Автомобили, оргтехника, мебель, оборудование – все это каждый месяц снижает облагаемую налогом прибыль на достаточно скромные суммы. Причем рано или поздно стоимость имущества полностью переносится на расходы, и с точки зрения планирования налогов оно становится бесполезным. Однако существует способ ежемесячно уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, значительно превышающие амортизационные отчисления. Причем делать это можно сколь угодно долго.
Двойная оптимизация
Если у организации есть компаньон, находящийся на упрощенной системе налогообложения (УСН) и платящий 6 процентов с доходов, то все оборудование следует передать ему. А затем нужно арендовать у него это же имущество. Арендные платежи будут уменьшать налогооблагаемую прибыль компании. Это следует из пункта 10 статьи 264 Налогового кодекса. В то же время платежи будут увеличивать доходы партнера, облагаемые по символической ставке. Таким образом, индикатором эффективности совместных действий станет снижение налогового бремени двух фирм.
Отметим, что арендные платежи должны быть больше, чем в том случае, если бы основное средство амортизировалось. Например, на балансе предприятия числится автомобиль, который каждый месяц уменьшает прибыль на 1000 рублей. Выгоднее же его взять в аренду, скажем, за 12 000 рублей в месяц и без проблем отражать эту сумму в налоговом учете. Эффект значительно увеличится, если автомобиль уже самортизирован, – ведь затраты, связанные с ним, снизят налог на прибыль пов-торно.
Ограничения при передаче имущества
Чтобы не платить НДС, передачу основного средства необходимо оформить в виде взноса в уставный капитал (п. 12 ст. 149 НК РФ). Если фирма будет создаваться под эту схему, то внести имущество лучше именно на этапе создания организации. В противном случае придется регистрировать в налоговой инспекции изменения в учредительных документах (изменение состава учредителей партнера на УСН).
Важный момент: доля участия фирмы в уставном капитале вспомогательной организации не должна превышать 20 процентов. Иначе, во-первых, партнеров признают взаимозависимыми лицами, а значит, инспекторы смогут контролировать цены по сделкам между ними. Во-вторых, если вклад в фирму будет чуть больше 25 процентов ее уставного капитала, то она утратит право применять упрощенный режим. Данная норма прописана в пункте 14 статьи 346.12 Налогового кодекса.
К примеру, если уставный капитал организации на упрощенной системе налогообложения равен 10 000 рублей, то основные средства в качестве вклада ему следует передать максимум на сумму в 2000 рублей. При этом фактическая их стоимость значения не имеет. Иными словами, автомобиль «Лексус» стоимостью 30 000 долларов можно внести в уставный капитал вкладом величиной в 2000 рублей. Признать сделку недействительной не сможет никто.
Звать независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества не надо. Он нужен лишь в том случае, когда лимит в 20 000 рублей превышает размер исключительно вклада, а не вносимого имущества. На это указано в пункте 2 статьи 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Нарушение во благо
Итак, право собственности на имущество переходит к фирме-партнеру. Теперь можно подписывать договор аренды. Отметим, что чем выше сумма по договору, тем больше экономия.
Для достижения максимального результата можно нарочно нарушить условия договора. К примеру, не перечислять арендные платежи или перечислять их с опозданием. В договоре же надо предусмотреть за это суровое наказание – большой штраф. Заметим, что верхнего предела для него не существует.
Расчет строится на том, что сумма неустойки уменьшит налогооблагаемую прибыль компании как внереализационный расход (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем если организация работает по методу начисления, то для уменьшения налога на прибыль вполне достаточно будет факта признания задолженности. А партнер на упрощенной системе заплатит 6-процентный налог, лишь когда получит эти деньги.
Как видим, в итоге фирма включила в налоговые расходы сумму арендных платежей (а также может включить еще и размер неустойки), а партнер увеличил на нее свои доходы. Какая получилась экономия, покажет пример.
Пример
ЗАО «Актив» считает налог на прибыль по методу начисления. На балансе фирмы числится станок первоначальной стоимостью 1 000 000 руб. Он входит в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования от семи до десяти лет. Руководитель установил этот срок равным 100 месяцам. Учетной политикой закреплен линейный способ амортизации.
По состоянию на май остаточная стоимость оборудования составила 100 000 руб.
Ситуация 1
«Актив» платит налоги в обычном порядке. Ежемесячная сумма амортизации по станку равна 10 000 руб. (1 000 000 руб. : 100 мес.).
Таким образом, в мае сумма налога на прибыль была снижена на 2400 руб. (10 000 руб. x 24%).
Ситуация 2
«Актив» регистрирует фирму на упрощенной системе налогообложения. Ею является ООО «Пассив». Чтобы впоследствии не вносить изменения в учредительные документы, оно регистрировалось как компания с двумя учредителями. Один из них – «Актив», который передал станок в уставный капитал (его размер 10 000 руб.) в качестве вклада на 2000 руб.
«Пассив» платит единый налог по ставке 6 процентов от суммы доходов.
После регистрации он заключает с «Активом» договор и сдает ему станок в аренду. По соглашению «Актив» платит арендные платежи 60 000 руб. ежемесячно. Поскольку они входят в налоговые расходы, бухгалтер «Актива» в мае уменьшил налог на прибыль на сумму:
60 000 руб. x 24% = 14 400 руб.
В то же время у «Пассива» образуется ежемесячный доход 60 000 руб. С него фирма заплатит государству единый налог:
60 000 руб. x 6% = 3600 руб.
Таким образом, экономия на налоговых платежах двух организаций в целом составит:
14 400 руб. – 3600 руб. = 10 800 руб.
А это в 4,5 раза больше, чем в ситуации 1.
Ситуация 3
«Актив» нарушает договор аренды. Его условиями определено, что «Актив» должен платить за аренду не позднее 10-го числа каждого месяца. Иначе – неустойка в двукратном размере от суммы ежемесячного платежа (то есть 120 000 руб.).
«Актив» в мае специально нарушает договор, и у него возникает перед «Пассивом» задолженность по уплате неустойки. Эти деньги никуда не перечисляются.
Поскольку «Актив» работает по методу начисления, 120 000 руб. бухгалтер отразил в налоговом учете. То есть налог на прибыль в мае был снижен на 28 800 руб. (120 000 руб.x 24%).
Так как деньги за нарушение договора «Пассиву» фактически не поступили, он налогов с них не заплатил никаких (кассовый метод).
Отметим, что описанная схема абсолютно «белая». Однако, как и любая другая, она не лишена изъянов. Например, придется регистрировать фирму на упрощенной системе налогообложения. Кроме того, важны доверительные отношения между партнерами. Ведь организация на УСН после получения дорогостоящего оборудования в свой уставный капитал может и не захотеть сдавать его в аренду. А, напротив, оставит у себя в собственности, выплатив за это символическую сумму – действительную долю в уставном капитале (20%).
Нужна ли договору регистрация?
Регистрация договора аренды отнимает немало времени. Как правило, на это уходит минимум месяц. Бывает, что фирма уже осуществляет арендные платежи, так и не начав процесс регистрации. Это обстоятельство добавляет бухгалтерам трудностей. Возникает вопрос: можно ли в налоговом учете отразить затраты по незарегистрированному договору?
Налоговые органы считают, что нельзя. По их мнению, размер арендных платежей устанавливается только договором. Инспекторы комментируют, что раз договор не имеет юридической силы ввиду отсутствия регистрации, то арендные платежи по нему не могут быть установлены документально. Поэтому не выполняется условие документального подтверждения расходов, а следовательно, на налог на прибыль такие затраты не влияют (п. 1 ст. 252 НК РФ).
На первый взгляд это логично. Но налоговые работники забывают о том, что гражданское законодательство и налоговое – это не одно и то же. Отсутствие регистрации договора аренды влечет его недействительность только с точки зрения гражданского законодательства. Налоговый кодекс для принятия к учету расходов по договору аренды требует выполнения только двух условий (ст. 252 НК РФ): документальной подтвержденности и экономической целесообразности расходов. Как видно, требования о регистрации договора Налоговый кодекс не содержит. Таким образом, претензии налоговых органов можно считать необоснованными.
Как правильно оформить договор
Недостаточно составить договор аренды – нужно, чтобы он отвечал требованиям законодательства. С точки зрения налогообложения самое главное в договоре – определить величину арендной платы. Если в нем не указана цена, налоговый инспектор не позволит уменьшить налог на прибыль.
Размер платы за аренду может быть установлен как в фиксированной сумме (которую можно изменять не чаще одного раза в год), так и в виде формулы или алгоритма ее расчета.
Также важно дать полную характеристику объекта недвижимости. Здесь имеет значение все: точный адрес, площадь помещений, их местоположение и техническое состояние. Такие подробности нужны для того, чтобы точно определить предмет договора. Если этим пренебречь, то объект аренды будет считаться не согласованным сторонами, а договор – незаключенным.
Однако правильный договор – не единственное условие включения стоимости аренды в расходы. Не менее важно, как будут оформлены другие документы, связанные с оплатой, – прежде всего счета и счета-фактуры.
Особое внимание оформлению первичных документов следует уделять при отражении расходов на ремонт. Важно, чтобы затраты на ремонт арендованного объекта не могли быть расценены как капитальные вложения. Последние учитываются как амортизируемое имущество и не могут быть сразу учтены при налогообложении прибыли, в отличие от затрат на ремонт. Поэтому в документах не должны фигурировать такие слова, как «реконструкция», «снос стен» или «перепланировка помещений».
Андрей Веселов, шеф-редактор бератора «Современная налоговая энциклопедия», к. э. н.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий