– Андрей Эрленович, не могли бы Вы рассказать, кто на сегодняшний день является основным клиентом лизинговых услуг?
– Должен сказать, что портрет лизингополучателя сейчас очень разнообразен. Это и крупнейшие российские компании, и представители среднего и малого бизнеса. Например, в круг наших клиентов входят предприятия телекоммуникационного сектора, операторы сотовой связи, компании сектора автомобилестроения и железнодорожного транспорта, топливно-энергетического комплекса, сельскохозяйственные организации и другие.
– Да, сегодня лизинг охватил практически все отрасли экономики. Но он развивается в России не так давно. Что произошло за эти годы?
– Лизингом в период его становления, как и любым новым бизнесом, пытались заниматься все, кто хотели. Поэтому число компаний, которые подавали заявки (первоначально эта деятельность была лицензируемой), составляло около трех с половиной тысяч. На сегодняшний день, если посмотреть многочисленные рейтинги, в этом направлении активно работают примерно 250–300 фирм.
– Каковы прогнозы на будущее?
– Мы все понимаем, что процессы укрупнения, слияния и поглощения в этой области будут в любом случае. Иностранные банки и зарубежные поставщики тоже предпринимают попытки выйти на российский рынок лизинговых услуг. Думаю, что и перспектива вступления России в ВТО также заставит российские лизинговые компании находить более конкурентные продукты. Сколько останется лизинговых компаний в условиях жесткой конкуренции, пока предугадать сложно. Но мне кажется, что сегодняшняя положительная динамика развития лизингового сектора будет неизменной еще в ближайшие пять лет.
– Что позволяет лизингу развиваться?
– Факторов несколько, основные из них – это рост капитализации лизинговых компаний и прозрачность их деятельности для потенциальных инвесторов, что облегчает доступ к международному финансированию. В этом можно увидеть потенциал для развития лизингового бизнеса. Ведь гибкость данного инструмента достаточно уникальна.
– Андрей Эрленович, отмена лицензирования по лизинговой деятельности, на Ваш взгляд, является позитивным или негативным фактором для развития конкурентного бизнеса?
– Я бы сказал, что этот момент имеет два совершенно разных аспекта. Дело в том, что органы лицензирования предъявляли несколько неразумные требования. Например, договор лизинга заключен на три года. А лицензию по заявкам лизинговых компаний выдавали лишь на один год. То есть автоматически получалось так, что компания два года должна была бы потом работать без лицензии. Ведь гарантии, что ее продлят, не было. На практике спустя год компания заново подавала заявку, прикрепляя к ней заключенные договора, тем самым показывая, что срок их действия еще не закончен. В этом случае лицензия возобновлялась. Хотя, возможно, на первом этапе лицензирование было правильным. Ведь это ограничивало действия недобросовестных лизинговых компаний.
– Что происходит сейчас, после отмены лицензий?
– Я не думаю, что этот факт привел на рынок много недобропорядочных фирм. Ведь, например, отмена банковской лицензии вряд ли будет способствовать тому, что в одночасье откроют огромное количество банков. Такая же ситуация и здесь. Рынок уже сформирован, основные игроки обозначены, поэтому появление новых компаний никого не испугает. Вопрос лишь в следующем: действительно ли многие сделки притворны? Я не могу сказать, что недобросовестных компаний нет. Они есть. Это как ложка дегтя в бочке меда. Вот с этими лизинговыми фирмами и нужно бороться, причем делать это надо сообща.
– То есть сами лизинговые компании должны быть на страже своей репутации?
– Конечно! Мы в этом сильно заинтересованы. Ведь отрицательная арбитражная практика для нас – это ущерб не только репутации, но и экономике предприятия. Налоговые органы нередко принимают негативные решения, основываясь на постановлениях арбитражного суда, что для лизинговых компаний может иметь очень серьезные последствия. Например, у нас нельзя замораживать расчетные счета. Ведь процесс нашей работы – это постоянный круговорот денег в банке. То есть мы получаем деньги клиента, расплачиваемся по кредитным договорам, договорам поставки и т. д. Замораживание счета фактически приводит к дефолту деятельности. Вот и получается, что мы сами заинтересованы в том, чтобы на рынке не появлялись недобросовестные участники.
– Андрей Эрленович, логично предположить, что наибольшее развитие лизинг получил в Москве и в Санкт-Петербурге, как в наиболее экономически благополучных регионах. А какова ситуация в других областях России?
– Я бы не стал говорить столь категорично. В отдаленных регионах лизинг также набирает обороты, просто в центральных областях интенсивность сделок, несомненно, больше. Проблема в том, что большинство провинциальных фирм работает лишь с узким кругом клиентов, территориально расположенных в том же крае. Они не выходят в другие регионы. Думаю, что в первую очередь это связано с ограниченными источниками финансирования. А лизинговые компании, функционирующие в Москве и Санкт-Петербурге, имеют большую степень свободы по привлечению финансовых ресурсов, а соответственно и клиентов, с которыми можно работать.
– Так что же все-таки мешает развитию лизинга в России?
– Есть несколько составляющих, не позволяющих получать ту динамику, которую нам хотелось бы. Прежде всего внутренние – это нехватка подготовленных кадров. Лизинг как сфера деятельности еще достаточно молод, поэтому высококвалифицированных специалистов можно пересчитать по пальцам. Достаточно остро на сегодняшний день стоит проблема автоматизации лизинговых компаний. Внешние – начиная с 2002 года регулирующая функция государства по линии совершенствования законодательной и особенно нормативной базы финансовой аренды (лизинга) как отрасли в целом снизилась. В результате чего в правоприменительной практике работы компаний отмечается несоответствие действующих нормативных документов законодательству. Это приводит к тому, что проверяющие неоднозначно трактуют отдельные нормы законодательства не в пользу лизинговых компаний. Но хочу отметить, что, несмотря на все трудности, лизинг в России успешно развивается. Убежден, что эта тенденция сохранится и в будущем.
Беседовала эксперт «Консультанта» Оксана Харитонова
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий