С 1 января 2006 года фирмы смогут учитывать свои расходы на скидки или премии, которые они выплачивают покупателям, в составе внереализационных расходов. Такое право им предоставил новый подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, который был введен Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ. Однако у многих бухгалтеров регулярно возникают вопросы, можно ли учесть скидки для «прибыльных» целей уже в текущем году.
Своей проблемой поделилась с коллегами участница форума www.buhgalteria.ru под ником «Kangaroo»:
«Наша фирма заключила с контрагентом договор поставки. Согласно документу, если партнер в текущем месяце покупает у нас товар на крупную сумму, в следующем он получит существенную скидку. Вопрос в том, могу ли я уменьшить прибыль на эту сумму?»
Вопрос «Kangaroo» недолго оставался без ответа. На него откликнулась «Lana»:
«Жаль, гарантированная возможность учесть скидки появится у фирм только с 1 января будущего года. Я считаю, в этом и предыдущих годах организации такого права не имеют. Ведь нигде в действующей редакции Налогового кодекса явно не прописана возможность уменьшать прибыль на суммы скидок».
«Taxman» высказал противоположное мнение:
«Не согласен с Lana. Список внереализационных расходов в статье 265 Налогового кодекса всегда был открытым. Убежден, в этом и предыдущих годах скидки можно было провести по подпункту 20 “Другие обоснованные расходы” пункта 1 этой статьи. Главное – оформить скидку документально (например, дополнительным соглашением к контракту) или прописать условия ее предоставления в тексте договора. Ведь скидка подразумевает, что цена договора меняется. Поэтому и оформлена она должна быть так же, как и сам контракт.
Теоретически на проверке вы можете сказать инспекторам, что соглашение о скидке заключили в устной форме. Гражданскому кодексу это не противоречит. Но в таком случае контролеры скорее всего переквалифицируют скидку в прощение части долга или даже в безвозмездную передачу. Естественно, они доначислят фирме налог на прибыль со всеми вытекающими».
С мнением участника «Taxman» трудно не согласиться. Но, как известно, чтобы уменьшить прибыль, расходы должны быть не только подтверждены документально, но и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Со скидками все ясно – организация предоставляет их партнерам, чтобы увеличить объемы продаж и, следовательно, упрочить свое положение на рынке.
А вот с премиями дело обстоит несколько сложнее. Их, как правило, выплачивают уже после того, как продавец реализовал товар, то есть потерял право собственности на него. Этим фактом иногда пользуются инспекторы, чтобы признать траты фирмы на премии экономически необоснованными.
Однако суды с ними не согласны. Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 25 октября 2004 г. по делу № КА-А40/9531-04 и от 2 сентября 2004 г. по делу № КА-А40/7737-04 судьи сообщили следующее. Если фирма тратит деньги с целью продвижения товара и увеличения объема продаж, такие расходы экономически оправданы. По аналогии предоставление компанией скидок и премий уменьшат ее прибыль.
На стороне организаций и Высший Арбитражный Суд. В письме Президиума ВАС РФ от 31 мая 1999 г. № 41 судьи отметили возможность организаций пользоваться изменениями в законодательстве применительно к предыдущим периодам. По мнению судей, цель нововведений – устранить неопределенность в том, как должна была применяться та или иная спорная норма.
«Lana» парировала:
«Свое мнение я основываю на письме Минфина от 15 июля 2005 г. № 03-03-04/1/79. В нем контролеры сообщили, что действующая редакция Кодекса не разрешает принимать к вычету скидки, бонусы и другие виды вознаграждений от продавца покупателю. Финансисты считают, что фирмы получат такое право только с начала будущего года».
Сомнения «Lana» вполне оправданы. Из текста документа, на который она сослалась, действительно можно сделать такой вывод. Однако вскоре после появления письма от 15 июля 2005 г. № 03-03-04/1/79 Минфин России выпустил новое – от 9 августа 2005 г. № 03-03-04/1/155. В этот раз финансисты высказали прямо противоположное мнение. Так, они посчитали, что расходы на скидки можно учитывать как внереализационные и сейчас. К тому же мнение о том, что скидки – внереализационный расход продавца и соответственно доход покупателя, финансисты высказывали еще в письме от 25 июля 2002 г. № 02-3-08/ 84-Ю216.
В дискуссию снова включилась «Kangaroo»:
«Спасибо большое за ответы, с налогом на прибыль я разобралась. Последую совету Taxman. Но теперь я сомневаюсь относительно допустимого размера скидки. На сколько я могу уменьшить цену товара, чтобы не придрались проверяющие?»
Своими мыслями поделился «Brick»:
«Скидки и премии прежде всего должны быть разумными и иметь выраженную деловую цель. Например, если поставщик купил у вас 100 яблок, а вы ему в качестве премии бесплатно выдадите еще 1000, готовьтесь к налоговым неприятностям».
Подпункт 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса дает инспекторам право контролировать цену сделок, если их сумма отклоняется больше чем на 20 процентов в ту или иную сторону от цены продажи аналогичных товаров другим покупателям. А в пункте 3 этой статьи говорится о том, что при определении рыночной цены нужно учитывать скидки. Поэтому, чтобы обезопасить себя от претензий проверяющих, доначисления налогов и пени, размер скидки или премии не должен превышать 20 процентов от цены товара.
Материал подготовил Д. Попов, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий