Большинство организаций в столице – мелкие и средние. Количество операций в таких фирмах может быть небольшим, а деятельность, которой они занимаются, – очень ограниченной. Выручка зачастую не превышает трех миллионов рублей в квартал. Поэтому по налогу на прибыль они, как правило, отчитываются один раз в три месяца (п. 2 ст. 285 НК) и платят авансовые платежи поквартально (п. 3 ст. 286 НК).
Министерство финансов разрешило таким компаниям учесть новшества, которые ввел закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ, начиная с 9-месячной декларации по налогу на прибыль (письмо Минфина от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/18). Рассмотрим самые важные из них.
Назад в будущее
Начнем с изменений, которые введены в действие задним числом – с 1 января 2002 года. Закон № 58-ФЗ поменял пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. Из состава внереализационных доходов и расходов были исключены положительные курсовые разницы, которые возникают при переоценке валютных ценных бумаг.
По-новому надо считать и доходы с расходами от продажи ценных бумаг с зафиксированной в валюте стоимостью. Так, начиная с 1 января 2002 года их нужно учитывать по курсу Центрального банка. При этом для доходов нужно брать курс на день продажи (перехода собственности) или погашения бумаг, а для расходов – на дату принятия их к учету. Текущую переоценку таких бумаг делать не надо.
Для организаций и предпринимателей, занимающихся перевозками, торговлей или производством, актуальны изменения по нормам естественной убыли подпункта 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса (ст. 7 закона № 58-ФЗ). Там сказано, что
подобные затраты бухгалтер должен учитывать в порядке, установленном правительством (постановление правительства от 12 ноября 2002 г. № 814). Однако каких-либо норм этот документ не содержит, а отсылает нас в различные министерства. Последние не разработали нормы до сих пор, поэтому фирмы не имели право уменьшить прибыль на сумму естественной «усушки».
Теперь справедливость восстановлена. Начиная с 1 января 2002 года (то есть задним числом) компании и предприниматели могут использовать старые, существующие на данный момент нормы до тех пор, пока министерства не разработают новые.
Суровая реальность
Кроме того, есть множество изменений, которые распространяются на налоговую базу текущего го- да (действуют с 1 января). Компаниям, сдающим квартальные отчеты, будут наиболее интересны следующие.
Закон № 58-ФЗ «поправил» подпункт 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Сейчас организации и предприниматели могут учесть в прочих расходах траты на вневедомственную охрану. Ранее инспекторы запрещали им это делать. Часто они квалифицировали «вневедомственные» платежи как суммы целевого финансирования. Теперь бухгалтер может пересчитать налоговую базу за год с учетом этих сумм.
Также к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, можно отнести пошлины, которые фирма заплатила на таможне, и сопутствующие сборы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). А если фирма решила сформировать резерв по сомнительной задолженности, ей нельзя учитывать «дебиторку», не связанную с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 266 НК).
Важные изменения претерпел абзац 3 пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса. Порядок расчета доли прибыли, которая приходится на обособленные подразделения компании, изменился. Поясним суть нововведений. Как известно, «прибыльный» платеж в бюджет делится на две части: федеральную – 6,5 процента и региональную – 17,5 процента (п. 1 ст. 284 НК). Первую из них перечисляет в бюджет главный офис одним платежом за всю компанию. Вторую бухгалтеру приходится делить между головной конторой и подразделениями. Причем не имеет значения, есть ли у филиалов отдельный баланс.
Бухгалтер может поделить прибыль двумя способами – взять за основу либо долю филиала в среднесписочной численности работников по всей компании, либо в фонде оплаты труда. Старая редакция пункта 2 статьи 288 предписывала бухгалтеру брать эти показатели по состоянию на конец отчетного или налогового периода. Теперь их нужно определять за весь период. Разумеется, общая сумма налога за год из-за этой поправки не изменится. А вот суммы, причитающиеся региональным бюджетам, могут «поплыть».
Переживать по этому поводу не стоит. Пени за образовавшиеся недоимки инспекторы начислять не должны (письмо Минфина от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/18). А зачесть или доплатить налог в соответствующий бюджет можно будет и по итогам года.
Учтем изменения
Для того чтобы учесть «прибыльные» поправки, бухгалтеру нужно будет сделать перерасчет налоговой базы и «порадовать» инспекторов уточненными расчетами. Не стоит откладывать эту работу на потом. Ведь зачесть переплату по налогу на прибыль, если она образовалась, компания может не позднее трех лет с момента, когда она уплатила ее в бюджет (п. 8 ст. 78 НК). Например, поскольку за истекший год налог нужно перечислить в казну не позднее 28 марта следующего (п. 4 ст. 289 НК), крайний срок зачета «прибыли» за 2002 год – 28 марта 2006 года.
Напомним, чтобы вернуть налог из бюджета, бухгалтер должен принести в инспекцию соответствующее заявление (п. 7 ст. 78 НК) и пройти процедуру сверки. Для этого ему понадобится сделать уточненные декларации. Налоговый период по «прибыли» – календарный год, поэтому для корректировки налога достаточно только годовой декларации. При этом за прошлые периоды они должны быть по форме, действовавшей в то время.
Для отчета за 2002 и 2003 годы форма декларации утверждена приказом МНС от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542, а за 2004 год – приказом МНС от 11 ноября 2003 г. № БГ-3-02/614. Разумеется, прибыль прошлых лет бухгалтеру нужно пересчитывать по действовавшим в то время налоговым ставкам.
Д. Попов, эксперт МБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий