Недействительный договор – это тот, которого как бы и не было. Ну не подписывали стороны никаких документов, ничего не поставляли и не оплачивали. Так что, если обязанности по такому «несуществующему» договору уже выполнены, придется все вернуть назад. Товар – продавцу, а деньги – покупателю. Такие правила.
Однако, чтобы признать соглашение сторон «неправильным», нужны веские причины (глава 9 параграф 2 ГК).
Откуда ждать беды
Выявить, что в договоре что-то не так, могут и контрагент, и другая компания, которая считает себя пострадавшей. И естественно, налоговые инспекторы. Ведь Высший Арбитражный Суд в своем постановлении от 15 марта 2005 г. № 13885/04 разрешил налоговикам подавать в суд заявления с требованием признать сделку недействительной. Несмотря на то что это право не названо в статье 31 Налогового кодекса.
На одном из семинаров, организованных компанией «Бизнес семинары», Юрий Воробьев, заместитель директора департамента налогов и права компании «ФБК», рассказал о некоторых любимых зацепках инспекторов. О факторах, которые могут насторожить проверяющих, заставить повнимательнее взглянуть на документы и заговорить о признаках недействительности сделок с партнерами. В их числе лектор отметил такие:
Заставить инспектора повнимательнее присмотреться к документам могут и некорректные объяснения сотрудников при проверке. Лектор привел такой пример: у фирмы был договор со страховой компанией на возмещение работникам стоимости путевок. Чтобы получить страховую выплату, страховщикам нужно было предоставлять определенный пакет документов. Фирма решила упростить работникам положение и предложила сдавать документы в профсоюз (чтобы не ходить к страховщикам по одному). Профсоюз и передавал все документы в страховую компанию. В результате большинство работников даже не подозревало о существовании страховщиков. Естественно, у проверяющих возник вопрос – а участвует ли в выплатах страховая компания на самом деле?
Что за это будет
Но по каким бы причинам договор не признали недействующим, последствия будут сходны – время должно быть повернуто вспять. Все исполненное по сделке (оплаченные деньги или переданные товары) возвращается. А налоговые последствия считаются ненаступившими.
Получается, если бухгалтер уже отнес оплату товара к расходам, которые уменьшают налоговую базу по прибыли. Теперь ее придется увеличить и доначислить налог (не забыв также и про пени).
То же можно сказать и об остальных налогах:
Хотя этот процесс имеет и обратную сторону. Так, если признали недействующим договор поставки оборудования, продавец имеет право уменьшить налог на прибыль и НДС (так как доходов получено не было). А вот покупатель, с одной стороны, доначисляет налог на прибыль и НДС (так как расходы и сумма оплаченного НДС вместе с договором признаны недействительными), а с другой – уменьшает налог на имущество. Ведь считается, что имущества в виде оборудования у него нет и не было.
Однако имейте в виду: если стороны заранее «сговорились» провести сделку не совсем так, как положено, последствия будут немного другими. Например: представитель компании-покупателя по «злостному» сговору с менеджером поставщика закупает продукцию не за 500 тысяч (по его реальной стоимости), а за 350. Еще, к примеру, 30 тысяч идет непосредственно в карман менеджера сверху.
Допустим, руководство продавца обнаружило, что цена занижена, и обратилось в суд. Договор признают незаконным, и продукция будет возвращена производителю. А вот полученные поставщиком за товар 350 тысяч рублей на расчетный счет покупателя не вернутся – они попадут прямиком в бюджет. Такая плата за сговор предусмотрена статьей 179 Гражданского кодекса.
Также могут пострадать и те, кто заключил сделку, «посягающую на основы правопорядка». И если инспекторы докажут, что компания по документам декларировала одно, а на самом деле всего лишь уклонялась от налогов, придется доплатить все налоги исходя из реальных операций. И отдать в доход государства все полученное по сделке (ст. 169 ГК).
Если же сделку признают мнимой или притворной, компании просто доначислят налоги, которые она должна была бы заплатить, если бы учитывала реальные операции.
Когда начинают «капать» пени
По общему правилу (п. 1 ст. 167 ГК) сделка недействительна с момента ее совершения. На налогообложение подобный факт влияет следующим образом: налоги должны быть доначислены или уменьшены за все время, пока фактически недействительный договор считался нормальным. При этом необходимо подать уточненную отчетность в налоговую инспекцию. Процедура эта неприятная, но все же не смертельная. Гораздо страшнее вероятное начисление налоговиками штрафов и пени за несвоевременную уплату налогов.
Однако, если процесс признания договора недействующим был проведен без участия налоговиков, штрафов можно избежать. Необходимо лишь до подачи уточненной декларации оплатить всю сумму доначисленного налога (ст. 81 НК).
Другое дело, если инициаторами процесса были инспекторы. В этом случае штраф придется заплатить сполна: не будет основного условия освободить компанию от ответственности – самостоятельности обнаружения ошибки.
Пени за просрочку уплаты налогов будут взысканы в любом случае. Ссылаться на отсутствие вины не стоит: ведь компания должна заботиться, чтобы ее деятельность проводилась по закону, а сделки были правильными.
Заплатим только через суд
Налоговый кодекс устанавливает золотое правило: нельзя взыскать в бесспорном порядке налоги и пени по договору, который инспекторы квалифицировали иначе, чем стороны (ст. 45 НК).
Поэтому самостоятельно списать у вас со счета доначисленные налоги и пени налоговики не могут.
Гражданский кодекс говорит о том же. Признать сделку недействительной может только суд. За исключением ничтожных сделок (мнимых, ничтожных и посягающих на «основы правопорядка»). Они «неправильны» с момента заключения. Но даже в этом случае применить последствия недействительности все равно можно только через суд (ст. 166 ГК).
Если при проверке инспекторы выявят факты о недействительности сделок компании, их указывают в решении инспекции. Так же, как и сумму доначисленных налогов, пени и штрафа. Но вот взыскать эту сумму можно только через суд. Даже если плательщик не будет обжаловать решение.
Инспекция может подать иск с требованием признать сделку недействительной и взыскать деньги. Или только потребовать от компании перечислить сумму налогов, пени и штрафа. Другими словами – попросить суд применить последствия недействительности договора.
Договор может привлечь внимание инспекторов при проверке одного из контрагентов компании. В этом случае отвечать за сделку придется партнеру. Хотя компания также будет вовлечена в процесс – как вторая сторона договора. А значит, у нее есть преимущество. Пока инспекторы не придрались именно к ней, она может все исправить: внести исправления в документы, доплатить налоги и пени и тем самым избежать штрафа.
Людмила САЛЬНИКОВА, Алена АНДРОПОВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий