Тамара Павловна Алешина, главный бухгалтер продовольственного магазина, в своем письме поделилась опытом общения с торговой инспекцией.*
«Торговая инспекция провела проверку в нашем магазине и выявила ряд нарушений. В частности, ревизоры забраковали консервы, на которых недоставало информации о дате выработки и сроках реализации. По заявлению контролеров, отсутствие таких сведений нарушает права потребителей (ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»), а также не соответствует Правилам продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55). На этом основании инспекторы оштрафовали магазин на 50 тысяч рублей. Контролеры сослались на пункт 2 статьи 14.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Мы не стали платить штраф и обратились в суд. Ведь ревизоры даже не посмотрели сертификаты качества, которые у нас были.
Однако судьи встали на сторону инспекторов. Они указали на то, что информация о товаре должна быть достоверной. На консервах не были указаны сроки годности – это явное нарушение правил продажи. В таком случае торговая инспекция не обязана требовать сертификаты качества.
Апелляционная инстанция тоже нас не поддержала. Вот теперь думаем, стоит ли подавать кассационную жалобу в окружной суд».
От редакции
Мы попросили прокомментировать это письмо главного редактора бератора «К вам пришла проверка» Викторию Шилкину:
– При закупке товара торговым организациям необходимо обращать внимание на его маркировку и сертификаты. Обнаружив, что продавцы не следят за информацией о товаре, торговые инспекторы (а в настоящее время инспекторы Роспотребнадзора) вправе применить штрафные санкции.
Как показывает судебная практика, ревизоры часто выигрывают дела. Например, их поддержали арбитры Московского округа (постановление ФАС от 1 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/ 583-05), Дальневосточного округа (постановление ФАС от 15 декабря 2004 г. по делу № Ф03-А04/04-2/3329), Поволжского округа (постановление ФАС от 18 марта 2004 г. по делу № А72-9482/03-3519).
Какую информацию о товаре должна предоставить торговая организация, говорится в Законе «О защите прав потребителей» и Правилах продажи отдельных видов товаров. Так, продавец обязан в наглядной и доступной форме довести до покупателя наименование и координаты изготовителя, потребительские свойства товара, стандарты, которым он соответствует, правила эффективного и безопасного использования, срок годности. В зависимости от того, к какой группе относится товар, на его маркировке должны присутствовать отметки о специфических качествах продукта, противопоказаниях к применению и т. п.
Производитель также вправе устанавливать на товар гарантийный срок. Если покупатель в течение этого периода обнаружил недостатки товара, изготовитель или продавец обязаны выполнить одно из требований потребителя по его выбору. А именно: устранить неисправности самостоятельно или компенсировать стоимость ремонта в мастерской, уменьшить цену товара, заменить его или вернуть деньги. Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то продавец также должен довести эту информацию до потребителя.
* В настоящее время функции торговых и санитарных инспекций выполняют отделения Роспотребнадзора. О правилах проверок этим ведомством мы рассказали в ПБ № 8, 2005.
Комментарии (0)
Оставить комментарий