«Свалка» в бухгалтерии
Налоговые контролеры при проверке могут затребовать у предпринимателя практически любой бухгалтерский документ. Ведь по закону добросовестный налогоплательщик должен хранить все первичные бухгалтерские бумаги в течение пяти лет (п. 1 ст. 17 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А прочие бумаги, необходимые для расчета и оплаты налогов, нельзя уничтожать в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Получается, что даже в небольшой компании есть значительные архивы, в которых хранятся финансовые и юридические бумаги. Однако в результате эти помещения превращаются в склады мусора.
«Налоговые проверки происходят почти всегда неожиданно, а до этого момента документы бессистемно размещаются по полкам и шкафам», – рассказывает директор столичной канцелярской компании Борис Лыков.
В большинстве фирм порядок отсутствует не только в архивных помещениях, но и в самом помещении бухгалтерии или, допустим, юридического отдела. В итоге любой работающий человек в нашей стране почти с содроганием вспоминает ситуацию, когда ему нужно получить печать в бухгалтерии или забрать какую-либо квитанцию у кассира. Ведь эта процедура может затянуться надолго и порядочно вымотать нервы у человека. Особенно если необходимые при этом документы будут утеряны или «переложены куда-то» сотрудниками бухгалтерии.
Внутренний беспорядок в финансовом отделе вызовет в первую очередь недовольство у сотрудников компании. Правда, они смогут всего лишь расстроиться либо пожаловаться руководству. По мнению Бориса Лыкова, в этом случае мудрый предприниматель должен не только прислушиваться к жалобам, но и прилагать все усилия для наведения порядка на своей фирме. «Иначе при проверке внутренний беспорядок во всей красе откроется ревизорам».
Кто поможет навести порядок?
В последнее время некоторые современные московские предприниматели обращаются к помощи различных инноваций, например к японским технологиям менеджмента. Эти технологии позволяют более эффективно организовать работу на фирме, правильно распределить обязанности между сотрудниками, навести порядок в отдельных подразделениях либо в компании в целом, а также выработать стратегию дальнейшего развития бизнеса.
Одна из таких технологий – система 5S – в нашей стране внедряется в первую очередь именно в бухгалтерии. Отечественные специалисты адаптировали эту систему к российским условиям и назвали ее «Упорядочение».
Эта система в российском варианте гласит: основными принципами работы всех сотрудников компании должны быть дисциплинированность, четкие правила, скрупулезные проверки и уборки. Технология может касаться как предприятия, занимающегося производством, так и торговой компании. Систему можно применять и для отдельных департаментов фирмы, и для компании в целом.
Для начала современные столичные предприниматели начали изучать и использовать японскую концепцию в финансовых и юридических отделах. «Ведь именно в бухгалтерии и у юристов существует масса технической бумажной работы, которая тормозит развитие фирмы», – говорит бизнес-консультант столичной аудиторской фирмы Ольга Романова.
Японская философия для бухгалтера
Столичные бухгалтеры начали работать по системе «Упорядочение» всего лишь несколько лет назад. Но уже сейчас их личные результаты впечатляют. «Проверок мы не боимся. Ведь в бухгалтерии безупречный порядок», – говорит Денис Стычкин, генеральный директор фирмы, всего лишь год назад внедривший технологию 5S. Владелец другой московской торговой компании, которая использует японские технологии уже пять лет, похвастался, что даже рядовой работник финотдела может найти любой необходимый документ в течение 30 секунд! Что и говорить о том, насколько эффективной является организация всей компании в целом.
Бухгалтер этой фирмы Ирина Лаптева рассказала о том, как основные принципы японской технологии помогли реформировать российскую бухгалтерию.
Первый – освободить пространство от всего ненужного. Правда, по словам Ирины, что считать хламом, в их бухгалтерии решали долго. Ведь опять-таки многие бумаги необходимо хранить долгое время. Например, первичные бухгалтерские документы, в том числе трудовые договоры и платежно-расчетные ведомости на каждого работника (если нет личных карточек), которые вообще должны находиться в архиве в течение 75 лет (Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г.).
В итоге выкинули неисправное оборудование, лишние вещи, а также бумажный мусор, который пришлось выбирать из нужных документов почти неделю. В результате общее помещение бухгалтерии стало намного просторнее, как и отдельные комнаты учетных работников. Ирина говорит, что после капитальной уборки специалисты не только спокойно работают, но и спокойно принимают любого посетителя. «Ведь теперь при звуке открывающейся двери мы не боимся услышать грохот падающих папок», – сказала она.
В наведении порядка поможет и второй принцип – рациональное размещение предметов. По словам Ирины Лаптевой, это больше внешний, «визуальный принцип». Для того чтобы следовать этому принципу, сотрудники расклеили стикеры с надписями или развесили указатели на всех предметах в помещении. Допустим, одежду начали убирать в шкаф, на котором написано «гардероб», а зонтики – в корзину с надписью «место для зонтиков». Если в кабинете какого-то сотрудника несколько шкафов, то они пронумерованы. То же самое можно сказать о полках и ящиках.
Директор фирмы Денис Стычкин говорит: «Это не помешательство, это прививание правильных привычек сотрудникам. Если персонал приобретет эти привычки, то у любого работника всегда в голове будет работать принцип “взял-поработал-положил на место”. А ведь этот принцип поможет ему и в жизни». Результатом именно этого принципа японской технологии и стало то, что любой бухгалтер очень быстро может найти любой документ на фирме.
Рациональное размещение предметов помогает не только работникам бухгалтерии, но и всем сотрудникам. Ведь на рабочем месте финансового или другого специалиста, который может находиться в отъезде, должны сориентироваться и его коллеги в случае, если возникли какие-либо проблемы. Тут, правда, Ирина сделала оговорку, что только генеральный директор определяет, кто сможет «ориентироваться» на столах в бухгалтерии.
Третий принцип системы «Упорядочение» – регулярная уборка, а также налаженная система выявления и исправления ошибок. Здесь речь идет о том, что в бухгалтерии существует специальная цепочка работников, которые один за другим перепроверяют друг друга. Ирина Лаптева говорит, что это самый лучший метод борьбы с «бухгалтерскими ляпами».
Следующий шаг для внедрения концепции 5S для бухгалтера не звучит как новый – стандартизация правил. Только правил не бухгалтерского учета, а правил эффективной работы финансового отдела фирмы. Для этого сотрудники специально разрабатывают схемы быстрого выполнения различных рабочих операций. Такие алгоритмы даже могут быть прописаны в специальных тетрадях. Например, определенная цепочка «Сдача отчета о прибылях и убытках» или «Сдача отчета в налоговую инспекцию» и т. д.
Кроме того, для каждого работника финансового отдела разработаны особенные инструкции. Обычные должностные инструкции описывают формальные обязанности и полномочия определенной штатной должности в стандартном коллективе. В компании Ирины инструкции содержат свод неформальных правил как для всех бухгалтеров, так и для каждого сотрудника финансового отдела вплоть до уборщицы. «Бухгалтерия стала работать в несколько раз быстрее. Ведь любой сотрудник нашего отдела знает, что именно он должен делать в той или иной ситуации», – говорит Ирина Лаптева. Неформальные указания даже содержат правила в шуточной форме, например: «Во время налоговых проверок не пытайтесь уходить домой ранее полуночи». Хотя любому учетному работнику понятно, что это правило можно назвать и серьезным.
Итоговым, пятым, принципом японской системы являются всеобщая дисциплинированность и организованность. Однако генеральный директор фирмы Денис Стычкин считает, что все бухгалтеры становятся дисциплинированными, когда уже вступили в силу четыре вышеописанных принципа и в финансовом отделе наведен безукоризненный порядок.
По словам Ирины, сегодня «сотрудники бухгалтерии очень пунктуальны и дисциплинированны. Они всегда приходят на рабочее место вовремя. А если вдруг приходится задерживаться, то организуют свою работу так, чтобы выполнить ее без лишних нервов и как можно быстрее и правильнее. Японская система очень нам помогает».
Не все хотят порядка
Конечно, эта концепция несовершенна. В России у нее есть и противники. Главные аргументы против японской системы заключаются в том, что жители России и Японии имеют разное воспитание, образование и менталитет. Поэтому «очень трудно привить железную дисциплину и внутренний контроль нашему легкомысленному русскому человеку», – справедливо отметил менеджер по персоналу одного российского предприятия.
Однако по большей части такие контраргументы действительны в отношении работников, занятых производством товара – так называемых рабочих специальностей. Что касается бухгалтеров и прочих финансовых работников, то тут технология «Упорядочение» подходит по всем параметрам для улучшения, ускорения и усовершенствования рабочего процесса – как личного труда одного сотрудника, так и всей бухгалтерии в целом.
Кстати
Идея 5S получила распространение во многих странах. Первыми переняли концепцию американские компании Procter&Gamble и Caterpillar. В некоторых странах специалисты разработали близкие 5S национальные методики. К примеру, в Финляндии существует система Tuttava, развивающая навыки безопасной и производительной работы.
Кстати
5S – система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины. Она появилась в Японии в середине прошлого века. Ее идеологом принято считать Каору Исикаву, известного теоретика качества. Со звука «S» начинаются пять японских слов, которые можно перевести как «организация», «порядок», «чистота», «наглядность» и «ответственность».
Согласно японской концепции именно порядок всегда должен стоять у истоков успешного бизнеса. По мнению последователей этой теории, внедрение системы 5S на любом предприятии поможет справиться с внутренним беспорядком в отделах и в организации в целом.
Фаина ФИЛИНА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий