Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ заменил с 11 на 15 миллионов рублей лимит девятимесячных доходов, позволяющий перейти на упрощенную систему с начала очередного года (п. 2 ст. 346.12 НК). Он же уточнил, что не могут применять упрощенку фирмы, у которых за 100 миллионов рублей «зашкаливает» остаточная стоимость не всех основных средств, а лишь подлежащих амортизации по правилам 25-й главы Налогового кодекса (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК). И наконец, закон ввел для предпринимателей особую разновидность упрощенки – на основе патента (новая ст. 346.25.1 НК, подробно о ней – в сентябрьском «Расчете» на стр. 47). Все это позволяет применять упрощенную систему некоторым из тех, кому раньше она была недоступна, невыгодна либо просто неудобна.
Но вот проблема: закон вступает в силу только 1 января 2006 года, а подавать заявление о переходе на упрощенку, равно как и подсчитывать доходы за девять месяцев, нужно уже сейчас. С другой стороны, пользоваться-то упрощенкой фирмы и предприниматели будут не сейчас, а когда закон уже начнет действовать. По каким правилам нужно определять, есть ли у фирмы право перейти на этот спецрежим в следующем году, – старым или новым? И можно ли в этом году подать заявление о переходе 1 января на патентную упрощенку в тех регионах, где власти примут законы о ее введении?
В налоговых инспекциях уже знают ответы. Их Федеральной налоговой службе в письме от 26 сентября 2005 г. № 03-11-02/44 подсказал Минфин, а та не замедлила разослать подчиненным.
Против того, чтобы уже в этом году предприниматели могли заявить о переходе с 1 января на патентную упрощенку, в Минфине возражать не стали. Тот факт, что на момент подачи заявления (а его нужно представить не меньше чем за месяц до начала следующего года) закон 101-ФЗ еще не вступит в силу, чиновников нимало не смутил. Зато этот же самый факт они приводят как единственный аргумент против того, чтобы упрощенку в следующем году применяли фирмы, чьи доходы за девять месяцев окажутся за пределами 11-миллионного критерия, но зато вполне впишутся в 15-миллионный. В Минфине убеждены, что новый критерий – только для тех, кто будет переходить на упрощенку 1 января 2007 года и позже. В общем, двойной стандарт, так любимый налоговыми чиновниками.
Когда 15 меньше 11
Последний вывод Минфина огорчителен, но далеко не для всех. Дело в том, что «новые» 15 миллионов рублей нужно считать вовсе не так, как «старые» 11. Те представляли собой только доходы от реализации (как их определяет ст. 249 НК), а новые правила включают в лимит еще и внереализационные доходы (по ст. 250 НК).
Одновременно, правда, исключают из него доходы от деятельности, по которой фирма в эти девять месяцев платила ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК). Так что для кого-то из тех, кто под вмененку в этом году не попал, новые 15 миллионов вполне могут оказаться меньше старых 11-ти.
Если девятимесячная выручка у вашей фирмы не больше 11 миллионов рублей, а все остальное – доходы внереализационные, то вам выгодно согласиться с Минфином и спокойно подавать заявление по старым правилам.
Если же за 11 миллионов «зашкаливает» именно выручка, однако вкупе с внереализационными доходами она не превышает 15 миллионов, то за право применять упрощенку в следующем году придется побороться. Ведь право такое, невзирая на утверждение Минфина, все же есть.
Заявка на будущее
Статья 346.12 Налогового кодекса ставит в зависимость от размера девятимесячных доходов право фирмы перейти на упрощенку. «Перейти» означает, что 31 декабря уходящего года фирма применяет один налоговый режим, а 1 января следующего – уже другой, в нашем случае – упрощенку. То есть с 1 января 2006 года статья 346.12 Налогового кодекса будет закреплять право применять упрощенку за фирмами, которые, работая на одном из других налоговых режимов в 2005 году, получили за девять месяцев не больше 15 миллионов рублей доходов. Иначе говоря, право это возникнет у вашей фирмы 1 января, и пользоваться она им начнет только 1 января. А сейчас вы просто уведомляете инспекцию о намерении фирмы воспользоваться своим будущим правом в тот момент, когда оно появится.
Тот факт, что заявить о будущем использовании этого права нужно еще до того, как оно возникнет (то есть до вступления в силу новой редакции статьи 346.12 НК), самого права отменить не может. Тем более что в ответ на заявление от инспекции не требуется никаких действий, в том числе и таких, которые бы предусматривали еще не вступившие в силу положения Налогового кодекса. Ведь порядок перехода на упрощенку уведомительный, а вовсе не разрешительный.
Кстати, совсем иная ситуация с переходом 1 января на патентную упрощенку, против которого в Минфине не возражают. Вот этот переход как раз требует применения уже в 2005 году еще не вступивших в силу положений Закона № 101-ФЗ. Для того чтобы предприниматели того или иного региона могли с 1 января работать на патентной упрощенке, его власти должны принять и не позже чем 30 ноября этого года официально опубликовать закон о введении на своей территории этой разновидности спецрежима. А сами предприниматели не позднее того же 30 ноября должны сдать в инспекцию заявление о переходе на патент. В ответ на него инспекция в течение десяти дней, то есть опять же до наступления 2006 года, обязана выдать либо сам патент, либо отказ. Но предусматривающая все это новая статья 346.25.1 Налогового кодекса в этом году еще действовать не будет – по закону 101-ФЗ она вступит в силу только 1 января 2006 года.
Однако на это несоответствие в Минфине решили внимания не обращать, просто указав в письме инспекторам, что те обязаны уже в этом году принимать у предпринимателей заявления о переходе на патент (если, конечно, региональные власти решат ввести его на своей территории). А сами патенты инспекции могут начать выдавать не раньше чем 1 января 2006 года.
Ну что ж, разрешили в Минфине переходить на патент с 1 января 2006 года – и хорошо. Только неясно, почему при этом чиновники отрицают куда более очевидную возможность перейти на упрощенку по 15-миллионному критерию вместо 11-миллионного.
Техника перехода в сложных условиях
Решив вопреки мнению налоговых чиновников все же применять упрощенку в 2006 году, снабдите заявление о переходе на нее обоснованием того, почему ваша фирма имеет на это право. Возможно, это «проймет» инспекторов, и в ответ они пришлют вам «положительное» уведомление. Правда, куда больше вероятность того, что вы получите уведомление обратного содержания – о невозможности применять упрощенку в следующем году.
Конечно, формально такое уведомление ничего не значит. Налоговики не могут ни запретить, ни разрешить кому бы то ни было применять упрощенку, да и вообще не обязаны присылать какие-либо уведомления в ответ на ваше заявление. Однако ничто не мешает им годик спустя явиться на фирму с проверкой и доначислить ей за 2006 год все налоги по общему налоговому режиму. Полученную сумму недоимки и пеней они бесспорно спишут с банковских счетов фирмы, и возвращать их придется через суд.
Поэтому проверки дожидаться не стоит. Оспорьте в арбитражном суде уведомление инспекции о невозможности применять упрощенку в 2006 году. Это позволяют сделать статья 137 Налогового кодекса и статья 29 Арбитражного процессуального, которые дают право каждой фирме обжаловать в суде ненормативные акты налоговых инспекций, затрагивающие ее права и законные интересы. Если суд займет вашу сторону, то фактически он признает и законность применения вашей фирмой упрощенной системы в 2006 году.
Впрочем, неприятности могут начаться и раньше, чем на фирму явятся проверяющие. Если вы собираетесь вести книгу учета доходов и расходов не в электронном виде, а на бумаге, то должны еще до внесения туда первых записей зарегистрировать ее в инспекции (приказ МНС от 28 октября 2002 г. БГ-3-22/ 666). Убежденный в том, что вы не вправе применять в 2006 году упрощенку, инспектор откажется поставить на вашей книге свою подпись и печать налоговой. Добейтесь, чтобы свой отказ он оформил письменно. И обжалуйте в суде этот отказ вместе с уведомлением о невозможности применять упрощенку.
Еще один лимит
А что же с еще одним изменяемым 1 января 2006 года ограничением права работать на упрощенной системе – составом основных средств, чья остаточная стоимость не должна превышать 100 миллионов рублей? Об этом Минфин в своем письме ничего не сказал. Возможно, потому, что «зацепиться» чиновникам совсем уж не за что. Остаточная стоимость основных средств не должна быть больше 100 миллионов рублей в период применения упрощенной системы, а не в момент подачи заявления о переходе на нее (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК). То есть сейчас стоимость имущества у фирм, которые намерены в следующем году применять упрощенку, может быть какая угодно, главное, чтобы начиная с 1 января она «вписывалась» в лимит. А то, что с 1 января в лимит должны вписываться не все, а только амортизируемые основные средства, при подаче заявления никакой роли не играет.
Изменение лимита девятимесячных доходов для перехода на упрощенку выгодно не всем: для кого-то новые 15 миллионов могут оказаться меньше старых 11-ти
Наталия МАРТЫНЮК
Комментарии (0)
Оставить комментарий