Инспекторы станут работать эффективнее

Инспекторы станут работать эффективнее

04.10.2005   |   0Оставить комментарий
ФНС выпустила новый Регламент организации работы инспекторов со своими "клиентами", который вступит в силу в ноябре текущего года. Эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера" рассказали о том, какую ценность представляет этот документ для налогоплательщиков.

Новый порядок по старым правилам…

"Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами" был утвержден приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот основополагающий документ адресован непосредственно территориальным инспекциям для использования в ежедневной работе. По своему предназначению он направлен на совершенствование взаимоотношений между инспекторами "на местах" и налогоплательщиками. А по сути, указывает на то, как в идеале должна быть построена работа инспекций по "обслуживанию" своих подопечных.

Сразу следует отметить, что новый порядок организации работы инспекций с налогоплательщиками разработан на основе прошлогоднего Регламента (приказ МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468). Как и прежде, он будет содержать пять привычных разделов.

В первом разделе описаны основные правила приема налогоплательщиков, а также требования к оформлению и техническому оборудованию помещений, предназначенных для их обслуживания (операционным залам). Из него граждане и организации могут узнать о том, как их должны встретить и что они могут увидеть или услышать, придя в свою инспекцию.

Во втором разделе Регламента содержится информация по организации приема, регистрации входящих документов (бухгалтерской и налоговой отчетности, писем и запросов), а также выдаче подготовленных справок, свидетельств и уведомлений. Отдел по работе с налогоплательщиками все также остается одним из главных действующих лиц в инспекциях, через который происходит весь документооборот.

Особенности сверки расчетов раскрываются в третьем разделе. Помимо прочего в нем прописан порядок выдачи справок о состоянии расчетов и обязанности по уплате налогов и сборов. В целом процесс проведения сверки остался без изменений. Фирма или предприниматель может сделать это по письменному заявлению. По ликвидируемым и переходящим в другие инспекции организациям сверка проводится в обязательном порядке по инициативе сотрудников инспекции. А крупнейшие налогоплательщики будут проходить эту процедуру, как и раньше, ежеквартально.

Информационному обеспечению посвящен четвертый раздел. За инспекциями новый Регламент оставляет обязанность уведомлять плательщиков, в том числе в письменном виде, о действующем законодательстве о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, порядке заполнения форм налоговой отчетности и т. д.

Пятый раздел посвящен организации работы инспекторов с их подопечными на территориально отдаленных рабочих местах межрайонных инспекций. Как и раньше, порядок приема и выдачи документов, сверки расчетов зависит от наличия у этих "отщепенцев" доступа к информационным ресурсам инспекции межрайонного уровня.

Как видно из содержания, структура нового Регламента, по сравнению с прошлогодним, не поменялась. Все его разделы расположены в той же последовательности и даже сохранили свое название. Но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что некоторые положения нового документа все-таки отличаются от прежних.

…но с изменениями

Как одна из причин, необходимость обновления Регламента была вызвана тем, что за год существования прежний документ несколько "отстал от жизни". Еще в прошлом году Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314).

Одновременно с этим, главное налоговое ведомство страны сочло необходимым изменить и дополнить некоторые положения устаревшего порядка работы сотрудников инспекций с их подопечными. И если сравнить новый Регламент с его предшественником, среди приметных "нововведений" в документ следует выделить следующие:

- при подаче заявления, а так же иных документов о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, которая утверждена по согласованию налоговыми органами Российской Федерации и Республики Беларусь, налогоплательщик должен быть готов к тому, что сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками может пригласить работника камерального отдела для более детального изучения и проверки представляемых в инспекцию документов (п. 2.1.8 Регламента);

- сделано своевременное дополнение, что на подаваемых в инспекцию заявлениях теперь проставляется не только отметка налоговой инспекции о приеме. Некоторые из них должны быть зарегистрированы и введены в информационную систему (п. 2.2.3 Регламента);

- внесено дополнение, что справку и другие документы по вопросам, относящимся к компетенции налоговой инспекции, кроме самого налогоплательщика может получить и его представитель (п. 2.2.4 Регламента);

- по необходимости инспекторы могут увеличить срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками. Сейчас он составляет десять рабочих дней в случае, когда у организации и инспекции отсутствуют расхождения в данных. Если же в расчетах обнаружены "нестыковки", то сверка может быть продлена еще на пять рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента);

- срок исправления ошибки, допущенной работниками инспекции и обнаруженной на сверке расчетов с налогоплательщиком, увеличится. Теперь вместо трех рабочих дней, недочет должен быть исправлен не более чем за пять (п. 3.1.5 Регламента);

- срок оформления и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам и сборам и взносам при отправке заявления по почте составит 12 рабочих дней. Для справок, заявку на которую он представил в инспекцию лично, срок остается прежним — 10 рабочих дней со дня подачи заявления (п. 3.5.4 Регламента);

- в третьем разделе Регламента выделен в отдельную группу порядок выдачи налогоплательщику справки об исполнении его обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (п. 3.6 Регламента); - срок ответа на письменные запросы юридических и физических лиц будет единым и составит 30 календарных дней с момента поступления запроса в инспекцию (лично или по почте). Причем налогоплательщики, которые представляют отчетность по телекоммуникационным каналам связи, будут лишены приоритета. Теперь они смогут получить ответ на свой запрос также в течение 30 дней в отличие от предыдущего срока в 15 дней с момента регистрации запроса. Кроме того, при необходимости налоговая инспекция может продлить срок ответа еще на один месяц, о чем должна уведомить заявителя (п. 4.3.2.3 Регламента);

- теперь порядок обслуживания налогоплательщиков инспекторами на территориально обособленных рабочих местах зависит только от наличия или отсутствия у них доступа к информационным ресурсам ИФНС межрайонного уровня. Напомним, что ранее на организацию их работы влияли еще такие факторы, как транспортное сообщение с центральным офисом и режим доступа к информационной системе (п. 5.1.1 Регламента);

- порядок выдачи справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов, пеней, санкций) на территориально обособленных рабочих местах межрайонных инспекций, такой же, как и для справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам (п. 5.5.2 Регламента). Только он выделен в отдельную группу. Причем работники главного налогового ведомства не рекомендуют отправлять заявления на их получение почтовым отправлением (п. 5.5.1, подп. 1 п. 5.4.1.1 Регламента). Видимо, такой совет обусловлен тем, что для оформления справок установлен определенный срок. А как известно, отправленное по почте заявление может затеряться, или же пройдет срок по его исполнению, пока общий отдел разыщет его во входящей корреспонденции и зарегистрирует. Следует заметить, что выше были приведены не все отличия в положениях нового и прошлогоднего Регламента, а лишь более значимая их часть. Остальные "нововведения" затрагивают лишь организационную работу внутри и между отделами инспекции, поэтому не представляют особого интереса для налогоплательщиков.

Н.Н. Глущенко, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

4343 просмотра 1 комментарий Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.