Международные стандарты финансовой отчетности создавались с целью обеспечивать заинтересованных пользователей объективной и достоверной информацией. Тем не менее в МСФО вполне возможно найти нужные лазейки, в том числе такие, которые позволяют увеличить показатель прибыли.
Может возникнуть вопрос: для чего компании увеличивать прибыль? Ответ прост. Дело в том, что речь идет не о налогооблагаемой, а о бухгалтерской прибыли, то есть прибыли для целей финансовой отчетности. Сегодня в России постепенно развивается фондовый рынок, а инвесторы стараются вкладывать деньги в потенциально более прибыльные компании. Таким образом, на первое место выходят показатели прибыльности и их динамика: ведь чем больше прибыль, тем выше цена акций. Отсюда и возникает задача максимизации прибыли (под этим мы будем понимать ее увеличение за счет исключительно учетных методов).
Высокая прибыль важна предприятиям и для привлечения заемных средств. Чем она больше, тем тверже уверенность потенциальных кредиторов, что обязательства по процентным выплатам и основному долгу будут погашены в срок.
Как увеличить прибыль?
Способы максимизации прибыли можно разделить на две большие группы. К первой относятся способы, позволяющие перераспределять прибыль компании между отчетными периодами. То есть общая сумма доходов и расходов по операции остается постоянной, а изменяется только время их признания. Ко второй группе относятся способы, с помощью которых увеличиваются доходы или уменьшаются расходы компании.
Особо следует указать ряд методов, которые позволяют перераспределять доходы и расходы между операционными и прочими. Таким путем можно увеличить операционную прибыль, то есть прибыль от основной деятельности. Ее высокое значение свидетельствует о финансовой устойчивости компании. В основном эти методы относятся ко второй группе, но встречаются они и в первой. Так, списание процентов по займам на расходы периода позволяет увеличить показатель валовой прибыли. Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере.
Пример
Компания в отчетном периоде понесла расходы по процентам в размере 1000 у. е. Затраты связаны с приобретением объекта основных средств со сроком полезного использования пять лет. Амортизация начисляется линейным способом.
В данной ситуации возможны два варианта: списание затрат по процентам на расходы периода и их капитализация в стоимости приобретенного объекта основных средств. В первом случае проценты никак не отразятся на себестоимости продукции, так как будут показаны по статье «Затраты на финансирование». Во втором случае себестоимость продукции будет увеличена на 200 у. е. в течение пяти лет.
Таким образом, данный метод относится к первой группе, так как общая прибыль перераспределяется между периодами. При выборе первого варианта уменьшается только прибыль отчетного периода (на 1000), а при выборе второго – отчетного и четырех последующих периодов (в каждом – на 200). При этом первый вариант позволяет увеличить валовую прибыль в каждом году из пяти на 200 у. е., в том числе и в отчетном периоде. Далее поговорим подробнее о конкретных методах.
Перераспределение между периодами
1. Амортизация внеоборотных активов. Пожалуй, это наиболее известный способ, поэтому подробно говорить о нем нет смысла. Отметим лишь, что линейный метод начисления амортизации позволяет увеличить прибыль отчетного периода по сравнению с ускоренными методами (по сумме чисел лет и уменьшаемого остатка).
2. Учет процентов по займам. В соответствии с МСФО 23 «Затраты по займам», существует два порядка учета процентов: основной и альтернативный. При основном порядке затраты по займам признаются расходами того периода, в котором они были произведены, независимо от условий кредитного договора. В соответствии с альтернативным порядком, затраты, непосредственно связанные с приобретением, строительством или производством актива, включаются в его стоимость. При этом в отношении актива должно выполняться следующее условие: его подготовка к предполагаемому использованию или для продажи требует значительного времени. Следовательно, при выборе альтернативного порядка происходит увеличение текущей прибыли за счет уменьшения будущей (когда затраты по займам будут включаться в себестоимость в виде амортизации внеоборотных активов).
3. Расходы на НИОКР. Для целей составления отчетности по МСФО все НИОКР делятся на исследования и разработки. Исследования предполагают получение новых научных или технических знаний. Разработки – это применение знаний с целью проектирования производства новой продукции. Порядок учета затрат на этих двух стадиях следующий. Затраты на исследования признаются как расходы в момент их возникновения. Затраты на разработки капитализируются при выполнении ряда условий, одно из которых – намерение компании завершить создание нематериального актива. Если предприятие не может разграничить стадии исследования и разработок, то все затраты считаются затратами на исследования. Следовательно, можно либо относить все затраты на расходы периода, либо капитализировать часть затрат (относящуюся к стадии разработок), увеличивая текущую прибыль.
Увеличение доходов
1. Продажа внеоборотных активов с последующей покупкой. Если балансовая стоимость актива существенно отличается от его справедливой оценки, компания может произвести переоценку актива. Однако тогда рост стоимости будет отражен как увеличение собственного капитала (раздел «Результаты переоценки» – аналог российского счета «Добавочный капитал»). Впоследствии сумму дооценки можно списывать на нераспределенную прибыль. Но и тогда эта величина будет отражаться в отчете о движении капитала, то есть чистая прибыль за год останется без изменений.
Если же компания продаст актив, то величина превышения рыночной стоимости над балансовой будет признана в составе доходов как прибыль от продажи актива. Однако компания не может просто продать актив – ведь тогда сократятся ее производственные мощности, поэтому необходима последующая покупка. Проблему можно решить двумя способами: либо обратный выкуп у того же контрагента по той же цене, либо приобретение аналогичного актива по рыночной стоимости. Во втором случае компания заодно проведет обновление своих производственных фондов. Данный способ отчасти перераспределяет прибыль между периодами, так как после увеличения стоимости внеоборотных активов увеличатся расходы на амортизацию.
2. Классификация финансовых вложений. Согласно МСФО, финансовые активы делятся на четыре категории: предназначенные для торговли; удерживаемые до погашения; ссуды и дебиторская задолженность; в наличии для продажи. Нас интересуют первая и последняя группы. Принципиальная разница между ними состоит в следующем. Если актив предназначен для извлечения прибыли в результате краткосрочного колебания цен, то он относится к первой группе. Если нет, то к последней (при условии, что он не попадает во вторую или третью категорию). Обе группы учитываются по справедливой стоимости. Доходы (убытки) от их переоценки относятся на прибыль – для торговых финансовых активов; на прибыль или увеличение (уменьшение) капитала – для финансовых активов в наличии для продажи.
Таким образом, в учете финансовых вложений возможны сразу два способа увеличения доходов. Первый состоит в классификации финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, как торговых – проверить критерии здесь весьма проблематично. Второй способ подразумевает закрепление в учетной политике положения, согласно которому доходы от переоценки финансовых активов в наличии для продажи относятся на чистую прибыль за период.
Уменьшение расходов
1. Убытки от обесценения активов. Согласно МСФО 36 «Обесценение активов», убыток от обесценения (превышение балансовой стоимости актива над его реальной стоимостью) должен учитываться в качестве расхода в Отчете о прибылях и убытках. Таким образом, при обесценении активов уменьшается прибыль компании. Как можно избежать такой ситуации? Для этого нужно «создать» переоценку актива, отражаемую как увеличение капитала компании. Тогда убыток от обесценения будет отражаться не как расход, а как уменьшение капитала компании (раздел «Результаты переоценки»), то есть не попадет в Отчет о прибылях и убытках.
Рассмотрим данную ситуацию на примере. Допустим, у компании имеется объект основных средств с остаточной стоимостью 100 у. е., не подвергавшийся переоценке. На дату составления отчетности его реальная стоимость составляет 80 у. е. Следовательно, компании необходимо признать расход в виде убытка от обесценения в сумме 20 у. е. Простая переоценка до 120 у. е. ничего не даст, так как в этом случае убыток от обесценения составит 40 у. е. Поэтому необходимо «выявить» переоценку, относящуюся к предыдущим периодам. То есть балансовая стоимость актива должна также составлять 100 у. е. При этом 20 из них должны быть учтены как результат переоценки, осуществленной в прошлых периодах. Тогда уменьшение стоимости актива до 80 у. е. будет отражено как уменьшение капитала компании, а не расход, то есть прибыль отчетного года увеличится на 20 у. е.
2. Накладные расходы. Речь идет о постоянных накладных расходах, относимых на стоимость товарно-материальных запасов. В основу их распределения на себестоимость готовой продукции положен показатель объема производства в нормальных условиях, рассчитываемый на основе данных за несколько периодов. Колебания постоянных накладных расходов могут привести к возникновению недораспределенных сумм. Их следует списывать на затраты отчетного периода. То есть, манипулируя показателем нормальных производственных мощностей, можно уменьшить себестоимость продукции. Тем самым будет увеличена валовая прибыль. При необходимости можно произвести и обратную операцию, то есть уменьшить расходы периода и увеличить себестоимость.
3. Списание дебиторской задолженности. Строго говоря, данный метод является как уменьшающим расходы, так и перераспределяющим их между периодами. Связано это с наличием двух способов списания дебиторской задолженности: резервирования и прямого списания. При методе резервирования компания создает резерв на покрытие убытков по безнадежным долгам. Чтобы перераспределить расходы, надо просто установить нужный процент резервирования. Дело в том, что МСФО жестко не регламентирует его величину.
При методе прямого списания дебиторская задолженность относится на расходы в тот момент, когда становится очевидным, что она не будет получена. То есть расходы признаются только в части безнадежной задолженности. Таким образом, выбор этого метода позволяет, с одной стороны, уменьшить расходы, так как есть вероятность, что не вся сумма резерва будет использована. С другой стороны, расходы перераспределяются между периодами. Дело в том, что при методе резервирования они признаются раньше – в момент просрочки дебиторской задолженности или даже до момента наступления срока оплаты.
Для каждой цели – свой метод
В заключение обратим внимание на один важный момент. Размер прибыли надо именно оптимизировать, а не бездумно увеличивать. Поэтому первоначально необходимо определить цели оптимизации. Если это получение разового кредита, то следует максимизировать прибыль отчетного периода, демонстрируя благоприятную тенденцию в развитии предприятия.
Если же целью является рост капитализации компании, то надо быть более осторожными со способами, перераспределяющими прибыль между отчетными периодами. Они являются наименее маневренными в силу требования последовательности применения учетной политики. Дело в том, что если увеличить прибыль отчетного периода, то в последующих периодах она может значительно снизиться. А эта тенденция будет рассматриваться как негативная, что может привести к падению курса акций.
Например, проценты по займам должны последовательно списываться на расходы периода либо капитализироваться. Если в отчетном периоде принято решение не завышать прибыль и списывать проценты на расходы, то в последующих периодах данный порядок не может быть изменен без веского обоснования. А его не всегда просто найти.
Задавая долгосрочный положительный темп роста, основной упор следует делать на способы, увеличивающие доходы и уменьшающие расходы. Например, продажа основных средств с последующим выкупом или переклассификация финансовых вложений из торговых в имеющиеся в наличии для продажи и обратно. Такие способы позволят намного проще скорректировать прибыль очередного периода в необходимую сторону.
«Баня» для руководства
Игорь Аверчев, старший менеджер проектов компании «МАГ Консалтинг»:
«Как показывает западный опыт, фирмы могут быть заинтересованы не только в максимизации, но и в минимизации прибыли. Одна из таких методик называется учетом по методу “большой бани”. Например, “большую баню” организуют в момент реорганизации бизнеса или полной смены руководства. В этом случае в годовой отчетности отражают убытки в особо крупных размерах, которые связываются с неудачами прежнего руководства. В последующие же годы фирма показывает высокие результаты. Естественно, это оценивается аналитиками, акционерами и инвесторами как безусловные успехи новой команды управленцев.
Для “большой бани” используется начисление разного рода резервов:
- по оплате компанией будущих инвестиционных, аудиторских или юридических услуг;
- по выплате особых премий служащим;
- по затратам на перемещение и обучение персонала (в том числе тех, кого еще не приняли на работу) и т. д.».
Размер прибыли надо оптимизировать, а не бездумно увеличивать
Павел Аникин, главный эксперт ЗАО «Руфаудит», член РКА, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий