В основном сближение двух учетов обеспечивают две поправки. Первая делает открытым приведенный в статье 318 Налогового кодекса список прямых расходов (попутно дополняя его взносами на обязательное пенсионное страхование). То есть фирма может что-то в него добавить, закрепив свой перечень прямых расходов в учетной политике. Торговые фирмы тоже получили возможность формировать стоимость приобретенных товаров по своим правилам. Вторая поправка позволяет распределять прямые расходы на готовую продукцию и незавершенку в том порядке, который определят в самой фирме (п. 1 ст. 319 НК). Единственное при этом условие – выбранный порядок нужно применять не меньше двух лет (кстати, подряд эти два года должны идти или нет, законодатели не уточнили).
Сделав этот порядок таким же, как и в бухучете фирмы (на что, вероятно, и рассчитывают в ФНС и Минфине, преподнося назначение поправок именно как сближение двух учетов), бухгалтер, безусловно, работу себе облегчит.
Но не только себе. Еще больше он упростит работу проверяющих из инспекций. Сейчас они за отведенное для проверки время просто не успевают вникнуть в расчет незавершенки и проверить, верно ли в фирме его сделали. Многие инспекторы даже и не пытаются за это браться.
«Я до сих пор не знаю, что у нас в стране делается с налоговым учетом. Инспекторы [на проверках] просто боятся его смотреть», – такое признание сделал в январе на семинаре замруководителя Управления налогообложения прибыли ФНС Олег Хороший. «Расчет незавершенки ни налоговые инспекции, ни управления ФНС в большинстве случаев не смотрят – по той простой причине, что нет времени разбираться, – вторил коллеге на другом семинаре в конце прошлого года начальник отдела в Управлении налогообложения прибыли ФНС Владислав Синилов. – Гораздо больше [инспекторам] нравится телефонные переговоры проверять. Мы, конечно, ориентируем инспекции [на проверку распределения прямых расходов], хотя не очень хорошо получается». Теперь есть шанс, что дело пойдет лучше.
Кроме того, чем больше расходов вы отнесете к прямым, тем накладней может оказаться сближение учетов для фирмы. Если, к примеру, у вас энергоемкое производство и расходы на электроэнергию составляют значительную часть себестоимости продукции, велик соблазн включать их в налоговом учете в состав прямых, чтобы в этой части он совпадал с бухгалтерским. Однако это лишит возможности сразу уменьшать на них налогооблагаемую прибыль и заставит откладывать на будущее списание той их части, которая приходится на незавершенку и готовую продукцию. По сути фирма будет бесплатно кредитовать бюджет.
Так что только с позиции «наконец-то я смогу упростить себе учетную работу» воспринимать эти новшества не стоит. Оцените, а не выгоднее ли выбрать для налогового учета какой-то другой порядок, чем принятый в бухгалтерском. Ведь новшества позволяют и ускорить списание расходов. Дело в том, что предваряющий перечень прямых расходов четвертый абзац пункта 1 статьи 318 Налогового кодекса теперь звучит так: «к прямым расходам могут быть, в частности, отнесены...». Выходит, перечисленные дальше расходы (сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, амортизация производственных основных средств, расходы на оплату труда занятых в производстве сотрудников и начисленный на нее ЕСН) могут быть, а могут и не быть прямыми в налоговом учете фирмы. То есть все зависит от вашего решения.
Причем если буквально понимать эту формулировку, то выходит, что теперь можно смело все расходы фирмы считать косвенными, закрепив такое правило в налоговой учетной политике. Но, во-первых, это явно будет не по вкусу инспекторам, а во-вторых, все-таки из общего смысла 318-й статьи следует, что какие-никакие, но прямые расходы у фирмы должны быть. Другое дело, если расходы, попадающие в группу прямых, можно с равными основаниями отнести еще и к тем, которые глава 25 называет косвенными. В таких случаях пункт 4 статьи 252 оставляет выбор группы за фирмой. А такая роскошь, как списание всех прямых расходов в текущем периоде, прямо дозволена новым абзацем пункта 2 статьи 318 только фирмам, оказывающим услуги.
Как бы то ни было, главное – с сокращением состава прямых расходов не переборщить, чтобы не создать в налоговом учете убыток, который потом придется долго переносить на будущее.
Воспользоваться новыми возможностями можно уже сейчас. Поправки в статьи 318 и 319 Налогового кодекса вступают в силу 15 июля, а их действие законодатели распространили на «правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года». Правда, тогда инспекторы потребуют пересчитать уже заплаченные в нем суммы налога на прибыль и сдать уточненные декларации. А изменения в налоговую учетную политику нужно внести, даже если вы решите ничего не менять до конца года – ведь теперь в ней обязательно должен быть закреплен перечень прямых расходов и порядок их распределения.
Наталия МАРТЫНЮК
Комментарии (0)
Оставить комментарий