В последнее время взгляды власти и крупного бизнеса на будущее налоговой реформы во многом совпадают. Оппозицию же государственным органам составляют прежде всего средние предприниматели. Но даже внутри самой власти нередко возникают противоречия во взглядах. Это показала прошедшая конференция «Налоговая реформа: анализ и перспективы», организованная Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). В ней приняли участие целый ряд известных российских политиков и бизнесменов. Основные вопросы, обсуждавшиеся участниками конференции, – целесообразность снижения ставки НДС и пути совершенствования налогового администрирования.
Снижение налогов смысла не имеет
Ход диалога, который ведут государственные органы, отвечающие за налоговую политику, и бизнес в лице РСПП, сегодня удовлетворяет обе стороны. По словам президента РСПП Аркадия Вольского, открывавшего конференцию, это сотрудничество можно назвать плодотворным. С ним согласился и министр финансов России Алексей Кудрин, отметивший, что практически по всем вопросам фискальной политики власть и бизнес смогли найти компромисс.
Алексей Кудрин заявил собравшимся, что налоговая реформа уже внесла заметный вклад в увеличение темпов экономического роста и улучшение инвестиционного климата в стране. В итоге сегодня налоговое бремя уже не является такой проблемой для бизнеса, как это было раньше. Однако положительному влиянию проведенных улучшений мешает несовершенное налоговое администрирование. Алексей Кудрин подчеркнул, что без реформы в других системах – судебной, административной – фискальные послабления уже не дадут результатов. Поэтому сейчас надо беспокоиться не о дальнейшем снижении налогов, а о борьбе с коррупцией и административными барьерами. Не менее важным, по словам министра, является и повышение эффективности работы правоприменительной и судебной систем.
Алексей Кудрин отметил, что государственные органы, отвечающие за налоговую политику, уже пошли на целый ряд уступок бизнесу. В частности, это выразилось в законопроекте об изменении регламента налоговых проверок, внесенном в Госдуму 31 мая. В процессе работы над ним Минфин согласился на лимит в две налоговые проверки в год. Вопрос о повторных проверках, по словам г-на Кудрина, был принципиальным, и сначала бизнесмены предложили сделать их возможными только по решению суда. Однако, по мнению министра, такое ограничение вводить нельзя. Есть риск, что тогда судебные решения просто будут покупать, чтобы на какой-то период времени закрыть возможность повторной проверки. Проверять же повторно крупнейших налогоплательщиков по проекту можно только с согласия министра финансов.
Говоря о возможности снижения ставки налога на добавленную стоимость с одновременной ее унификацией, Алексей Кудрин отметил, что этот вопрос находится в проработке. Однако ожидать его положительного решения стоит не ранее чем через три года. В качестве нового возможного значения ставки министр назвал уровень в 16 процентов. По его словам, более существенное понижение (например, до 13 процентов) неизбежно приведет к угрозам для макроэкономики, которые выразятся в росте темпов инфляции. Это связано с тем, что расходы бюджета растут, поэтому ослаблять его доходную часть опасно.
Кстати, снижение инфляции является одной из приоритетных задач Минфина на ближайшие три года. По словам Алексея Кудрина, вполне реально понизить ее до 4–5 процентов в год. Решать эту задачу планируется не только монетарными методами, но и регулированием тарифов на услуги, предоставляемые государством. Министр отметил, что нынешние высокие темпы инфляции связаны с тем, что российская экономика «перегрета».
Не обошел вниманием Алексей Кудрин и конфликт, связанный с делом «ЮКОСа». По словам министра, это «серьезный урок для всей страны, и я бы не хотел, чтобы он повторился». Алексей Кудрин заявил, что необходима обоюдная ответственность бизнеса и государства, при этом методы предпринимателей не должны быть агрессивными.
Граждане заплатят за всех
Выступавший следом за Алексеем Кудриным начальник Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович обратился с легкой критикой в адрес главы Минфина. Он заметил, что в последнем послании президента было указано на то, что планы по сбору налогов должны быть отменены. Однако пока соответствующего распоряжения от министра не последовало.
В то же время г-н Дворкович согласился с тем, что необходимо больше внимания уделять совершенствованию судебной системы. По его мнению, «суды должны быть защищены от звонков и от денег». Кроме того, Аркадий Дворкович отметил, что важно выработать прозрачные правила администрирования сделок, в которых используется трансфертное ценообразование. Еще одна возможная мера – установление обратной зависимости акцизов на нефтепродукты от мировых цен на нефть (чем выше цена, тем ниже ставка акциза).
Довольно радикальным можно назвать предложение Аркадия Дворковича о перераспределении фискальной нагрузки между физическими и юридическими лицами. По его мнению, необходимо уменьшить количество налогов, уплачиваемых корпорациями, перенеся их основной объем на население. То есть сделать выбор между прямыми и косвенными налогами «в пользу» последних. Таким путем г-н Дворкович рассчитывает добиться того, что граждане будут с большей ответственностью подходить к выбору политиков. Ведь именно они отвечают за адекватность налогового бремени качеству услуг, которые оказываются населению.
Особую важность Аркадий Дворкович придал совершенствованию механизма НДС. По его мнению, в будущем НДС можно было бы заменить налогом с продаж – как более близким и понятным конечному потребителю. Кроме того, г-н Дворкович заявил о возможности снижения в перспективе единого социального налога. По его словам, этому способствовало бы развитие добровольных форм медицинского и пенсионного страхования.
Из других направлений улучшения налогового законодательства, перечисленных Аркадием Дворковичем, следует отметить следующие. Во-первых, понижение ставки налога на прибыль по дивидендам, получаемым российским юрлицом от зарубежных компаний. Это позволит стимулировать размещение в России головных компаний холдингов. Во-вторых, отмена налога на наследование. Эта мера даст позитивный сигнал для общества и поддержит развитие института семьи.
Более того, сообщил Аркадий Дворкович, в Думе сейчас рассматривается законопроект, предусматривающий освобождение ближайших родственников от налога на дарение. При этом для остальных ставка налога будет понижена до 13 процентов. Г-н Дворкович уточнил, что под обложение будут подпадать всего три типа имущества – недвижимость, автомобили и ценные бумаги. При этом он выразил убеждение, что возможностей для уклонения от уплаты налога здесь практически нет.
Еще одно важное направление – это, конечно, улучшение администрирования налогов. По словам Аркадия Дворковича, нередко обязательства компании по налогам настолько значительны, что их исполнение может привести к банкротству. Для таких случаев он предложил ввести механизм отсрочки (рассрочки) налоговой задолженности. Ее срок мог бы устанавливаться в размере от одного года (по решению налогового органа) до трех лет (по решению правительства).
Мнение бизнеса неоднозначно
Выступления представителей деловой среды показали, насколько не совпадают подходы к оценке налоговой реформы у бизнесменов разного калибра. Если крупный бизнес особых претензий к власти не имеет (по крайней мере так говорит), то заявления средних предпринимателей имели совсем другой тон.
Так, Олег Киселев, руководитель комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, начал свою речь со слов о конфликте между бизнесом и властью. Как он отметил, дело «ЮКОСа» стало его высшей точкой, однако после нее должен наступить новый этап отношений.
Говоря о предложениях по снижению налогов, Олег Киселев подчеркнул, что РСПП вовсе не настаивал на понижении ставки НДС. Бизнес понимает, что эта мера без сокращения расходов бюджета может привести только к росту других сборов и платежей. Более того, необдуманное снижение ставки налога, по словам Олега Киселева, может искусственно простимулировать одни отрасли экономики и негативно повлиять на другие. Таким образом, резюмировал он, РСПП не придерживается идеологии «тупого лоббирования понижения налогов» и готово к конструктивному диалогу с правительством.
Гораздо более пессимистичным было выступление Бориса Титова, председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Он заявил, что сегодня налоговая система носит исключительно фискальный характер, в то время как она должна стимулировать развитие бизнеса. В итоге вместо улучшения налогового климата происходит падение темпов промышленного роста.
Борис Титов акцентировал внимание собравшихся на таких задачах, как стимулирование инвестиций, модернизация производства и вывод бизнеса из тени. По его словам, сегодня более 90 процентов предпринимателей уходят от налогов. Решать поставленные задачи следует путем возврата льгот на инвестиции, отмены пошлин на импорт оборудования, развития технопарков и т. п. Выходу бизнеса из тени, по мнению Бориса Титова, должно способствовать и снижение единого социального налога. В качестве разумного размера его ставки г-н Титов предложил уровень в 15 процентов. Также он отметил важность изменения механизма взимания НДС – налога, слишком тяжелого для администрирования. Здесь снова прозвучала идея замены НДС налогом с продаж.
В негативных оценках ситуации с Борисом Титовым согласился и Арас Агаларов, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства (ОПОРА России). Он отметил, что сегодняшние проблемы в основном «рукотворны», то есть не обусловлены объективными факторами. Прежде всего это непосильное налоговое бремя. Оно выражается в высоком уровне таможенных пошлин и ставок налогов – на добавленную стоимость и на имущество предприятий. По словам Араса Агаларова, снижение ставки НДС до 10 процентов уже в течение года смогло бы позитивно повлиять на экономику. При этом механизм возмещения НДС экспортерам г-н Агаларов предложил упразднить. На его взгляд, эта мера позволила бы стимулировать более глубокую переработку сырья внутри страны.
Ярослав Колпаков, эксперт «Консультанта»
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий