Напомним, в начале июля законодатели изменили некоторые положения главы 25 Налогового кодекса. Новая редакция при определенных условиях может повлиять на налоги, уплаченные еще в 2002 году.
И безусловно, на размер платежей 2005–2006 годов. Некоторые пункты вступят в силу только с 1 января 2007 года. Об основных изменениях рассказал представитель Управления налогообложения и прибыли (дохода) ФНС Владислав Синилов.
Расходы определим сами
По закону № 58-ФЗ компания теперь может самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых расходов (п. 1 ст. 318 НК). Изменения в указанную статью вступили в силу через месяц после его опубликования. Но применять их можно с начала года. Соответственно учетную политику на 2005 год в отношении прямых и косвенных расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), фирмы могли изменить еще летом. Однако Минфин только в октябре разъяснил, что это возможно (письмо от 21 октября 2005 г. № 03-03-02/117).
Часто возникает вопрос: что делать с оценкой остатков незавершенного производства (далее — НЗП)? В конце месяца их сумму включают в состав прямых расходов следующего месяца. Остатки НЗП на конец года пойдут в состав затрат на следующий отчетный период. Новая редакция статьи 319 Налогового кодекса говорит о том, что фирма может самостоятельно устанавливать порядок распределения прямых расходов на «незавершенку». Главное, что надо учесть, – это соответствие произведенных расходов изготовленной продукции. Отражая этот момент в учетной политике, помните также, что вы обязаны придерживаться установленного порядка в течение как минимум двух налоговых периодов.
Учтем затраты на охрану
Изменения в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса разрешили включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затраты на организацию безопасности. Законодатель уточнил, что услуги, оказываемые вневедомственной охраной при ОВД, вполне можно списать в этом порядке. Ранее данный момент считался спорным.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21 октября 2003 г. № 5953/03 был установлен порядок, по которому организации не могли уменьшать прибыль на такие расходы. Связано это с тем, что данные затраты посчитали средствами целевого финансирования. Соответственно в период с октября 2003 года по декабрь 2004-го признавать их было нельзя. Так как некоторые изменения 25-й главы можно начать применять 1 января 2005 года, то в уходящем году вы еще можете уменьшить прибыль, облагаемую налогом, на расходы по охране.
А как быть с частными охранными предприятиями (ЧОПами), которые не входят в систему органов внутренних дел? Для занятия такой деятельностью им необходима лицензия (ст. 1 закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1). Часто на практике, если ЧОП не может предъявить лицензию, налоговая инспекция исключает из расчета налога на прибыль расходы на оплату таких услуг. Это спорный вопрос. Закон не указывает в качестве обязательного условия для списания таких затрат наличие лицензии (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК). Судебная практика также подтверждает, что в этом случае компания может уменьшить прибыль (постановление ФАС Московского округа от 11 июня 2004 г. № КА-А41/4709-04). В бухгалтерском учете затраты на содержание охраны относят к расходам по обычным видам деятельности. Поэтому в соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» их списывают в том же отчетном периоде, в котором начисляли.
На руку компаниям
Ранее в составе внереализационных расходов нельзя было учесть проценты по реструктуризации налоговой задолженности. До внесения поправок в кодекс налоговые специалисты запрещали так поступать (письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2003 г. № 26-12/22729). В соответствии с новым порядком организации смогут уменьшить прибыль на такие затраты (ст. 256 НК).
Кроме того, изменен порядок налогообложения операций по передаче имущества в уставный капитал. Теперь как у акционера, так и у принимающей стороны не формируется ни доходов (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК), ни расходов (п. 3 ст. 270 НК). Статья 277 Налогового кодекса также не делает различий между этими операциями. Она устанавливает особенности вычисления налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный капитал фирмы.
Новая редакция закона по решению учредителей компании закрепила возможность договорной оценки. По старым правилам имущество оценивали либо по нулевой ставке, либо по остаточной стоимости у передающей стороны. Установленный порядок распространен на все случаи передачи имущества. В том числе когда в обмен вкладчик получает право на долевое участие в общей собственности (акции акционерного общества, доли в обществе с ограниченной ответственностью). Из наименования статьи в действующей редакции следует, что применять порядок можно только при передаче имущества в организации.
Существенные поправки касаются капитальных вложений в арендованное имущество. Как известно, в бухгалтерском учете данные объекты относят к основным средствам. Если арендатор производит неотделимые улучшения арендованного имущества, в его налоговом учете такие вложения будут признаны амортизируемым имуществом. Но только при условии, что арендодатель согласен с произведенными работами. Нормы амортизации устанавливают в соответствии со сроком полезного использования объекта основных средств, установленным арендодателем. Начислять амортизацию можно только в течение срока договора аренды.
Порядок амортизации указанного имущества будет зависеть от того, возместит собственник имущества стоимость вложений арендатору или нет. Новая редакция закона устанавливает амортизационную премию, которая предусматривает, что 10 процентов от стоимости капитальных вложений могут быть сразу отнесены на себестоимость. По правилам статьи 259 Налогового кодекса премия включена в состав прочих расходов. Для целей налогообложения этот вычет признают в составе расходов с месяца начисления амортизации (правило распространяется только на новые объекты).
Новый закон позволит списывать 100 процентов расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые не дали результата (ст. 262 НК). В настоящее время лимит отнесения этих затрат на себестоимость не превышает 70 процентов. Фирмы смогут учитывать такие расходы в течение двух лет, а не трех, как сейчас. Общественные организации инвалидов и организации, у которых более половины работников – инвалиды, а доля затрат на оплату их труда составляет не менее 25 процентов от общего фонда зарплат, смогут создавать резерв предстоящих расходов на обеспечение социальной защиты инвалидов.
Интересная ситуация складывается в отношении списания убытков прошлых лет. С 1 января 2007 го- да их разрешено в полном объеме включать в расходы текущего налогового периода. Статья 5 закона № 58-ФЗ исключает положение пункта 2 статьи 283 Налогового кодекса о списании убытка в размере не более 30 процентов, увеличив норматив до 50 процентов. Однако возникает вопрос, в каком размере это можно будет делать в 2006 году. Дело в том, что, с одной стороны, статьей установлено: в 2006-м вся сумма переносимого убытка ни в одном отчетном (налоговом) периоде не должна превышать 50 процентов налоговой базы. В то же время, с другой стороны, норма о действующем ныне лимите убытков будет исключена из кодекса лишь с 1 января 2007 года. Очевидно, следует ждать дополнительных официальных разъяснений по данному вопросу либо новых поправок в статью 283 Налогового кодекса.
Дадите скидку – заплатите меньше налогов
Другое изменение закона важно для организаций, предоставляющих покупателям скидки и (или) выплачивающих премии при выполнении определенных условий договора, в частности объема покупок. Благодаря введенному подпункту 19.1 в пункт 1 статьи 265 Налогового кодекса данные суммы смогут уменьшать налогооблагаемый доход независимо от того, когда продавец предоставляет скидку: сразу после отгрузки товара или по итогам года. Напомним, что сейчас налоговое ведомство именно в зависимости от этих обстоятельств разрешает или запрещает учесть скидку в расходах (письмо ФНС от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8).
Обратите внимание: для принятия указанных расходов договор с покупателем необходим. Если в нем предусмотрено снижение цены при определенных условиях, такая сумма будет скидкой. Эти пункты соглашения должны быть очевидны: после того как скидка предоставлена, цена товара – это новая цена с учетом льготы. В случае премирования покупателя в соответствии с рекламной политикой организации-продавца данную сумму квалифицируют как премию. Для этого в договоре или в дополнительном соглашении к нему нужно прописать условия о праве покупателя на получение премии по итогам отчетного периода, о ее установлении в целях увеличения сбыта продукции; порядок расчета данной суммы и условия ее выплаты.
Лизинг – минимизация налогов?
Кроме того, с 1 января 2006 года лизингодатели смогут учитывать затраты на приобретение имущества, которое передано на баланс лизингополучателя (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). Уточнения внесены с целью определения порядка признания таких расходов. Ранее лизингодатели могли уменьшать доходы от предоставления имущества на затраты по его приобретению лишь в момент перехода права собственности на него к лизингополучателю по окончании срока действия договора лизинга (письма МНС от 4 февраля 2004 г. № 02-5-10/2 и от 5 августа 2004 г. № 02-5-10/49). Списать затраты путем начисления амортизации было невозможно. Теперь указанные расходы признают в тех отчетных периодах, в которых договором предусмотрены лизинговые платежи, и учитывают пропорционально их сумме (п. 8.1 ст. 272 НК).
Пример
ООО «Ремит» заключило договор лизинга на общую сумму 250 000 руб. Платежи будут вносить в течение 10 лет ежеквартально равными долями в сумме 6250 руб.(250 000 руб. : 10 лет/ 4 кварт.). Следовательно, затраты на приобретение лизингового имущества можно списывать в расходы ежеквартально в размере 6250 руб.
Т. Бартенева
Комментарии (0)
Оставить комментарий