– Александр Леонидович, как Вы в целом оцениваете поправки?
– Как недостаточные и местами плохо проработанные. Единственное реальное положительное изменение, серьезно повлиявшее на бизнес, – это то, что государство не будет требовать оплаты товара для возмещения НДС. Больше никаких глобальных изменений не произошло. Есть еще несколько довольно существенных уточнений. Например, прояснили ситуацию с таможенными перевозчиками, которая в прошлой версии закона была никак не прописана. Введены разделы, связанные с налогообложением при реструктуризации фирм. Несколько изменилась ситуация с капитальным строительством.
– Разработкой поправок занимались представители как государства, так и бизнес-сообщества. Какие, на Ваш взгляд, важные предложения предпринимателей не учли законодатели?
– Самый главный вопрос, в котором Минфин обманул всех – и президента, который дал определенные обещания бизнесу, и самих предпринимателей, – это налогообложение авансов. Президент обещал, что НДС с авансов отменят. Минфин это подтвердил. Однако ввел один нюанс – НДС будет уплачиваться с первой из дат: поступления денег или отгрузки товара. Если посмотреть методологию уплаты и определения налоговой базы по новому варианту Налогового кодекса, то в сравнении со старым вариантом с авансовыми платежами методологически не изменилось ничего. Слово «авансы» просто заменено словом «предоплата». Больше никаких перемен не произошло.
– Закон, вводящий поправки, делает оговорку в отношении предприятий с длительным циклом производства...
– Да, это существенная оговорка. Она заключается в том, что если производственный процесс занимает более шести месяцев, то НДС с авансов можно не платить. Однако перечень документов, подтверждающих продолжительность цикла, нигде не определен. Кроме того, не совсем понятно, что есть производство товаров и услуг. Очень много недоработок на уровне технологии. Есть ощущение, что люди, писавшие Налоговый кодекс, никогда сами не пробовали заполнить налоговую декларацию и очень смутно представляют себе практическое применение этого закона. Теоретически он неплох. Но, к сожалению, практика требует четких и понятных всем инструкций.
– Так каковы Ваши предложения? Выносили ли Вы их на официальном уровне?
– Наша организация вносила предложения в Минфин. Во-первых, мы выступали за то, чтобы сделать НДС по отгрузке с отменой требования оплаты товара. Министерство приняло соответствующую поправку. Раньше для того, чтобы взять НДС на возмещение, нужно было выполнить три базовых условия – оприходовать товар, иметь счет-фактуру и произвести оплату. А с 2006 года – только два. В новой редакции слово «оплатить» вычеркнуто. Это правильно, это тот путь, по которому идет весь Запад.
Во-вторых, мы выступали за отмену НДС с авансов. На это Министерство финансов не пошло. Кроме того, наши предложения касались 26-й главы кодекса (это спецрежимы налогообложения для малого бизнеса). Мы хотели включить в них добровольный режим с возможностью оплаты НДС.
Отдельным блоком стояла идея изменения ситуации с НДС в целом. Я настаиваю на том, что до тех пор, пока НДС можно будет возмещать деньгами, в стране будут «неправильные» и нечестные предприниматели, которые вместе с такими же «неправильными» и нечестными чиновниками (поскольку в одиночку они этого делать не могут) будут пытаться обворовывать государство.
– Если не деньгами, то как, на Ваш взгляд, должен возмещаться НДС?
– Можно предложить, например, такой вариант налоговой политики. Снизить НДС до 5 процентов и одновременно запретить возврат налога в денежной форме. При этом НДС можно принять в зачет, вычитая его из налогооблагаемой базы по добавленной стоимости, произведенной в стране. Несмотря на то что ставка будет единой, такой подход будет выгоден всем честным участникам рынка.
Помимо этого нельзя забывать, что налог на добавленную стоимость напрямую связан с легализацией доходов в виде зарплат. Практически в явном виде на фонд заработной платы помимо всех налогов, которые платят предприниматели (ЕСН и подоходный), еще начисляется НДС. Например, если ваш оклад 100 рублей, то на руки после выплаты подоходного налога (13%) вы получаете 87 рублей. В то же время с этих денег фирма платит государству 26 рублей (26%) ЕСН и с суммы 126 рублей не может взять НДС на возмещение. То есть с этой суммы платит еще 18 процентов НДС (22,68 руб.). Соответственно, с 87 рублей, полученных человеком на руки, государство получает 13 + 26 + 22,68 = 61,68 рубля, или 70,9 процента. Что, в общем, революционно. И далеко не все готовы при этом «обелять» зарплаты. «Черные» зарплаты, в свою очередь, основа теневой экономики. Не будет «черных» зарплат – люди откажутся покупать за «черные» деньги. Ситуация начнет меняться. Без существенного реформирования ставки НДС этого не произойдет. Никакими карательными методами проблему решить нельзя. Следовательно, НДС нужно снижать. Я считаю, при предложенной схеме собираемость налога настолько возрастет, что в абсолютных цифрах государство получит средств больше, чем при нынешней ситуации.
– Насколько Ваше предложение реализуемо?
– Я считаю, абсолютно реализуемо. В условиях огромного Стабфонда государство может себе позволить пойти на риск, который в моем понимании достаточно легко можно просчитать. Подобная ситуация была с подоходным налогом. Все очень боялись ввести плоскую шкалу. Минфин опасался потерять деньги. Однако после того, как ее все-таки ввели, государство оказалось только в выигрыше. Я знаю, что многие люди, стремившиеся получить доход за рубежом, после введения плоской шкалы стали пытаться получить деньги в России. В результате вместо нуля государство стало получать средства.
Такое изменение НДС нанесет удар по всей теневой экономике. Ведь проводится огромное количество незаконных схем с этим налогом. При ставке НДС в 5 процентов предпринимателям станет неинтересно оптимизировать этот налог, цена вопроса будет не та.
– А сейчас, в связи с новыми поправками, не стало ли у предпринимателей меньше возможностей по оптимизации налогообложения?
– На мой взгляд, нет. Ничего существенно не изменилось. Единственное, теперь предпринимателям не нужно в конце каждого месяца судорожно искать деньги в кредит, чтобы закрыть НДС. Это важный положительный момент. С другой стороны, это снизит прибыльность банков по овердрафтам в конце месяца. На этом кредитные организации прилично зарабатывают. Сейчас им придется давать деньги не на закрытие НДС, а на развитие компаний. На мой взгляд, это лучше структурирует банковскую систему.
Беседовала эксперт «Консультанта» Наталья Ростова
Комментарии (0)
Оставить комментарий