Бухгалтеров решили оценить
Сегодня столичные предприниматели набирают персонал двумя способами – через кадровые агентства либо по знакомству. Это правило касается и позиции бухгалтера. И в первом, и во втором случае руководителю практически невозможно составить полное представление о квалификации финансового специалиста.
Рекрутеры отбирают претендентов по заданным характеристикам, изучая резюме возможных кандидатов. Но резюме не всегда может быть правдивым. Предварительные и даже более глубокие собеседования и тестирования также не могут целиком отразить все профессиональные (и не только) качества бухгалтера. Предприниматели же, решившие взять на финансовую работу знакомого или друга, вообще судят о его способностях лишь субъективно – по своему личному отношению к человеку.
Таким образом, директор лишь примерно представляет, как бухгалтер будет работать в первое время и как – спустя несколько отчетных периодов. А также как бухгалтер сможет отчитаться за проделанную работу перед руководством, а как – перед налоговыми контролерами.
Для того чтобы правильно оценить работу учетного специалиста, мудрые руководители обращаются к специалистам по персоналу, психологам и финансовым консультантам, а некоторые даже разрабатывают свои собственные методы оценки.
Особенности бухгалтерского труда
Оценивать работу бухгалтера можно по двум параллельным направлениям – как работника данной компании и как специалиста. Безусловно, для главбуха или экономиста более важными являются профессионализм и опыт, нежели доброта и умение пошутить в коллективе.
По мнению кадровых специалистов, личные качества финансиста важнее для тех фирм, где штат бухгалтеров значителен. В таких организациях работает принцип взаимозаменяемости – в случае возникновения проблем решить их может не один, а несколько работников.
Для создания более четкой и ясной картины директора стараются оценить работу бухгалтера по обоим направлениям. Ольга Колмар, менеджер по персоналу известного рекрутингового агентства, говорит: «Стрессоустойчивость, или умение работать в коллективе, у бухгалтера можно проверить с помощью тех же психологических тестов, что и всех остальных работников. Другое дело – профпригодность. Тут уже в ход идут специфические методы».
Первый специальный метод достаточно общий – регулярные рабочие беседы руководителя с главным бухгалтером. Кадровые специалисты называют эти встречи «финансовыми коммуникациями».
По словам Ольги Колмар, в результате бесед директор должен выяснить два основных вопроса: как сам специалист расценивает результаты своей работы, а также что он думает по поводу факторов, влияющих на эти результаты. Проще говоря, бухгалтер расскажет руководству, как идут дела с составлением и сдачей финансовой отчетности, какие существуют проблемы и из-за чего они возникли, а также как можно разрешить трудности.
Столичный предприниматель Анатолий Хомутов, применяющий в своей компании такой метод, разъяснил его преимущества. Этот способ оценки позволит любому директору понять, на какую зарплату рассчитывает сам бухгалтер, а также что сотруднику не нравится в организационном процессе в компании – что тормозит, по его мнению, финансовую работу. Также директор сможет разработать дальнейшую программу развития бухгалтера как специалиста. Руководитель поймет, что сотрудник хотел бы изучать далее и нужно ли расширять его обязанности.
Второй специальный метод оценки работы бухгалтера более искусственный. Многие руководители используют «подставных» инспекторов для проведения фиктивных налоговых проверок. В такой ситуации можно увидеть, как поведет себя бухгалтер в стрессовой и неожиданной ситуации.
Помимо этого директор сам может неожиданно устроить контрольную проверку. «Экзамен» покажет, насколько аккуратно ведет финансовый работник отчетность и насколько своевременно заполняет документы. Правда, для такой проверки директору нужно иметь неплохое бухгалтерское образование.
Подобные «экзамены» можно проводить неоднократно. Это позволит постоянно держать сотрудника «в тонусе». Однако увлекаться и проверять бухгалтера таким способом слишком часто не стоит.
По словам Ольги Колмар, многие руководители также разрабатывают свои собственные способы для оценки бухгалтерской работы. Например, неплохой проверкой квалификации бухгалтера будет ситуация, когда он начнет обучать новых специалистов. Также руководитель может посылать бухгалтера на разнообразные курсы повышения квалификации и тестирования.
Некоторые начальники говорят, что вообще никак не проверяют своего бухгалтера. Так, например, один столичный предприниматель признался, что лучшим показателем качества работы учетного специалиста служат спокойствие и порядок в бухгалтерии в целом. «Если расчеты с клиентами производятся вовремя и без проблем, если сотрудники фирмы не жалуются на работу наших учетных работников, значит, бухгалтерия работает хорошо. Главного бухгалтера можно только похвалить», – говорит он. Таким образом, еще одним методом оценки качества работы бухгалтера является количество жалоб со стороны посетителей и коллектива.
Ошибки руководства
И директор, и бухгалтер – обычные люди, которым свойственно заблуждаться. Специалисты по персоналу часто рассказывают о возможных «ошибках оценки», которые не учитывают особенностей работы финансового специалиста.
Такие промахи в общении даже получили сложные теоретические названия – «ошибки производственного критерия» и «ошибки подчинения».
Ирина Астафьева, специалист по психологическим тренингам, рассказала, что чаще всего происходят ошибки первого вида. Руководители попросту забывают, что оценивают работу людей, а не машин. Они чрезмерно увлекаются производственными показателями – скоростью составления отчетных документов и реакцией на бухгалтерские нововведения. Однако нельзя оставлять без внимания и личное отношение учетного специалиста к сделанной работе, так сказать, душевность. «Если бухгалтер работает с душой, гораздо меньше вероятность, что при проверке документов контролер обнаружит оплошность», – говорит Ирина.
Ошибки подчинения – это такая ситуация, когда руководитель и бухгалтер как люди говорят на разных языках.
– Между финансовым главой и руководителем компании должен быть постоянный контакт. Они совместно должны обсуждать результаты сделанного, а также намечать цели на будущее. Причем директору стоит оставлять как можно больше свободы для выражения личного мнения бухгалтера. Если по каким-то причинам диалог не приходит к общему знаменателю, работу фирмы нельзя назвать эффективной, – рассказывает Ирина Астафьева. По ее мнению, российским руководителям необходимо беседовать с бухгалтером по часу в конце каждой недели.
Многие кадровые специалисты столичных компаний говорят, что для эффективного развития бизнеса отечественным предпринимателям очень часто не хватает личного общения и обмена мнениями со своими сотрудниками.
Справочно
Деловая оценка персонала – это процесс, в ходе которого устанавливаются соответствия способностей, качеств, навыков, структуры мотивации сотрудника требованиям должности или рабочего места.
Различают два ее вида: оценка кандидатов на вакантную должность и текущая периодическая оценка сотрудников организации.
Кстати
Знаменитый Ли Якокка, глава компании «Крайслер», признанный специалист в области кадрового менеджмента, призывал к личному общению директора и финансового работника как минимум раз в три месяца. Он называл в своих книгах «ошибки подчинения» самыми опасными.
Кстати
Текущая периодическая оценка сотрудников позволяет:
- установить место сотрудника в организационной структуре;
- разработать программу развития сотрудника;
- определить размер оплаты труда и критерии его установки;
- наладить обратную связь с сотрудником по профессиональным, организационным и другим вопросам;
- удовлетворить потребность сотрудника в оценке собственного труда.
Справочно
При оценке кандидатов на вакантную должность обязательными этапами являются:
- анализ анкетных данных;
- наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы);
- проверочные испытания (тесты, деловые игры);
- собеседование.
Юлия КАБАНОВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий