С бухгалтером из Подмосковья Женей я познакомилась в нотариальной конторе, где она растерянно стояла перед стендом. На нем красовалось объявление, начертанное крупными буквами: «Банковские карточки с образцами подписей могут быть оформлены исключительно на основании выписки из Государственного реестра, датированной не позже 5 (пяти) дней на момент заверения подписей».
– Директор решил открыть расчетный счет в Москве. Вот заскочили нужные для этого документы заверить – в нашем городе нотариус уже неделю болеет... Теперь директору нужно со мной в банк ехать, там тоже образцы подписей делают. Ну и хорошо, поеду с ним на машине, а то хотел меня на метро отправить.
– Вы ждали выздоровления своего нотариуса целую неделю? Ведь можно было нужные копии в инспекции получить. Те же пять дней ожидания.
– Это по закону. У нас городок маленький, и собственной инспекции как таковой нет, только территориальное отделение налоговой из областного города. Наших даже собственной печати лишили, все документы теперь идут на дооформление в «центр». Поэтому, хотя дата на копиях будет совпадать с датой нашего заявления, получим мы их на руки в лучшем случае через месяц. Вот я и удивляюсь этому нелепому объявлению нотариуса о пяти днях.
Узнав, что я собираю материал о проблемах, связанных с получением выписки, Женя согласилась сообщить мне, чем закончится ее история. Очень скоро она мне позвонила. Оказалось, что открыть расчетный счет в тот же день им с директором не удалось. В банке потребовали копию свидетельства о внесении изменений, не связанных с изменениями в учредительных документах, упоминания о которой, кстати, не было в перечне документов.
Дело в том, что при открытии фирмы учредитель назначил гендиректором самого себя, а потом уже – нынешнего начальника Жени. Заявление об этом, как положено, было подано в инспекцию, а вот о том, что после этого нужно получить свидетельство, Женя не знала.
К счастью, ждать месяц не пришлось – необходимая бумажка спокойно дожидалась их в родной инспекции. Местный нотариус к тому времени выздоровел и без претензий заверил подписи на банковской карточке. Во второй раз Женя отправилась в банк уже без генерального директора.
Неожиданное продолжение
Владелец подмосковной фирмы, в которой работала моя новая знакомая, купил готовый бизнес в Москве и еще одну столичную фирму «с полки» юридической конторы. Он попросил Женю сообщить в налоговую о назначении нового гендиректора в одной из фирм и взять выписку из госреестра по второй для оформления лицензии. Мол, все равно едешь счет в банке открывать.
Не подозревая подвоха, жительница южного Подмосковья отправилась в инспекцию № 19 Восточного административного округа Москвы. Схему проезда она нашла на сайте московского управления ФНС. Однако если бы не местные жители, искать инспекцию, расположенную в здании бывшего детсада, ей пришлось бы долго.
Когда Женя добралась до главного входа и начала изучать стенды для того, чтобы определить, в какой кабинет ей обратиться, к ней подошел охранник.
– Вам что-нибудь подсказать? – ласково спросил он.
– Мне бы заявление сдать и запрос на выписку из госреестра, – промямлила бухгалтер, сраженная такой предупредительностью.
– Это не у нас. Все теперь выдает межрайонная инспекция № 46. Жалко мне вас: и добираться неудобно, и очереди там неделями стоят.
На тот момент Женя не знала, что с 8 августа 2005 года в Москве выписку можно получать не только в межрайонной инспекции, но и по месту «приписки» фирмы. Она стояла и лихорадочно размышляла, как ей выполнить обязательную просьбу хозяина и при этом не запустить текущие дела. В унынии бухгалтер поплелась к выходу. Любезный охранник догнал ее почти уже у ворот и дал номерок телефона некоего Михаила, который мог помочь бухгалтерскому горю. «Только обязательно скажите, что вы от Володи», – предупредил он.
Диалог со «всемогущим» Михаилом получился примерно такой.
– Здравствуйте, я от Володи. На каких условиях вы поможете нам получить выписку из ОГРЮЛ по одной фирме и сдать заявление о смене гендиректора по другой?
– Две с половиной тысячи рублей за комплект и пять дней ожидания.
– Не слишком ли дорого? Боюсь, мой хозяин не пойдет на такие траты.
– А вы съездите в сорок шестую, посмотрите на очередь. Там недавно одной девушке руку сломали.
Напуганная такой новостью Женя стала звонить гендиректору. К Михаилу решено было не обращаться, зато директор выделил деньги на обычного курьера.
Досадные ошибки
Решение об освобождении Жени от стояния в очереди, где ломают руки-ноги, было принято в четверг вечером. Уже в пятницу в 11 часов дня две расписки о получении запроса и заявления с печатью межрайонной инспекции лежали в офисе московской фирмы.
По словам курьера, все было чинно и благородно. Ему даже не пришлось стоять – в операционном зале оказалось немало удобных скамеек, обтянутых дерматином. Более того, специальный аппарат, похожий на те, что стоят в некоторых офисах сотовых компаний и банков, выдал ему талончик с номером очереди. Осталось только спокойно следить за электронным табло, на котором высвечивался номер подошедшей очереди.
Конечно, Женя не стала передавать рассказ курьера гендиректору. Отсчитав пять рабочих дней, она попросила отправить курьера за готовыми свидетельством и выпиской в следующую пятницу.
К сожалению, сидя в подмосковном городке, она не видела текста расписок. В них черным по белому было указано, что документы нужно забрать в четверг, а не в пятницу. Более того: если не явиться в четверг, то очень нужный для деятельности фирмы документ уйдет по почте. Причем один из них – свидетельство – даже не на адрес фирмы, а на адрес заявителя.
Обо всем этом Женя узнала в пятницу, когда курьер вернулся ни с чем. Заявителем о смене гендиректора был указан Геннадий – прежний владелец московского бизнеса. К счастью, у Жени был номер его телефона. Геннадий оказался интеллигентным человеком. Он успокоил Женю, сказав, что обязательно сходит на почту, как только будет точно знать, что пришел нужный конверт.
В понедельник позвонил юрист, занимавшийся переоформлением документов с бывшего владельца на хозяина фирмы Жени. Бодро отрапортовав ему, что инспекция перенесла выдачу выписки на другую дату, бухгалтер стала искать телефон почты.
Почтовые страдания
Найти нужный телефон – не проблема, гораздо труднее – подход к нужному человеку. Но Женя думала, что ей это удалось. Район, где находился дом Геннадия, обслуживала почтальон Галина. Словоохотливая пожилая женщина разрешила звонить хоть каждый день.
Всю неделю Женя ежедневно не менее четверти часа выслушивала жалобы на тяжелую жизнь почтальона. Хуже были только рассказы о мытарствах таких же непутевых бухгалтеров, которые месяцами ждут весточки из налоговой.
Выписка, которая должна была прийти на адрес офиса второй фирмы, тоже никак не приходила. В пятницу с утра снова позвонил юрист, и Жене пришлось соврать, что налоговики почему-то вначале перенесли дату выдачи свидетельства, а потом вдруг еще и по почте его отправили.
– Теперь ждем. Я уже и с почтовым отделением связалась. Буду звонить им каждый день.
Юрист что-то пробурчал в адрес налоговиков и, как будто уговаривая ребенка, произнес:
– Толку звонить. Письмо может и через месяц прийти. Не факт, что вам выслали документы почтой. Мне собственно само свидетельство о внесении изменений не нужно. Достаточно выписки из госреестра, где будет указан новый генеральный.
– Так мы выписку только по одной фирме заказали, – удивилась Женя.
В итоге было решено в понедельник отправить курьера с запросами на новые выписки.
Личное присутствие
Всю оставшуюся часть пятницы бухгалтер предпринимала отчаянные попытки дозвониться по справочным телефонам налоговых инспекций. Она хотела точно узнать, отправлены ли документы. Попытки были тщетны, зуммер оповещал ее о том, что линия переполнена.
Боясь, что юрист все-таки догадается о ее маленьких хитростях и пожалуется директору, Женя, взяв отгул на понедельник, решила тайно посетить Москву с ее межрайонной инспекцией № 46.
Огромный комплекс современных зданий инспекции, оснащенный чудо-техникой, о которой рассказывал курьер, поразил воображение скромного подмосковного бухгалтера. Она уже представляла, как сидит на обитой чем-то мягким скамеечке и читает книжку, иногда посматривая на табло: не светится ли номер ее очереди.
Курьер, все же отправленный за выписками, действительно ожидал своей очереди сидя. Как бывалый посетитель, он объяснил Жене, в какое окошко нужно обращаться за справками. В справочной ни талончиков, ни электронного табло не полагалось. Скамеечки оказались заняты, а конец очереди вился почти у выхода огромного зала. К тому же справочная оказалась не совсем справочной. Инспектор в окошечке принимала заявления с приложенными к ним документами.
– Ой, может, мне не сюда? – заволновалась Женя. – Мне же только спросить, отправили наши документы по почте или нет...
– Всем здесь только спросить, девушка! – раздалось сразу несколько голосов из очереди.
Женя объяснила, что вовсе не желает пройти вне очереди, а всего лишь хочет понять, не перепутала ли окошки. Тогда ей милостиво разъяснили, что нет, не перепутала. Правда, пришла рано. Скорее всего инспектор посоветует ей подождать еще месяц-другой, а потом уже начинать выяснения.
А вот на почте личное присутствие помогло. Заветный конверт со свидетельствами и выписками чудесным образом обнаружился. Более того, оказалось, что он лежал на почте уже четыре дня. Почтальон Галина почему-то не припомнила телефонных разговоров с Женей и заявила, что вообще собиралась отправить письмо обратно в налоговую инспекцию. Хорошо, что на конверте был указан не только бывший владелец фирмы (он же заявитель), но и само название фирмы. Женя за углом чуть ли не на коленке написала доверенность, поставила печать, расписалась за гендиректора и наконец с облегчением в душе получила долгожданное послание налоговиков.
Вскоре в офис второй фирмы тоже пришел конверт – с выпиской. Однако ни гендиректор, ни владелец, ни юрист так и не узнали, что нужды оплачивать третью поездку курьера в Москву не было. «Так же, как женщина не должна никому раскрывать секреты своей красоты, так и бухгалтер не должен давать повода заподозрить себя в некомпетентности», – считает Женя.
Кошмар, в который превратилось получение выписок из госреестра, для московских бухгалтеров, кажется, закончился. Теперь их можно получать не только в межрайонной инспекции № 46, но и в инспекциях по месту «прописки» фирм
Региональные особенности
Не во всех городах России бухгалтерам «повезло» так, как бухгалтеру из Подмосковья. Дело в том, что только в Москве и Санкт-Петербурге выписки из Государственного реестра предоставляют отдельные инспекции. Это связано с тем, что налоговая инспекция № 46 по г. Москве и налоговая инспекция № 15 по г. Санкт-Петербургу выполняют функции единых регистраторов создаваемых фирм.
В других городах страны выписку из госреестра бухгалтер по-прежнему может получить в инспекции по месту «прописки» фирмы. Правда, в некоторых случаях это тоже доставляет неудобства. Например, наш читатель Сергей Зодченко, предприниматель из города Владимира, сообщил, что за выпиской ему пришлось ехать в Судогду, где зарегистрирована его фирма, тогда как работает он непосредственно во Владимире.
Тамара ГРОНЬ
Комментарии (0)
Оставить комментарий