Организации должны ставить на учет в инспекциях свои обособленные подразделения по месту их нахождения (п. 1 ст. 83 НК РФ). На это кодекс отводит фирме один месяц после создания отделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Соответствующее заявление (п. 1 ст. 84 НК РФ) нужно подать в инспекцию по форме № 09-1-1. Она утверждена приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178. Инспекторы регистрируют филиал и выдают уведомление о постановке его на учет в течение пяти дней (п. 2 ст. 84 НК РФ).
А в пункте 2 статьи 23 Налогового кодекса сказано, что организация должна также в течение месяца проинформировать и инспекцию по месту своего учета обо всех созданных ей «обособленцах». Для этого служит форма № С-09-3 (утверждена приказом МНС России от 2 апреля 2004 г. № САЭ-3-09/255).
К сожалению, кодекс не освещает многие важные вопросы, которые возникают на практике у фирм, открывших «обособленца» или только собирающихся сделать это. Ответам на них посвящена наша статья.
Регистрироваться или нет?
В Гражданском кодексе понятие обособленного подразделения раскрыто в статье 55 – это представительство или филиал фирмы. Последний может полностью или частично выполнять функции головной конторы, а первое – только представлять ее интересы. Оба вида «обособленцев» должны располагаться вне местонахождения основной фирмы.
Налоговый кодекс определяет «обособленность» по-другому. Для целей налогообложения неважно, указан ли филиал (представительство) в учредительных документах фирмы, как требует пункт 3 статьи 55 Гражданского кодекса, есть ли у него собственный расчетный счет. Подразделение будет обособленным, если для него одновременно выполняются два условия – оно территориально отделено от главной фирмы и имеет стационарные рабочие места, на которых персонал трудится дольше одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Однако кодекс не дает четкого определения понятию «территориальная обособленность». Поэтому у бухгалтеров фирм, которые арендовали, например, офис на соседней улице, неизбежно возникает вопрос: нужно ли ставить отделение на учет? К сожалению, однозначно ответить на него нельзя.
С одной стороны, чиновники считают, что если отдел находится не по адресу, указанному в учредительных документах организации, он будет считаться обособленным подразделением. Такой вывод следует из писем Минфина России от 11 апреля 2005 г. № 03-06-06-03/18 и от 25 августа 2004 г. № 03-01-10/3-105. В первом из них контролеры сообщили, что если подразделение организации находится на «подвластной» другой инспекции территории в пределах одного населенного пункта, оно будет обособленным. А во втором обязали фирмы повторно становиться на учет в одной и той же инспекции, так как филиал будет учтен по другому основанию, чем главная фирма.
С другой стороны, существует мнение судей. Например, арбитры ФАС Московского округа в постановлении от 15 июля 2002 г. по делу № КА-А40/3802-02 отметили, что место нахождения организации указано в ее регистрационном свидетельстве. Поэтому тот факт, что в городе может быть несколько налоговых инспекций, не означает, что фирма обязана регистрироваться на территории каждой из них, если ведет там деятельность – ведь она уже «учтена» по месту нахождения. А ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 1 февраля 2005 г. по делу № А26-8318/04-21 сделал следующий вывод. Повторно вставать на учет в одной и той же инспекции по другому основанию не нужно, так как в статье 83 Налогового кодекса об этом ничего не сказано.
Организации придется выбрать, какой позиции следовать. Если не ставить «обособленца» на учет на территории местной налоговой, судебных споров с контролерами избежать вряд ли удастся. Но поскольку ситуация с постановкой подразделений на учет в законодательстве четко не прописана, можно апеллировать к пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса. Согласно ему, все неточности законодательства нужно толковать в пользу фирмы.
А был ли филиал?
Второй признак обособленного подразделения, согласно статье 11 Налогового кодекса, – наличие стационарных рабочих мест – также вызывает вопросы у бухгалтеров. Во-первых, неясно, идет речь лишь об одном рабочем месте или обязательно о нескольких. Позиция инспекторов по этому вопросу следующая. Несмотря на то что признак обособленности – «стационарные рабочие места» – указан во множественном числе, наличие даже одного работника – повод регистрировать отделение в налоговой. По мнению проверяющих, такая необходимость вызвана формулировкой той же 11 статьи, которая дает определение стационарному рабочему месту в единственном числе (письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912). Суды в данном случае согласны с точкой зрения инспекторов (например, постановления ФАС Московского округа от 23 января 2003 г. по делу № КА-А41/9052-02 и от 10 октября 2002 г. по делу № КА-А40/6733-02, Северо-Западного округа от 27 мая 2002 г. по делу № А26-6342/01-02-12/178).
Еще один актуальный вопрос вызван тем, что понятие «рабочее место» в Налоговом кодексе не определено. Поэтому нужно обратиться к Трудовому кодексу (п. 1 ст. 11 НК РФ). Там сказано, что рабочее место должно прямо или косвенно находиться под контролем фирмы, а сотрудник должен присутствовать на нем или прибывать туда для выполнения работы. В свою очередь сотрудник – человек, заключивший с организацией трудовой договор (ст. 16 ТК РФ). Поэтому избежать регистрации «обособленца» на законном основании можно, если нанять персонал для филиала по гражданско-правовым договорам. Еще одна законная «лазейка» кроется в обязательной характеристике «обособленного» рабочего места – его необходимо оборудовать (ст. 11 НК РФ). Причем это должна сделать организация (ст. 22 ТК РФ). Иначе говорить об образовании обособленного подразделения нельзя.
Штраф за скрытность
В статье 116 Налогового кодекса предусмотрен штраф за несоблюдение срока подачи заявления о постановке «обособленца» на учет. Согласно первому пункту этой статьи, инспекторы возьмут с фирмы 5000 рублей, если она опоздала с регистрационными документами на срок до 90 дней. Штраф по второму пункту в два раза больше – 10 000 рублей. Организации придется заплатить его, если она просрочит регистрацию больше чем на 90 дней. День образования подразделения можно определить по документам, которые подтверждают начало его работы. Обратите внимание: одного договора аренды нового офиса или приказа директора о создании филиала для этого недостаточно. Ведь в данном случае не будет соблюдено второе условие «обособленности» – наличие оборудованных рабочих мест. Поэтому, если инспекторы предъявят к фирме претензии только на основе, например, решения о создании подразделения или договора аренды нового офиса, имеет смысл оспорить штраф в суде. Так, арбитры встали на защиту фирм в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 30 сентября 2005 г. по делу № А82-9528/2004-29, ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2005 г. по делу № Ф04-5174/2005(13808-А27-35), ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2005 г. по делу № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1) и многих других.
По статье 117 Налогового кодекса инспекторы наказывают организации и коммерсантов, которые не только запоздали с регистрацией «обособленца», но и начали работать без нее. Согласно первому пункту статьи, штраф составит 10 процентов «теневых» доходов, но не менее 20 000 рублей, в случае, если филиал работал «в тени» не больше трех месяцев. Штраф по второму пункту больше – 20 процентов от доходов, если неучтенный «обособленец» работал дольше этого времени.
Д. Попов, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий