план счетов. Для адаптации к современным реалиям учета старые счета следует заменить на те, которые соответствуют им в новом плане (утв. приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н).
Кроме того, существует и другой документ, которым бухгалтер может руководствоваться при учете лизинговых операций – принятые Росавтодором Методические указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (приказ от 21 января 2000 г. № 16). Эти рекомендации также основаны на старом плане счетов и содержат практический пример с бухгалтерскими проводками.
Ведущая семинара обратила внимание слушателей на то, что согласно упомянутым документам весь бухгалтерский учет финансовой аренды на практике разбивается на два случая. Первый – когда имущество учитывается на балансе лизингополучателя. А второй – у лизингодателя.
На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» бухгалтеру лизингодателя нужно собрать все затраты и проценты за кредиты в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Проценты за пользование заемными деньгами, которые начислены до ввода имущества в эксплуатацию, счетному специалисту нужно включить в цену предмета финансовой аренды. Если проценты были учтены компанией после того, как она начала эксплуатировать объект и списала его стоимость на счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности», бухгалтеру надо отнести их к прочим расходам.
По предметам лизинга, так же как и другим основным средствам, бухгалтеру нужно начислять амортизацию в соответствии с Методическими указаниями по учету основных средств (утв. приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н). Там есть пункты 50 и 54 раздела IV «Амортизация основных средств».
В первом из них говорится, что износ должен начислять лизингодатель или лизингополучатель в зависимости от условий договора аренды. Во втором – о возможности применения ускоренной амортизации с повышающим коэффициентом не выше трех (подп. б п. 54). Счетный специалист сможет применять ускорение износа в бухгалтерском учете только в том случае, если фирма использует метод уменьшаемого остатка. Закон о лизинге также допускает использование организацией «быстрой» амортизации (ст. 31). Если фирма планирует применять ускоряющий коэффициент, текст договора аренды должен предусматривать такую возможность.
Для целей налогообложения способ определения первоначальной стоимости имущества одинаков для обеих сторон договора лизинга – это сумма фактических затрат лизингополучателя. Причем первоначальную цену компании следует считать по правилам налогового учета. Она может отличаться от бухгалтерской.
Например, при расчете налогов счетному специалисту не нужно включать проценты за пользование фирмой заемными средствами в первоначальную стоимость имущества. Ему надо отнести проценты в состав внереализационных расходов. Также в соответствии с пунктом 7 статьи 259 Налогового кодекса бухгалтер может применить к норме амортизации повышающий коэффициент не выше трех. Эта возможность не зависит от метода начисления износа.
Ведущая семинара заметила, что налогообложение операций лизингодателя и лизингополучателя существенно различается. Для первого в настоящее время будет более предпочтителен договор, по условиям которого имущество останется на его балансе. В этом случае его доходом будет сумма лизингового платежа, а к расходам бухгалтер отнесет сумму начисленной амортизации. Со всего дохода компании придется заплатить НДС, а остальная сумма будет выручкой для налога на прибыль. «Добавленный» налог, который лизингодатель перечислил поставщику имущества, он сможет принять к вычету в момент ввода оборудования в эксплуатацию.
Остаточную стоимость ценностей, которые бухгалтер учитывает на счете 03, ему не нужно включать в расчетную базу «имущественного» платежа. Если же по условиям договора оборудование должно находиться на балансе лизингополучателя, то доходом, так же как и в первом варианте, будет вся сумма перечислений по финансовой аренде. А вот расходов не будет. Фактические траты на покупку лизингового имущества (их еще называют инвестиционной составляющей платежа по финансовой аренде), по разъяснениям Минфина и Финансовой налоговой службы, учетному работнику нужно относить к расходам следующим образом.
Если по окончании договора лизинга право собственности переходит к лизингополучателю, то траты на покупку предмета договора будут расходами, которые связаны с реализацией неамортизируемого имущества. При этом убыток в виде разницы между выкупной ценой и суммой фактических затрат на его покупку бухгалтеру нужно учесть единовременно.
В случае если возвращенное лизингополучателем имущество фирма использует для производственных целей, расходы на его приобретение можно списать в виде амортизации, начисляемой в течение срока полезного использования.
В свою очередь, для лизингополучателя, независимо от того, у кого на балансе имущество, тратами будет являться вся сумма лизингового платежа. При этом бухгалтеру необходимо иметь в виду следующее.
Если ценности находятся на балансе лизингодателя, то его расход – сумма, которую он заплатил за пользование финансовой арендой. А если предметы на балансе лизингополучателя, то бухгалтер должен уменьшить лизинговый платеж на начисленную по ним амортизацию (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, при этом варианте учета арендного имущества общая сумма расхода такая же, как и в предыдущем случае, но она «разбита» на две части: амортизацию и разницу между суммой лизингового платежа и ней.
Обеим сторонам договора лизинга нужно обратить внимание на то, что первоначальная стоимость имущества – сумма фактических трат лизингодателя на его покупку и доведение до пригодного к эксплуатации состояния. Это означает, что если по договору часть расходов (например, на транспортировку, монтаж) осуществляется за счет средств лизингополучателя, он не сможет учесть их при налогообложении до момента получения имущества в собственность. В момент перехода права владения ценностями такие расходы бухгалтеру нужно включить в первоначальную стоимость этих предметов.
Выкупная цена
Ведущая семинара сообщила слушателям, что в общую сумму лизингового договора стороны могут включить выкупную стоимость предмета лизинга. Об этом говорит статья 28 закона о лизинге. Возникает вопрос – в какой момент выкупная цена может быть отнесена к доходам или расходам?
Позиция Министерства финансов такова. Стоимостью выкупа контролеры считают цену приобретения компанией имущества, которое является предметом договора аренды. Значит, если его выкупная стоимость включена в сумму лизингового платежа, она должна быть отдельно прописана в контракте для того, чтобы можно было отличить текущие перечисления от капитальных затрат. Если же договор умалчивает о цене покупки арендуемого имущества, вся сумма лизингового платежа будет текущим доходом или расходом. Условия выкупа стороны контракта могут определить впоследствии в дополнительном соглашении. А если цена выкупа имущества прописана в договоре без указания суммы, вся она будет доходом лизингодателя.
У лизингополучателя же платежи по контракту не будут являться текущими расходами, и вся выплаченная сумма будет формировать первоначальную стоимость выкупленного имущества. Об этом главные финансисты сообщили в своем письме 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/174.
«Заморский» лизинг
Все больше столичных компаний покупают оборудование напрямую у иностранных партнеров для сдачи в лизинг в Росиии. Для этого есть множество причин. Например, лизингополучателю нужны машины, у которых нет отечественных аналогов и которые не продаются в Москве.
Если фирма купила предмет лизинга у зарубежного контрагента, у бухгалтера возникает сразу несколько проблем.
Во-первых, если иностранная компания продала имущество на территории РФ не имея российского ИНН, покупатель предметов лизинга как налоговый агент должен будет удержать НДС из суммы вознаграждения продавца.
Во-вторых, поставить налог к зачету из бюджета бухгалтер сможет, только когда право собственности на имущество перейдет к его компании.
В-третьих, кроме НДС, компании нужно удержать налог на доходы иностранных юридических лиц (ст. 309–312 НК). Согласно статье 309 Налогового кодекса агент определяет налоговую базу как сумму лизингового платежа, уменьшенную на сумму расходов на покупку ценностей иностранцем.
Грядущие налоговые «новшества»
Завершая семинар, ведущая рассказала слушателям об ожидающих лизинговые компании изменениях налогового законодательства. Так, парламентарии планируют принять поправки в Налоговый кодекс, согласно которым с 1 января 2006 года лизингодатель сможет включить в состав текущих расходов фактические траты, которые связаны с приобретением имущества. Если же ценности находятся на его балансе, бухгалтер сможет учесть такие траты в виде амортизации.
А в случае если имущество переходит на баланс лизингополучателя, бухгалтер лизингодателя должен включить затраты на его покупку в состав текущих расходов пропорционально поступающим лизинговым платежам. Делать это ему нужно в течение всего срока действия договора финансовой аренды.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организатора семинара – группу компаний «Что делать Консалт» ( www.wdc-audit.ru ).
Данил ПОПОВ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий