– Татьяна Владимировна, с чем связано появление этой инструкции?
– Дело в том, что в мае 2005 года в закон «О милиции» был внесен ряд поправок. Они назревали давно, их цель – защитить малый бизнес от неправомерных действий сотрудников милиции. В том числе поправки затронули пункт 25 статьи 11 закона «О милиции», где содержатся права, которые даются нам при проверках компаний. После этого и встал вопрос о написании новой инструкции. По сути она стала специальным механизмом проведения проверок, который обеспечивает защиту прав как милиционеров, так и предпринимателей. Инструкция позволяет сделать проверочные мероприятия понятными, а действия милиции – более предсказуемыми для предпринимателей. Свои предложения при подготовке документа вносили представители как бизнес-сообщества, так и правоохранительных органов. Отмечу, что для нас методики, предусмотренные инструкцией, не являются принципиально новыми, и как их использовать, мы прекрасно представляем.
– В чем заключается особенность милицейских проверок?
– Подчеркну, что в своей деятельности мы руководствуемся положениями целого ряда нормативных документов. Это и закон «О милиции», и налоговое законодательство, и Гражданский кодекс. Чтобы доказать факт преступления в финансовой сфере, в разных случаях требуются разные основания. Где-то достаточно двух-трех фраз, а где-то надо привести и опросы, и свидетельские показания... В то же время приоритетное направление – именно уголовное делопроизводство. Наши специалисты ориентированы на то, чтобы определить, имел ли место преступный умысел или просто ошибка бухгалтера.
– Новые правила не дают возможности правоохранительным органам опечатывать на время проверок кассы и помещения, где хранятся деньги и документы. Как вы оцениваете такое изменение?
– Мы согласны с тем, что опечатывание ключевых помещений создает проблемы для работы предприятия. Поэтому такие действия вызывают бесконечные жалобы, а следовательно, головную боль для нас. Это не нужно ни проверяющим, ни предпринимателям. Поэтому мы сознательно отказались от такой нормы.
– Согласно инструкции, представители юридического лица могут присутствовать при проведении проверки. Но может ли проверка проводиться без участия представителей фирмы?
– Мы обязаны сообщить представителям компании, что они имеют право присутствовать при проверке. А уж захотят ли они им воспользоваться или нет – это их личное дело.
– Какие налоговые периоды могут охватывать проверки?
– В отличие от налоговых органов, у нас такие сроки не установлены. В рамках проверочных мероприятий мы можем проверять сегодня любой период.
– Татьяна Владимировна, насколько комфортен для сотрудников милиции отведенный им теперь на проверку срок в 30 суток? Не будут ли они пытаться продлять его?
– Нет, продление времени проверки законом не предусмотрено. Конечно, такой короткий период недостаточен. Готовя эту инструкцию, мы предлагали установить срок в два–три месяца. Понятно, что проверить крупную компанию за 30 дней просто нереально. Поэтому теперь мы предполагаем активно использовать свое право на изучение документов до проверки.
– Что это за право? Расскажите, пожалуйста, подробнее...
– Дело в том, что новая редакция пункта 25 дает нам возможность изучать любые документы, затрагивающие финансово-хозяйственную деятельность компании. Раньше мы могли анализировать только бумаги, связанные с материальными ценностями и денежными средствами. Теперь же, еще не начиная проверку, милиция может прийти на предприятие для изучения его документации. Причем время для работы с бумагами ничем не ограничено. Сейчас мы разрабатываем подробный регламент проведения таких мероприятий, он может появиться уже к концу этого года.
– По новым правилам милиционеры не вправе изымать оригиналы документов без выдачи заверенных копий. Если невозможно передать копии представителю компании одновременно с изъятием подлинников, сотрудник милиции должен сделать это в течение пяти дней. Но где гарантии того, что этот срок будет соблюдаться?
– Предприниматели должны понимать, что все мы люди, могут быть и проблемы с техникой. Это не значит, что мы принципиально будем стараться затягивать сроки больше пяти суток. Думаю, это возможно в единичных случаях, но не будет носить массовый характер. Кстати, если предприниматель будет оказывать нам помощь в снятии копий, мы быстрее сделаем всю работу и скорее вернем ему его документы.
– Сколько времени могут оставаться у проверяющих подлинные экземпляры документов? Каков механизм их возврата?
– Документы могут находиться у сотрудников милиции максимум 30 суток, то есть только в течение проверки. При возврате обязательно составляется опись, кто и какие документы получил. Представитель компании ставит подпись под тем, что никаких претензий к нам не имеет. Замечу, что мы никогда не проверяем текущий период, изымаемые документы обычно касаются прошлых лет. Поэтому ничто не мешает предпринимателям отдать нам бумаги и работать дальше.
– Татьяна Владимировна, Вы не считаете, что имело бы смысл составить некий закрытый перечень документов, которые могут изымать органы милиции?
– Перечня такого нет и никогда не будет, потому что есть масса документов, которые невозможно перечислить одним списком. Дело в том, что в разных отраслях существуют разные документы, их множество. И не дай бог мы там что-то упустим! В законе «О милиции» есть хороший термин: «документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность». На наш взгляд, этого вполне достаточно.
– По новым правилам один из экземпляров акта о результатах проверки должен быть передан представителю компании. Это должно произойти в день проверки или первый, следующий за ним?
– Мы должны сделать это не позднее дня, следующего за днем окончания проверки. Хочу обратить внимание, что бывают такие случаи, когда представители компании отказываются подписать акт. Но это не значит, что проверка не закончена. Мы вправе написать в акте, что представитель отказался ставить свою подпись. Даже если предприниматель болел, это не будет достаточным основанием для продления проверки. Если и генеральный директор, и бухгалтер фирмы отсутствуют, мы можем отправить акт по почте любому представителю компании.
– Проверять работу предпринимателей милиционеры теперь смогут только при наличии «мотивированного постановления о назначении проверки». Не возникнут ли у правоохранительных органов проблемы с «мотивированием»?
– Естественно, мы не обязаны предъявлять обоснования на пять листов с полным перечнем причин, почему мы решили начать проверку. В конце концов, мы не можем опубликовать рапорт нашего оперативного сотрудника, на основании которого принимаем решение. В постановлении о проведении проверки будет просто одно-два предложения с указанием формальных причин. А мотивировано постановление должно быть в первую очередь для нашего руководства.
– В приложении к инструкции перечислены 35 должностей, имеющих право выдавать разрешения на проверку. Как это поможет упорядочить процедуру? Ранее решения могли приниматься не уполномоченными на это людьми?
– Да, раньше теоретически любой милиционер мог прийти, например, в магазин, предъявить удостоверение и попытаться что-то «проверить». Однако с принятием инструкции это стало невозможным. Дело в том, что проверочные действия принципиально отличаются от оперативно-розыскных. Любое заинтересованное лицо может ознакомиться с инструкцией, регламентирующей проверки. Таким образом, теперь можно контролировать действия самих проверяющих. И если постановление о проведении проверки подписано лицом, должности которого нет в приложении к инструкции, компания вправе обжаловать это решение. Более того, если меняется состав проверяющих лиц, то это обязательно должно отражаться в постановлении. Если на фирму в ходе проверки приходит сотрудник милиции, не указанный в этом документе, у него нет никаких прав, пока в постановление не будет внесена поправка.
– А как организован контроль над правомерностью действий сотрудников милиции при проведении проверок?
– Если предприниматель хочет обжаловать действия правоохранительных органов, ему необходимо обращаться в прокуратуру, именно она является для нас надзорным органом. Однако будет логичнее, если сначала возражения будут предъявлены самим проверяющим. Также можно подать жалобу в вышестоящие территориальные органы внутренних дел. Мы не устраняемся от рассмотрения претензий, принимаем заявления и самостоятельно их отрабатываем.
– Татьяна Владимировна, какие последствия Вы прогнозируете от введения инструкции?
– Я думаю, что никаких глобальных изменений не будет. Инструкция поставила нас в достаточно жесткие рамки, поэтому для предпринимателей хуже точно не станет. Возможно, единственная проблема будет связана с тем, что нашим сотрудникам на местах нужно будет перестроить свою работу в соответствии с новыми правилами.
«Нарушений со стороны милиции в первое время будет немало...»
Виктория Шилкина, главный редактор издательства «Бератор», руководитель авторских коллективов бераторов «К вам пришла проверка» и «Если на бизнес заводят дело»
Новая милицейская инструкция по проведению проверок установила проверяющим жесткие временные рамки для изготовления копий изъятых документов и передачи их компании. Однако нарушений этого требования, особенно в первое время применения инструкции, на мой взгляд, будет немало. Поэтому выработать тактику поведения в подобной ситуации нужно заранее. Если вам в течение пяти дней не выдали копии изъятых документов, советую незамедлительно обратиться с жалобой в прокуратуру или в суд на незаконное бездействие милиционеров. Эти ведомства наведут порядок. Копию жалобы можно направить начальнику отдела милиции, в котором работают проверяющие. Сам факт подачи жалобы ускорит возврат изъятых документов. Попытка же сначала обратиться к вышестоящему милицейскому начальству может не принести желаемых результатов. Есть большая вероятность, что милиционеры сошлются на недостаточное финансирование и слабую техническую оснащенность. Зачастую эти причины вполне обоснованны. Поэтому, чтобы быстрее получить копии изъятых бумаг, вам придется оказать милиции помощь в их изготовлении.
Со сроком возврата изъятых документов ситуация несколько иная. Раньше контролеры в погонах были ограничены в сроках изъятия (не более семи дней). В новой редакции пункта 25 части 1 статьи 11 закона «О милиции» такого требования нет. Логично предположить, что документы вам обязаны вернуть после окончания проверки, то есть по истечении 30 дней. Однако ни в законе «О милиции», ни в приказе МВД России от 2 августа 2005 г. № 636 конкретный срок возврата не указан. Там лишь сказано, что милиционеры обязаны составить и вручить проверяемому акт проверки независимо от ее результата. Получается, что изучать ваши документы сотрудники милиции вправе сколь угодно долго. Если по результатам проверки будет возбуждено уголовное дело, то получить документы вы сможете только после окончания расследования. В такой ситуации также нужно использовать простую, но эффективную тактику обжалования действий проверяющих в прокуратуру или в суд.
Беседовал эксперт «Консультанта» Ярослав Колпаков
Комментарии (0)
Оставить комментарий