– Юрий Михайлович, какими нормативными актами регулируется процедура проведения встречных проверок?
– Статьей 87 Налогового кодекса. В ней сказано: если при проведении камеральных и выездных проверок у налоговой инспекции возникнет необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то она вправе потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого. Изучение полученных документов и составляет предмет встречной проверки. Никаких других упоминаний об этой форме налогового контроля в законодательстве нет.
– Допустим, инспекция из Оренбурга напрямую обратилась к московской организации с требованием представить документы. В какой срок должно быть исполнено это требование?
– Срок представления документов установлен статьей 93 Налогового кодекса и составляет пять дней. Как правило, если документы запрашивает инспекция, в которой налогоплательщик на учете не состоит, то запрос ему направляется по почте. Соответственно пятидневный срок отсчитывается с того момента, когда запрос был получен. Но такая практика мало распространена. Обычно применяется второй вариант, когда инспекция, у которой возникла необходимость во встречной проверке, направляет мотивированный запрос в инспекцию, где состоит на учете связанный с налогоплательщиком контрагент. И тогда «местная» инспекция самостоятельно запрашивает и проверяет все необходимые документы.
– А вправе ли налоговая инспекция требовать документы у предприятия, которое работает вне ее адресного пространства?
– Встречные проверки могут проводиться как налоговой инспекцией, непосредственно осуществляющей выездную или камеральную проверку, так и инспекцией, где контрагент налогоплательщика состоит на учете. Поэтому такое право у налоговых органов есть.
– Скажите, в календарных или рабочих днях исчисляется срок, отпущенный на подготовку документов?
– Налоговый кодекс не дает ответа на этот принципиальный вопрос. Но арбитражная практика исходит из положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому срок следует исчислять в календарных днях. Такая позиция отражена, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2003 г. по делу № Ф04/3562-1013/А46-2003.
– Какие предприятия наиболее «рискованны» с точки зрения встречных проверок?
– Практика показывает, что вероятность встречной проверки повышается, если контрагент предприятия относится к категории крупнейших или основных налогоплательщиков. Кроме того, встречную проверку проведут, если организация ликвидируется, либо если у налоговой инспекции есть соответ-ствующее поручение правоохранительного или вышестоящего налогового органа. Еще один критерий: налогоплательщик не представляет отчетность. Наконец, очень часто встречные проверки затрагивают контрагентов тех предприятий, которые предъявляют к возмещению значительные суммы НДС.
– Бухгалтеры часто спрашивают: кем должны быть заверены копии документов, которые представляются в ходе встречной проверки?
– В статье 93 Налогового кодекса сказано, что документы представляются в виде копий, заверенных «должным образом». Заверенные должным образом – не означает удостоверенные нотариально. Как правило, документы заверяются подписью руководителя и печатью организации – этого достаточно.
– Какие санкции предусмотрены за непредставление документов в рамках встречной проверки?
– Если налогоплательщик нарушит срок, установленный инспекцией, то его могут оштрафовать на 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если же он откажется исполнить запрос инспекции, станет уклоняться от представления документов или представит их с заведомо искаженными сведениями, то размер штрафа составит пять тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).
– Такие штрафы неизбежны, или в суде все-таки можно оспорить решение инспекции?
– Решение можно оспорить, если в ходе встречной проверки инспекция превысила свои полномочия либо отклонилась от существующего регламента. Рассматривая подобные споры, судьи указывают, что налоговый орган вправе требовать только те документы, которые относятся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. Если это требование не выполняется, то результаты встречной проверки могут быть признаны недействительными. Например, в постановлении от 29 сентября 2003 г. по делу № А26-2708/03-211 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил, что инспекция не имеет права требовать у организации сведения о поставщиках, в отношении которых налоговая проверка не проводится. Поэтому арбитры признали необоснованным требование предоставить информацию обо всех предприятиях, которые участвовали в обороте товаров, в дальнейшем поставленных на экспорт.
Кроме того, хочу отметить, что встречная проверка не имеет самостоятельного правового статуса. Ее можно проводить лишь в рамках выездных или камеральных налоговых проверок. Следовательно, если у вашего контрагента проверка не проводится, а инспекция запрашивает у вас информацию по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с ним, то это тоже неправомерно. И если вы не представите требуемые документы, а инспекция попытается привлечь вас к ответственности, то суд может отменить ее решение.
– И последний вопрос. Юрий Михайлович, должна ли инспекция проинформировать налогоплательщика о результатах встречной проверки?
– Нет. После того как документы получены, инспекция направляет материалы встречной проверки в налоговый орган, который запросил соответствующую информацию. Сообщать о результатах проверки налогопла-тельщикам инспекции не обязаны.
Беседовал ведущий эксперт ПБ И. Анашкин
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий