Прошедший год ознаменовался большой неразберихой в вопросе уплаты земельного налога. Это было связано с тем, что одновременно действовали два нормативных акта: глава 31 Налогового кодекса «Земельный налог» и Закон от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее – Закон № 1738-1).
Чтобы говорить об обязанностях фирмы, необходимо прежде всего определить, какой нормативный акт применялся на конкретной территории в течение 2005 года – «старый» закон или «новая» глава. Некоторые муниципальные образования успели принять закон о земельном налоге в соответствии с Налоговым кодексом. К таковым, например, относится столица. С 2005 года здесь действует Закон от 24 ноября 2004 г. № 74.
Если же в вашем муниципальном образовании этого не произошло, то при составлении отчетности за 2005 год, определении сроков ее сдачи и т. п. необходимо руководствоваться положениями Закона № 1738-1. Однако с 1 января 2006 года этот документ окончательно утратит силу (п. 2 ст. 2 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ). В то же время глава 31 не начнет действовать «автоматически» – для этого нужно соответствующее решение местных властей. Поэтому муниципалитеты, не желая потерять законные доходы, всерьез озаботились принятием необходимых нормативных актов. Чтобы узнать о порядке, который действует в 2006 году, бухгалтеру необходимо внимательно следить за новинками местного законодательства.
Кого ждут в инспекциях
А пока вернемся к прошедшему году и расскажем, как правильно завершить сдачу «земельной» отчетности. Итак, если на территории вашего муниципалитета в 2005 году применялся Закон № 1738-1, то за весь период вам необходимо было представить в инспекцию только один отчет – Налоговую декларацию по земельному налогу, утвержденную приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/725. Крайний срок ее сдачи пришелся на 1 июля 2005 года (ст. 16 Закона № 1738-1).
Для тех, чьи участки земли расположены на территориях, где действует глава 31 Налогового кодекса, предусмотрены другие формы и другие сроки. Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал, полугодие, 9 месяцев), организации должны были представить налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу. Его форма установлена приказом Минфина России от 19 мая 2005 г. № 66н. Правда, при введении налога местные власти вправе были не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ). В этом случае не нужно сдавать промежуточную отчетность.
До 1 февраля 2006 года включительно в инспекциях от фирм ждут годовую декларацию по земельному налогу (п. 3 ст. 398 НК РФ). Форма декларации и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 124н. Данные для примера заполнения этого документа приведены ниже.
Пример
ЗАО «Наука» владеет земельным участком в г. Москве на праве долевой собственности. Доля «Науки» в общей площади участка составляет 0,4. С 1 января 2005 года уплата земельного налога в столице регулируется главой 31 Налогового кодекса и Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74. Код земельного участка по ОКАТО – 44531000000, кадастровый номер участка – 14:13:12345:0001 (значения условные). Участок относится к производственным землям, расположенным в пределах поселений (код категории земель – 003002000090). На 1 января 2005 года кадастровая стоимость участка равнялась 1 000 000 руб. При этом 10 процентов участка, принадлежащего «Науке», занято спортивным объектом, который используется по целевому назначению. Для таких участков подпунктом 4 пункта 1 статьи 3.1 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 предусмотрено освобождение от налога (код льготы – 3022300). Налоговая ставка для данной категории земель составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости. Земельным участком «Наука» владела полный год, поэтому коэффициент К2 равняется 1. Льгота также применялась на протяжении всего 2005 года, следовательно, значение показателя К1 – единица.
Налоговую базу бухгалтер ЗАО «Наука» рассчитает так:
1 000 000 руб. x 0,40 – 1 000 000 руб. x 0,40 x 0,10 x 1 = 360 000 руб.
Сумма земельного налога за 2005 год составит:
360 000 руб. x 1,5% x 1 = 5400 руб.
Сумма авансовых платежей, внесенных за 2005 год, равна 4050 руб. По итогам года нужно будет уплатить 1350 руб. (5400 – 4050). Срок перечисления налога в соответствии с земельным налогом г. Москвы – не позднее 1 февраля. Однако в других муниципальных образованиях в зависимости от решения местных властей он может быть перенесен на более поздний срок (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Счастливым покупателям посвящается
Тем, кто недавно стал землевладельцем либо только планирует приобрести земельный участок или здание, следует обратить внимание на несколько важных моментов.
Во-первых, фирмы-владелицы недвижимого имущества (в том числе и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения (п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).
Во-вторых, обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 03-06-02-04/75).
В-третьих, при покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли. И, следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщил в письме от 12 сентября 2005 г. № 03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 № 11.
И, наконец, если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 1 сентября 2005 г. № 03-06-02-02/74).
внимание
Многие фирмы арендуют помещения. Некоторые инспекторы считают, что компания должна заплатить земельный налог. Если вы столкнулись с подобным заявлением, знайте: арбитры не поддерживают ревизоров (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июля 2005 г. по делу № А26-108/2005-217).
В ходе разбирательства контролеры сослались на пункт 2 статьи 652 Гражданского кодекса. В нем сказано, что если договором не определено право арендатора на соответствующую часть земельного участка, то к нему переходит право пользования. Поэтому, по мнению проверяющих, арендатор должен заплатить земельный налог.
Однако судьи рассудили по-другому. Они заявили, что земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов (ст. 1 Закона № 1738-1, ст. 388 НК РФ). Пунктом 2 статьи 652 Гражданского кодекса предусмотрены условия перехода прав на земельный участок по договору аренды зданий и сооружений. У арендатора помещения не возникает каких-либо прав на землю.
А. Балашова, гл. бухгалтер
Комментарии (0)
Оставить комментарий