Парикмахерская в подарок
Парикмахерские, как и салоны красоты, нередко открываются не из желания зарабатывать деньги, а... в подарок любимой женщине. Бухгалтеру в такой фирме работать – одно удовольствие, ведь хозяйку – обладательницу своеобразного презента вполне устраивает упрощенка по схеме «6 процентов с доходов».
Все счастливы и довольны до тех пор, пока не иссякают деньги из спонсорского кошелька. Когда наступает этот неприятный момент или владелице надоедает красивая игрушка, бизнес идет с молотка. Поскольку объективно рентабельность парикмахерских (соотношение прибыли и себестоимости) высока и может превышать 50 процентов, то и желающих приобрести уже обустроенное помещение со стартовым капиталом в виде постоянных клиентов – немало.
В такой ситуации бухгалтеру продаваемого бизнеса не имеет смысла упираться и говорить, что у него нет расходных норм и схема «6-процентная упрощенка плюс “скручивание” кассы» – самый лучший вариант. Может быть, налоговая схема и понравится новому хозяину, однако ваше твердое убеждение, что вести «нормальный учет» в парикмахерской невозможно, заставит его усомниться в вашем профессионализме.
Нечто подобное произошло на фирме у нашей подписчицы: Светлана заняла место прежнего главбуха, который не сумел найти общий язык с новым руководством. Однако до сих пор тонкости парикмахерского бухучета для молодого бухгалтера оставались нераскрытой темой.
Кто в салоне хозяин?
Проконсультировать нас огласился Владимир, (обозначим его должность как «технолог успеха»). Светлана – бухгалтер и кадровик в одном лице. Руководство очень хотело видеть приказ, который бы заставил строптивых, но талантливых сотрудниц ходить в униформе, а Свету – списать затраты на ее приобретение в расходы, если придется уходить с упрощенки.
«Это просто, – улыбнулся Владимир. – Требование о ношении в рабочее время униформы должно быть включено в коллективный трудовой договор, чего вполне достаточно, чтобы сформировать расходы в налоговом учете. Если работник не выполняет условия коллективного договора, это можно расценить как нарушение дисциплины труда и соответственно привлечь его к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК)».
После такого небольшого экскурса в кадровое дело собеседник очень четко показал нам связь между состоянием учета и доходностью бизнеса. «Самые распространенные ошибки, приводящие к упадку бизнес имиджевых услуг (к ним относят парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, пирсинг, татуаж – прим. ред.), – незнание и неумение управлять. Из-за этого довольно быстро вопрос “кто в доме хозяин?” решается в пользу персонала. В результате в салоне всецело командуют мастера, получающие зачастую больше денег, чем сама хозяйка», – привел показательный пример Владимир.
Одно из следствий нежелания персонала «делиться» с владельцем бизнеса – отсутствие правильно поставленного учета как минимум в половине нынешних цирюлен, будь то простая парикмахерская или салон класса «люкс». Именно поэтому для имиджевого бизнеса так характерны воровство материалов, надомное обслуживание, увод клиентов при увольнении и другие малоприятные вещи. Для того чтобы наладить учет – оперативный, управленческий, бухгалтерский и налоговый, – Владимир рекомендует проводить аудит (оценку) процессов. По его мнению, способ избежать бесконечных разборок с персоналом по поводу недостач, воровства и снижения доходов существует. Подобная уверенность так обрадовала Светлану, что она тут же выпалила: «Где можно найти нормы расходов материалов в парикмахерских?»
До этого наша читательница буквально перерыла весь интернет в поисках нормативов. Однако встречала лишь косвенные доказательства их существования. Например, на сайте Донской ремесленной палаты в подразделе «Перечень нормативной и технической документации по видам бытовых услуг» упомянуты даже «нормы расхода и сроки износа белья для парикмахерских». Там же выделены в отдельный пункт «нормы расхода инструментов». Однако конкретные цифры на сайте не приведены, а Ростов-на-Дону – далековато от дома Светланы, чтобы отправиться туда за консультацией.
Увы, наш собеседник произнес: «Не нужно относиться ко мне, как к волшебнику!» – и не дал долгожданных распечаток норм. По его словам, все существовавшие отраслевые нормы, установленные системой Госстандарта, безнадежно устарели. Сейчас нормы расхода устанавливает фирма – поставщик расходных материалов. Естественно, они у каждого свои. Впрочем, если мастера парикмахерской не меняли свои технологии последние несколько десятков лет, то старые методички Госстандарта вполне сойдут.
Кропотливый учет
Все материалы Владимир посоветовал выдавать или под личную, или под коллективную ответственность. Для этого необходимо оформить договоры материальной ответственности.
В контроле за расходом материалов поможет и практика соотношения количества выполненных услуг и расхода материалов. Даже если вы поставили в парикмахерской кассовую машину, не пренебрегайте бланками строгой отчетности, которые могут использовать парикмахерские – форма № БО-11 «Листок учета выработки». Она очень удобна при регистрации оформления заказа.
Суммарное количество услуг, умноженное на рекомендуемый поставщиком расход материалов, должно быть близко, а в идеале – равно фактическому расходу. «Работа эта кропотливая, занимающая много времени, – предупреждает Владимир. – Как правило, на нее “сажают” отдельного специалиста».
Парикмахерские, которые мечтают стать салонами, и тем более салоны-парикмахерские любого класса используют средства для ухода за волосами и стайлинга одной или нескольких линий. Если вы не приобретаете материалы «что где подешевле», то разумным будет составить калькуляционные карты на отдельные виды услуг. При этом статьи затрат должны включать в себя наименования и количество используемых материальных и трудовых ресурсов. Фактически это и есть утвержденные расходные нормативы. На их основе бухгалтер может производить расчет стоимости использованных материалов.
Не забудьте при разработке калькуляционных карт учесть нормативы потребления электроэнергии и воды.
Родственная помощь
Вряд ли новый хозяин парикмахерской, в которой трудится Светлана, захочет оплачивать кропотливые труды «отдельного специалиста». Поэтому она предложила свое решение, которое пришлось руководству по душе и позволило ей сохранить прежнюю упрощенную схему «6 процентов с выручки».
До 2007 года кассовые аппараты с электронной контрольной защищенной лентой (к ним пока трудно подобрать «жучки» для скручивания пробитых сумм) обязаны применять только те фирмы, которые впервые или вновь приобретают кассовую технику. Значит, особых проблем для достижения нужных размеров выручки нет.
В качестве оперативного контроля за материалами Светлана предложила контроль визуальный. Владелец бизнеса может поставить администратором доверенного человека, например любимую тещу.
Почему тещу? Просто Светлана вспомнила любимое словечко родственницы владельца парикмахерской – «выдавцем». В вольном переводе с суржика (смесь русского с украинским) оно означает «строго по норме и не более того». Действительно, руководство доверило своей теще выдавать лаки, пенки и прочие расходные материалы так, чтобы несложно было прикинуть на глазок, когда содержимое того или иного флакончика должно закончиться.
А вот с «жучком» для кассы неожиданно приключились проблемы. До того как парикмахерская попала в новые руки, никто и не думал «скручивать» выручку. Прежняя владелица отнюдь не ставила задачу платить налоги «не более 200 у. е. в квартал». Естественно, и приборы для скручивания приобретать было ни к чему.
И вот, на пороге смены поколений кассовой техники (критическая точка – 2007 год) найти «жучок» для старенького «Меркурия 115Ф» оказалось невозможно. «Промариновав» клиентов с полмесяца, мастер центра обслуживания ККТ предложил перебивать операции раз в месяц на меньшие суммы. «За каждую операцию запросил семь рублей!» – делится Светлана. Благодаря ее стараниям притязания мастера были снижены до двух рублей за одну перебитую сумму. Впрочем, несмотря на такие сложности, отказываться от кассы и переходить только на бланки строгой отчетности нельзя.
Не стоит забывать о типовой ошибке бухгалтеров имиджевого бизнеса, которая подчеркнута во всех обзорах налоговых правонарушений. Несколько лет назад парикмахерские стали заниматься еще одним видом деятельности – реализацией сопутствующих косметических товаров. В этом случае нужно применять исключительно контрольно-кассовую технику.
Тем, кто не может перейти на упрощенку из-за наличия филиалов или состава учредителей, приходится в такой ситуации нелегко. Фактически бухгалтер должен, приходуя материальные ценности, сразу разделить, что из них – материалы, а что – товары.
В противном случае придется делать исправительные проводки и оформлять документы на внутреннее перемещение. Не меньше мороки и с раздельным ведением (распределением) затрат по «парикмахерскому» и «торговому» бизнесу, а также, скажем, по «московским» правилам (в столице нет ЕНВД) и «областным» (вмененка введена).
Автоматизация – хорошо, но дорого
Если правильно наладить работу, то и при обычной схеме ведения бухгалтерского учета парикмахерской можно жить спокойной и размеренной жизнью. Но для того чтобы почивать на лаврах хозяйской благодарности, прежде нужно наладить систему внутренней документации. Как правило, в ней можно выделить до 15 групп: от индивидуальной карты клиента до архива рекламы парикмахерской.
Прибавьте к этому первичку, ведомости и прочее. Тут же возникает естественное желание автоматизировать эту бумажную лавину. Но, как считают специалисты, совершенной и идеальной программы пока нет. На рынке есть несколько программ, и у всех примерно одинаковое количество равнозначных плюсов и минусов.
Периодически в консультационных центрах появляются потенциальные заказчики, просят посоветовать, как сделать хорошую программу. Но все они очень быстро куда-то исчезают. Это и неудивительно. Создание серьезной программы, которая устроит не только обычные парикмахерские, но и салоны, обойдется заказчику как минимум в четверть миллиона долларов.
Комментарии (0)
Оставить комментарий