Когда фирма начинает применять упрощенную систему налогообложения, работа бухгалтера значительно облегчается. Однако некоторыми требованиями законодательства пренебрегать нельзя.
Не все так просто
«Упрощенцы» избавлены от обязанности вести бухучет (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), за исключением учета основных средств и нематериальных активов. При этом нужно руководствоваться ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000. В этих нормативных актах предусмотрены различные способы начисления амортизации. Выбранный метод необходимо зафиксировать в учетной политике. Также в ней следует раскрыть информацию о правилах определения срока полезного использования имущества. Например, при учете основных средств фирма может исходить из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с его производительностью или мощностью (п. 20 ПБУ 6/01). Для нематериальных активов предприятие вправе взять за основу срок использования объекта, в течение которого организация будет получать экономические выгоды либо, к примеру, срок действия патента или свидетельства (п. 17 ПБУ 14/2000).
Согласно пункту 18 ПБУ 6/01, основные средства стоимостью не более 10 000 рублей, а также книги, брошюры можно списывать на расходы сразу. Это тоже надо отразить в учетной политике.
По мнению Минфина России, после перехода на «упрощенку» нет необходимости вести учет имущества на синтетических счетах и применять метод двойной записи (письмо от 29 января 2003 г. № 04-02-05/3/1). Достаточно оформления первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Поэтому в учетной политике следует указать формы первичной документации. Так, фирма может пользоваться унифицированными бланками. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (по учету основных средств), от 30 октября 1997 г. № 71а (по учету нематериальных активов). Если бухгалтеру придется оформлять операции, для которых не предусмотрены типовые формы, документы можно составить самостоятельно. Главное, чтобы они содержали необходимые реквизиты, которые перечислены в пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.
Кроме того, в учетной политике следует записать правила документооборота и технологию обработки учетной информации. Эти положения организация вправе разработать самостоятельно. Например, можно указать перечень лиц, ответственных за оформление документов при совершении определенных операций, сроки, в течение которых бумаги должны быть составлены и представлены в бухгалтерию или другие структурные подразделения организации, наименование программного продукта, с помощью которого осуществляется учет и т. п.
Для контроля за имуществом в фирме проводят инвентаризацию. В отдельных случаях имущество пересчитывают в обязательном порядке. Например, при составлении годовой отчетности или при смене материально-ответственных лиц. Об этом говорится в пункте 2 статьи 12 Закона № 129-ФЗ*. При желании фирма может проводить инвентаризацию чаще, сделав соответствующую запись в учетной политике.
Как видите, учетную политику для целей бухгалтерского учета придется составить, даже применяя упрощенную систему налогообложения. Документ утверждают приказом (распоряжением) руководителя до начала нового года. Вновь созданной организации необходимо принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации (п. 10 ПБУ 1/98).
Некоторые «упрощенцы» ведут бухгалтерский учет не только по основным средствам и нематериальным активам, а по всем операциям. В этом случае они составляют учетную политику в полном объеме.
Выбираем и записываем
Главой 26.2 Налогового кодекса предусмотрены два объекта обложения единым налогом. Если фирма выбрала «доходы», оформлять «налоговую» учетную политику не нужно. В этом случае отсутствует возможность выбора элементов налогообложения.
Если предприятие считает единый налог с разницы между доходами и расходами, то в «налоговой» учетной политике нужно указать способ учета тех затрат, которые имеют варианты списания. К таковым, в частности, относятся материальные расходы. Их нужно учитывать в порядке, предусмотренном статьей 254 Налогового кодекса. Оценка сырья и материалов производится одним из следующих методов:
Аналогичные методы оценки применяются с 2006 года и при списании расходов по стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Выбранный способ отражают в учетной политике. Это еще раз подтверждает то, что такой документ «упрощенцам» необходимо составить.
Сдавать или не сдавать?
Ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не содержат норм, которые обязывают «упрощенцев» представлять в налоговые ведомства свою учетную политику. Следовательно, это внутренний документ фирмы.
Вместе с тем, как отметили столичные контролеры, во время проверки инспектор может потребовать документы, необходимые для ревизии. Такое право предусмотрено статьей 93 Налогового кодекса. И учетная политика как раз входит в число таких «необходимых» документов (письмо УМНС по г. Москве от 26 февраля 2004 г. № 21-09/12333).
Стало быть, «упрощенцам» следует принять учетную политику. Во-первых, для того, чтобы избежать штрафа. Ведь инспекторы могут наказать фирму за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля согласно статье 126 Налогового кодекса и статье 15.6 Кодекса об административных правонарушениях.
Во-вторых, с помощью учетной политики можно доказать правомерность учета имущества и операций в том порядке, который установила фирма.
* О том, как провести инвентаризацию, мы рассказали в ПБ № 12, 2005
О. Светлова, налоговый консультант
Комментарии (0)
Оставить комментарий