Определимся с понятиями
На практике «доброе имя» организаций и предпринимателей оценивается показателями, которые свидетельствуют о выполнении ими обязательств, хозяйственных договоров, соглашений в установленные сроки и т. д.
Несмотря на то что данное словосочетание прочно вошло в хозяйственную жизнь компаний, в законодательстве нет четкого понятия «деловая репутация». Слово «репутация» в словаре С.И. Ожегова толкуется как сложившееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо. Следовательно, деловую репутацию можно определить так: общественная оценка профессиональной деятельности фирмы или предпринимателя.
А вот для бухгалтера деловая репутация – это не абстрактное понятие, а вполне конкретный актив, который имеет свою стоимость и должен отражаться в учете. Но сразу оговоримся, что объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится в случае купли-продажи предприятия.
Итак, деловая репутация относится к нематериальным активам организации. Это сказано в пункте 55 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Таким образом, он должен отражаться в финансовой отчетности.
В соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н, деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой фирмы и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Если балансовая стоимость покупаемого предприятия ниже номинальной стоимости имущественного комплекса по договору купли-продажи, то возникает положительная деловая репутация. Соответственно, если покупная цена фирмы ниже стоимости ее активов, деловая репутация признается отрицательной.
Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательная деловая репутация компании – скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, должного качества товаров, навыков маркетинга и сбыта.
Пример
ООО «Каскад» заключает договор купли-продажи ООО «Северянка». При этом собственнику ООО «Северянка» по договору была выплачена денежная сумма в размере 1 000 000 руб. Стоимость чистых активов по бухгалтерскому балансу ООО «Северянка» на последнюю отчетную дату составляет 950 000 руб. Таким образом, приобретаемая ООО «Каскад» деловая репутация ООО «Северянка» определяется как положительная, и ее стоимость составляет 50 000 руб. (1 000 000 – 950 000). Бухгалтер фирмы «Каскад» сделает такие проводки:
Дебет 08 субсчет «Приобретение предприятия» Кредит 76
– 1 000 000 руб. – отражены вложения в приобретение предприятия;
Дебет 08-5 Кредит 08 субсчет «Приобретение предприятия»
– 50 000 руб. – отражена положительная деловая репутация;
Дебет 04 Кредит 08-5
– 50 000 рублей – деловая репутация отражена в составе нематериальных активов.
Приобретенная деловая репутация организации амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления в бух-учете отражаются путем уменьшения ее первоначальной стоимости.
А как бухгалтер должен учесть отрицательную деловую репутацию? В первую очередь следует сказать о том, что покупка имущественного комплекса подлежит государственной регистрации (ст. 223 ГК РФ). Значит, право собственности у нового обладателя наступает с момента регистрации. Следовательно, отрицательную деловую репутацию в бух-учете фирмы-покупателя надо учесть на дату государственной регистрации договора купли-продажи компании. Такое мнение высказали инспекторы УМНС по г. Москве в письме от 16 мая 2003 г. № 23-10/2/26257.
Данный актив отражается в бухучете на счете 98 «Доходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Стоимость при судебном споре
Определять стоимость деловой репутации порой необходимо не только в связи с продажей компании, но и для иных целей. К примеру, для расчета стоимости иска при взыскании компенсации за распространение сведений, порочащих деловую репутацию. Как рассчитать цену «доброго имени» в данной ситуации?
Поскольку в законодательстве этот вопрос не урегулирован, можно применить порядок, закрепленный в ПБУ 14/2000. С учетом пункта 27 положения деловая репутация организации определяется как разница между покупной и балансовой стоимостью предприятия. Балансовую стоимость организации узнать легко. Значит, дело за определением продажной (покупной) цены фирмы. Так как в данной ситуации договор купли-продажи не заключается, следует приравнять покупную стоимость фирмы к рыночной. То есть к той цене, которую покупатель заплатил бы, если организация была бы выставлена на продажу.
«Доброе имя» у предпринимателя
Деловой репутацией может обладать и индивидуальный предприниматель. Однако при оценке стоимости деловой репутации физического лица раздел VI ПБУ 14/2000 неприменим. Поэтому решение вопроса о стоимости деловой репутации индивидуального предпринимателя по российскому законодательству носит субъективную окраску и оценка производится по личному усмотрению конкретных граждан.
Так, если в складочный капитал полного товарищества одним из участников вносится его личная деловая репутация, то ее оценка определяется соглашением всех товарищей и закрепляется в документе, подтверждающем внесение доли в общий капитал фирмы. На основании указанных сведений бухгалтер учитывает деловую репутацию в составе нематериальных активов.
Когда речь идет о распространении сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, то оценка причиненного морального вреда производится судом. При этом должны учитываться степень вины распространителя порочащих сведений и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Л. Сальникова, юрист
Комментарии (0)
Оставить комментарий