Учет строго по счетчику

Учет строго по счетчику

15.08.2005   |   0Оставить комментарий
Бухгалтеру не всегда нужно разбираться в особенностях бизнеса фирмы, в которой он работает. Например, совсем не обязательно изучать все детали производственного процесса или технические характеристики товара. Но в некоторых отраслях специфика бизнеса определяет принципы ведения учета. Например, если бухгалтер работает в коммерческой фирме, занимающейся перевозкой пассажиров на такси.

Услуги коммерческого такси в столице поставлены, как говорится, на широкую ногу. Что и говорить, если москвичей обслуживают порядка семи тысяч легальных таксистов и около 40 тысяч «частников»! Последние мало интересуются бухгалтерией. Что касается перевозочных компаний, то, по оценкам экспертов, их число в столице приближается к 30.

Деятельность фирм-таксистов контролируется Управлением транспорта и связи г. Москвы. Государственные контролеры из этого ведомства регулярно проверяют таксистов на предмет безопасности перевозок, а также соответствие автомобилей всем разработанным требованиям.

Налоговым инспекторам владельцы такси также небезынтересны. Для этого есть несколько объективных причин. Во-первых, перевозочный бизнес стал достаточно прибыльным в последнее время. Во-вторых, фирм-таксистов становится все больше. Понятно, что не все из них являются добросовестными налогоплательщиками. В-третьих, действительно существуют некоторые спорные вопросы, которые инспекторы настойчиво хотят решить в свою пользу.

Своим опытом поделились учетные работники нескольких фирм-«таксистов». Это во многом поможет директору и предпринимателю «выглядеть достойно» в случае визита государственных ревизоров.

Что говорят законы...

Федеральных законов о деятельности таксистов не существует. Поэтому городским властям приходится пытаться самим регулировать деятельность перевозочных фирм. Попытки пока, к сожалению, не приносили ощутимых результатов.

В 2003 году было выпущено специальное постановление для фирм-«таксистов» (постановление правительства Москвы от 3 июня 2003 г. № 425-ПП «Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве»).

Документ содержит Правила таксомоторных перевозок, которые испугали в свое время многих законопослушных налогоплательщиков-таксистов. Согласно этим правилам, добросовестные перевозчики должны значительно потратиться на ремонт, переоборудование, страховку пассажиров, а также перейти на «белую» бухгалтерию.

Иван Добронравов, бухгалтер небольшой столичной фирмы, рассказал об этом следующее. Согласно правилам, все перевозки на такси проходят через кассу – таксометр – прибор, установленный в каждой машине. Водитель обязан каждому клиенту вручить чек. Получается, что все так называемые сделки перевозочной компании и пассажира идут только по «белому».

В случае если заказчик предпочитает безналичный расчет (это применимо для крупных фирм, занимающихся не только извозом на такси, но и доставкой крупных грузов), ситуация с бухгалтерским учетом не меняется. Все сделки оформляются договорами, деньги переводятся по банковским счетам и отражаются в деловых бумагах фирмы.

«Правила таксомоторных перевозок хороши всем, однако они носят лишь декларативный характер», – подытожил с сожалением Иван. Получается, что это постановление столичных властей о таксистах – единственный «регулятор» для перевозчиков – не отличается «авторитетностью». Ведь он содержит массу требований к фирмам-«таксистам», но не предполагает никаких штрафов и наказаний за нарушения.

Начиная с лета 2004 года столичные власти работали еще над одним законом – «О такси». Мосгордума вскоре наконец рассмотрит проект этого закона. Этот документ предлагает фирмам-«таксистам» массу льгот по размещению рекламы, а также создание единой телефонной диспетчерской службы и специальных стоянок. Правда, эти послабления будут позволены не всем перевозчикам, а лишь тем, кто прошел особенную аккредитацию. Взамен таксистов обяжут регулярно проходить мед- и техосмотры, ремонты авто, предоставлять страховки пассажирам.

По словам Ивана, проект закона «О такси» – аналогия ранее выпущенных Правил таксомоторных перевозок. Разница только в том, что в этом документе столичные чиновники предполагают наказывать и штрафовать за нарушения.

Общие сведения для бухгалтера

Фирмы, занимающиеся перевозками на такси, делятся по размеру. Это могут быть крупные автопарки, а также небольшие компании, которые не имеют в собственности машин, но нанимают их вместе с водителями. Кроме того, часто встречаются комбинированные фирмы: предприниматель покупает 20–30 автомобилей, а при получении прибыли ищет в дополнение «вольнонаемных» таксистов. Понятно, что это влияет и на способ организации бизнеса, и на особенности ведения бухгалтерского учета.

По словам Ивана Добронравова, как правило, коммерческие таксопарки обычно организуются в форме ОАО. Небольшие фирмочки предпочитают регистрировать ООО. Законопослушный предприниматель-таксист «любой формы организации» в первую очередь обязан получить лицензию на перевозку пассажиров (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В зависимости от размера предприятия варьируются и предлагаемые услуги. Понятно, что все «таксисты» перевозят граждан и их багаж. Однако некоторые компании выбирают только определенные районы Москвы либо жесткий график работы. «Когда наша фирма только открылась, мы работали на заказах только с восьми утра до восьми вечера», – рассказывает Алена Болотова, бухгалтер крупнейшего столичного автопарка. Кроме этого некоторые «перевозчики» предлагают транспортировать не только граждан, но и вещи, мебель, торговые грузы и т. д. Несомненно, такие дополнительные услуги влияют и на прибыль фирмы, и на бухгалтерский учет.

На работе учетного работника отражается также то, является транспорт фирмы собственным или наемным. Немаловажно еще, где он располагается – на территории Москвы, за городом, на арендованных площадях либо нет, возможно, на платной автостоянке. Дело бухгалтера – правильно отражать это в учете.

«Фирмы-“таксисты” могут начать работу, так сказать, “с нуля”! Есть масса экономных вариантов, как добыть и расположить автомобили. Единственное, что должно быть при этом в наличии, – мобильные водители», – рассказывает Дмитрий Плетнев, финансовый директор и управляющий известной «перевозочной» компании.

Что касается кадрового вопроса, то он меньше всего будет беспокоить бухгалтера, работающего в этом виде бизнеса. Практически во всех фирмах-такси существует четкое штатное расписание. Единственное отличие – объем персонала. Как правило, в зависимости от масштаба предприятия меняется количество водителей и диспетчеров, а вот бухгалтер у фирмы-«таксиста» почти всегда один.

Азы бухгалтерии для такси

Налоги в бюджет столицы перевозчики должны перечислять так же, как и все другие московские фирмы. Никаких льгот для таксистов власти не предусматривают. Как и никаких ужесточений.

Ведение бухгалтерского учета имеет свои особенности, так как перевозочный бизнес очень динамичный, и в деле задействовано очень много работников.

«Расходы у разных типов “таксистов” разные, – рассказывает Алена Болотова. Небольшие перевозчики арендуют стоянки, крупные фирмы снимают целые автопарки, а совсем маленьким фирмочкам нет надобности тратиться на стоянку – транспорт они нанимают вместе с водителем. А значит – и вместе с его стоянкой. Правда, в этом случае оплата услуг шофера повышается на ту сумму, которая могла бы быть арендной платой».

В целом, общие статьи расходов для всех фирм-«таксистов»: оплата персонала, техники (телефоны, компьютеры), бензина, оплата за ремонт, замену и обновление деталей для авто, арендная плата за стоянку.

Доходы «таксисты» получают за перевозку того, что они могут перевезти. Крупные фирмы – за услуги такси, перевозку грузов, переезды и проч. Мелкие компании – за рейсы по Москве. Можно также неплохо заработать на осуществлении так называемых постоянных личных перевозок. Здесь имеется в виду вариант, когда фирма может обеспечить клиентов личными водителями с автомобилями.

Основные особенности учета и налогообложения таксистов касаются именно доходов. Первый момент, который отмечают все специалисты, – способ получения дохода. Некоторые предприятия работают только на своих автомобилях и только строго «по счетчику». Заработная плата у водителей фиксированная. Но таких фирм мало.

В основном шоферы зарабатывают на наценке на стоимость дороги для клиента, либо на дополнительных поездках и заказах, либо на «чае» от заказчика. Многие водители также нечестно используют служебные авто для личных заработков, что практически невозможно отследить.

Бухгалтеры фирм-«таксистов» используют различные схемы отражения перевозок в финансовых документах фирмы. Это всевозможные компьютерные программы, разработанные для учета перевозок на такси, либо адаптированные для перевозчиков. Учетный работник также сам может переделать программы для своей конкретной фирмы.

Кассовый чек для пассажира

Наличие кассового аппарата – обязательное правило работы таксиста, если он хочет следовать закону. Однако многие перевозчики о таксометре не слишком-то заботятся. Дмитрий Плетнев рассказал, как ему объяснили государственные ревизоры необходимость использовать в такси кассы.

Как известно, согласно закону о применении ККМ, все организации и индивидуальные предприниматели в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять кассовые аппараты (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт»). Документ не оговаривает использование кассы в такси, но и не освобождает от ее применения.

Налоговые контролеры не советуют владельцам такси искать утешения в постановлении Правительства от 2 декабря 2000 г. № 917, которым утвержден Перечень налогоплательщиков, освобожденных от применения контрольно-кассовых машин. Дело в том, что в постановлении особо оговорено: услуги по перевозке пассажиров такси в перечень не включаются.

Помимо этого в прошлом году налоговые службы выпустили официальное письмо, в котором указали, что все автомобили-такси должны быть оснащены кассовыми машинами в обязательном порядке. Документ также содержит список аппаратов, которые разрешено использовать в этой сфере услуг (письмо МНС от 8 октября 2004 г. № 33-0-13/651).

Налоговый инспектор вызывает такси...

Государственные ревизоры могут проверить таксистов, как и любые другие фирмы. В ход пойдут обычные выездные рейды в головные офисы, а также «ловля на живца». По словам Дмитрия Плетнева, проверяют таксистов нечасто. Однако если привлечет фирма внимание ревизоров, то надолго. «И документы все тщательно проверят, и контрольные поездки произведут».

Формальные требования к фирмам-«таксистам», водителям и даже внешнему виду автомобилей содержатся в вышеуказанном постановлении столичных властей от 3 июня 2003 г. № 425-ПП «Об основных направлениях развития таксомоторных перевозок в городе Москве».

Так, например, водитель такси должен иметь трудовой стаж не менее трех лет и отлично знать Москву. В случае «контрольной поездки» транспортных инспекторов или иных государственных проверяющих он обязан предъявить медицинскую справку установленного образца, лицензионную карточку, комплект путевой документации (раздел 3 Правил таксомоторных перевозок). Автомобиль таксиста также должен соответствовать ряду технических требований. Оплата за услуги такси должна производиться по таксе, обязательно определенной по счетчику (раздел 5 Правил таксомоторных перевозок).

Превозочной фирме можно дать два дельных совета.

Первый: услышав о налоговом рейде, проверить наличие и достоверность следующих документов – лицензии на перевозку пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе, регистрацию в Москве и путевые документы всех водителей, а также всю финансовую документацию.

Второй: не спорить с контролерами по поводу касс. Желательно оснастить все авто сертифицированными таксометрами. Рано или поздно закон «О такси» будет принят. И тогда таксометры, регулярные техосмотры и аккредитация позволят таксистам пользоваться многими законными льготами и послаблениями.

Полина КАЛИНИНА

«Московский бухгалтер» Источник материала
11436 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.