Руководство страны обозначило вступление в ВТО одной из приоритетных задач правительства. А значит, в ближайшие годы, несмотря на возражения, споры и существенные разногласия разных ведомств и отраслевых лоббистов, Россия присоединится к этой организации. Вступление в ВТО означает либерализацию режима внешней торговли. Несомненно, выиграют экспортоориентированные производства – они будут защищены от дискриминации на внешних рынках. Однако в обмен Россия обязана предоставить комфортные условия для поставщиков зарубежных товаров и услуг на нашей территории. Ожидается глобальное увеличение потоков импорта. И российская промышленность, ориентированная на внутренний рынок, обязана за самое короткое время стать качественно более совершенной и конкурентоспособной. В противном случае отечественные товары уступят место импортным.
Для модернизации отечественной промышленности потребуется в ближайшие годы открыть путь для массового ввоза в страну современного оборудования и технологий. Однако пока эта возможность часто оказывается заблокированной из-за бюрократических препятствий и несовершенства таможенного законодательства. Причины и эффективные способы исправления сложившейся ситуации «Группа Тарго» описала в рамках своего открытого письма на имя Председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова. Ответ поступил от Светланы Ганеевой, директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России. Во многом предложения были одобрены. Это дает возможность говорить о том, что диалог между правительством и бизнесом постепенно налаживается.
Памятка инвестору
Напомним, «Группа Тарго» выступала с идеей создания брошюры, где иностранному инвестору будет дана исчерпывающая информация о современных российских реалиях. Они предлагали рекомендовать простые способы преодоления всех препятствий на законных основаниях. По задумке представителей бизнеса, памятка должна демонстрировать возможности минимизации издержек при выходе на российский рынок (в частности, получение льготы по уплате таможенного обеспечения и НДС на строго законных основаниях).
Оказалось, что МЭРТ также работает над задачей повышения информационной открытости российской экономики, пытается сделать ее понятной для западного бизнеса. Как отметили в своем ответе представители департамента инвестиционной политики, для этого МЭРТ уже «практикует размещение проектов нормативных актов на своем официальном сайте после внесения их в Правительство РФ». Также Минэкономразвития «готовит к изданию инвестиционный бюллетень, который будет содержать информацию об инвестиционном климате в России». Таким образом, получается, что предложения бизнес-сообщества удачно дополняют замысел МЭРТ.
В отличие от глобального информационного бюллетеня по инвестиционному климату, «Памятка инвестору» будет освещать положение непосредственно в таможенном секторе. Ведь это первый барьер, с которым сталкиваются иностранные инвестиции, пересекая российскую границу. И от того, насколько успешно удастся преодолеть трудности на этом этапе, во многом зависит дальнейшее расширение бизнеса, положительная репутация России в западных деловых кругах. Это будет своеобразная «дорожная карта» для инвесторов, показывающая направление движения, оптимальный маршрут и предостережения на дороге в виде логистики инвестиционных проектов.
Площадка для диалога
Наряду с созданием памятки представители бизнеса предлагали активизировать обсуждение инвестиционных перспектив России. В частности, в рамках специальных деловых мероприятий, в которых участвовали бы представители власти, таможенных органов, российского и зарубежного бизнеса. МЭРТ поддержал и эту инициативу. Какие моменты в первую очередь тревожат коллег?
Один из острейших вопросов, который нуждается в проработке и обсуждении на уровне правительства, – проблема обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Иностранного инвестора в России отталкивает необходимость уплаты таможенных пошлин и налогов. Ведь это ведет к увеличению суммы вложений на 24–40 процентов. Учитывая задачу по модернизации российской промышленности, ввоз инвестиционных товаров (станков, технологического оборудования) должен поощряться.
В этой связи бизнес-сообщество предлагает пересмотреть законодательную норму, касающуюся института обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов – внесения специального залога (в форме депозита либо банковской гарантии), гарантирующего, что необходимые пошлины и налоги с ввозимого оборудования будут уплачены. Конечно, подобная норма не противоречит главе 5 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото), на что нам и указали в своем ответе сотрудники инвестиционного департамента МЭРТ. Однако, говоря о внесении специального залога, формулировку «допускается» не обязательно трактовать как «обязательно необходимо». Подобные законодательные ограничения, несомненно, очень важны при ввозе, например, продовольственных товаров. Технологические комплексы и станки сами по себе являются залогом «добропорядочности» инвестора. Громоздкое оборудование, которое монтируют на заводах, зачастую принимают в эксплуатацию и регистрируют как объект недвижимости. И если у государства возникнут обоснованные претензии, желание применить какие-либо санкции, вплоть до конфискации, – ничто этому не помешает. Само оборудование уже является залогом выполнения обязательств импортера. Дополнительные затраты, необходимость внесения финансового обеспечения не способствуют повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики. И, несомненно, сдерживают процесс интенсивного технического перевооружения нашей промышленности. Кроме того, подобная практика не соответствует именно инвестиционному характеру ввоза оборудования.
Следующий момент, на котором настаивают специалисты в области ВЭД, – это необходимость актуализации существующего перечня технологического оборудования. Данная проблема тесно связана с вопросом получения льготы по уплате НДС и пошлины. Дело в том, что многие современные комплексы не попадают под определение «технологические» лишь потому, что существующий список давно не пересматривался. Начать, на наш взгляд, необходимо если не с выработки нового перечня, то хотя бы с современного определения технологического оборудования. Оно должно стать основанием для решения таможенных органов о выдаче или, наоборот, отказе в получении льготы. Пока каждый случай решается в индивидуальном порядке, и это создает почву для злоупотреблений.
Наконец, предложение о публикации судебной практики, административных решений таможенных органов по жалобам участников внешнеэкономической деятельности. Оно не нашло отражения в ответе МЭРТ. Мы понимаем, что данный вопрос требует всесторонней оценки, и надеемся, что в ближайшее время удастся вернуться к обсуждению данного вопроса с представителями соответствующих органов исполнительной власти.
Татьяна Круглова, генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго»
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий