Используем имущество с выгодой

Используем имущество с выгодой

19.01.2006   |   0Оставить комментарий
Директор считает, что у фирмы слишком большая прибыль и требует ее уменьшить. В книге «Годовой отчет – 2005» под редакцией Владимира Мещерякова вы найдете несколько законных способов сделать это. Рассмотрим один из них.

Автомобили, оргтехника, мебель, оборудование – все это из месяца в месяц снижает облагаемую налогом прибыль лишь на какие-то небольшие суммы. И вот наступает время, когда имущество себя «исчерпывает» – его стоимость полностью переносится на расходы. В налоговом плане оно становится бесполезным. Однако есть способ ежемесячно уменьшать прибыль на суммы, значительно превышающие амортизационные отчисления, и делать это сколь угодно долго.

Суть схемы

Передайте какое-либо оборудование своему компаньону на «упрощенке», который платит 6 процентов от своих доходов, а затем это оборудование арендуйте. Причем вы с партнером будете иметь общий интерес и, так скажем, общий бюджет. Иными словами, индикатором эффективности совместных действий станет снижение налогового бремени двух фирм: своей и партнера.

Арендные платежи будут уменьшать вашу налогооблагаемую прибыль (п. 10 ст. 264 НК РФ) и в то же время увеличивать доходы «упрощенца», облагаемые по символической ставке 6 процентов. Эти платежи должны быть больше суммы амортизационных отчислений.

Например, на предприятии числится автомобиль, который каждый месяц уменьшает прибыль на 1000 рублей. Выгоднее взять его в аренду, скажем, за 12 000 рублей в месяц и без проблем отражать эту сумму в налоговом учете. Эффект значительно увеличится, если автомобиль уже самортизирован: ведь затраты, связанные с ним, снизят налог на прибыль повторно. Отметим, что схема это абсолютно «белая», без криминала. Рассмотрим ее подробнее.

Передаем оборудование

Чтобы не платить НДС, передачу основного средства необходимо оформить как взнос в уставный капитал (п. 12 ст. 149 НК РФ). Если вы будете создавать фирму под эту схему, лучше внести имущество на этапе ее создания. В противном случае в налоговой инспекции придется регистрировать изменения в учредительных документах (изменение состава учредителей партнера на «упрощенке»).

Обратите внимание на важный момент: доля участия вашей фирмы в уставном капитале вспомогательной организации не должна превышать 20 процентов. Иначе, во-первых, вас с компаньоном признают взаимозависимыми лицами, а значит, налоговики смогут контролировать цены по сделкам между вами. Во-вторых, если вклад вашей фирмы будет чуть больше 25 процентов уставного капитала вспомогательной, последняя утратит право применять упрощенный режим (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

К примеру, если уставный капитал «упрощенца» равен 10 000 рублей, основные средства в качестве вклада ему следует передать максимум на сумму 2000 рублей. Причем фактическая их стоимость значения не имеет. Иными словами, автомобиль «Лексус» стоимостью 30 000 долларов вы можете внести в чей-либо уставный капитал как вклад в размере 2000 рублей. Никто не сможет признать сделку недействительной.

Звать независимого оценщика для определения рыночной стоимости не надо. Он нужен, когда речь идет исключительно о неденежном вкладе на сумму свыше 200 МРОТ (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Заключаем договор

Итак, право собственности на имущество перешло к фирме-партнеру. Пришло время его арендовать, для чего вы подписываете договор. Таким образом, объект вернулся уже в виде арендованного имущества. Сумму договора рассчитайте самостоятельно. Скажем лишь: чем она больше, тем больше экономия.

Для достижения максимального результата вы можете нарочно нарушать условия договора. К примеру, не перечислять арендные платежи или перечислять их с опозданием. В договоре надо предусмотреть за это суровое наказание – большой штраф. Заметим, что верхнего предела его величины не существует.

Расчет делается на то, что сумма неустойки уменьшит налогооблагаемую прибыль вашей компании как внереализационный расход (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем если вы работаете по методу начисления, то для уменьшения налога на прибыль вполне достаточно будет факта признания задолженности. А партнер на «упрощенке» заплатит 6-процентный налог, лишь когда получит эти деньги.

Как видим, в итоге ваша фирма включила в налоговые расходы сумму арендных платежей (и может включить еще неустойку), а партнер увеличил на нее свои доходы. Какая получилась экономия, покажет пример.

Пример

ЗАО «Актив» считает налог на прибыль по методу начисления. На балансе фирмы числится станок первоначальной стоимостью 1 000 000 руб. Он входит в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Руководитель установил этот срок равным 100 месяцам. Учетной политикой закреплен линейный способ амортизации. По состоянию на январь остаточная стоимость оборудования составила 100 000 руб.

Ситуация 1.

«Актив» платит налоги в обычном порядке. Ежемесячная сумма амортизации по станку равна 10 000 руб. (1 000 000 руб. : 100 мес.).

Таким образом, в январе сумма налога на прибыль была снижена на 2400 руб. (10 000 руб. x 24%).

Ситуация 2.

«Актив» регистрирует фирму на «упрощенке». Ею является ООО «Пассив». Чтобы впоследствии не вносить изменения в учредительные документы, оно регистрировалось как компания с двумя учредителями. Один из них – «Актив», который передал станок в уставный капитал (его размер 10 000 руб.) в качестве вклада в размере 2000 руб. «Пассив» платит единый налог по ставке 6 процентов от суммы доходов.

После регистрации он заключает с «Активом» договор и сдает ему станок в аренду. По соглашению «Актив» платит арендные платежи (60 000 руб.) ежемесячно. Поскольку они входят в налоговые расходы, бухгалтер «Актива» в январе уменьшил налог на прибыль на сумму:

60 000 руб. x 24% = 14 400 руб.

В то же время у «Пассива» образуется ежемесячный доход 60 000 руб. С него фирма заплатит государству единый налог:

60 000 руб. x 6% = 3600 руб.

Таким образом, экономия на налоговых платежах двух организаций в целом составит 10 800 руб. (14 400 – 3600). А это в 4,5 раза больше, чем в ситуации 1.

Ситуация 3.

«Актив» нарушает договор аренды. Его условиями определено, что «Актив» должен платить за аренду не позднее 10-го числа каждого месяца. Иначе – неустойка в двукратном размере от суммы ежемесячного платежа (то есть 120 000 руб.).

«Актив» в январе специально нарушает договор, и у него возникает перед «Пассивом» задолженность по уплате неустойки. Эти деньги никуда не перечисляются.

Поскольку «Актив» работает по методу начисления, 120 000 руб. бухгалтер отразил в налоговом учете. То есть налог на прибыль в январе был снижен на 28 800 руб. (120 000 руб. x 24%).

Так как деньги за нарушение договора «Пассиву» фактически не поступили, он не заплатил никаких налогов (кассовый метод). Предупредим вас, что эта схема имеет некоторый изъян. Ведь фирму на «упрощенке» необходимо зарегистрировать. К тому же степень доверия между вами и партнером должна быть достаточно высокой. Ведь ничто не мешает ему после получения в свой уставный капитал дорогостоящего оборудования не сдавать его в аренду. Он может оставить имущество у себя в собственности и выплатить вам символическую сумму – действительную долю в уставном капитале. Поэтому будьте разборчивее при выборе компаньонов.

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
3973 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.