Алкогольная лихорадка
— Ну, как у вас дела с магазином? Как доходы, хорошие?
Оказывается, подобный вопрос можно услышать даже в налоговой. Правда, из уст инспектора он звучал, по меньшей мере, наивно. Хотя и ответ на него был получен соответствующий.
— Как вам сказать... не очень, — пожаловалась посетительница. — Теперь вообще не знаем, что с нами будет. Вы же слышали об этом «алкогольном» законе...
— Да-да, сложностей, конечно, прибавилось, — вздыхая, согласилась инспектор в окошке.
Предприниматель Наталья Жернакова — постоянный посетитель ИФНС № 37, так что подобные «задушевные» разговоры с сотрудниками налоговой вошли в привычку.
— Даже они нам сочувствуют, — поделилась женщина. — Я недавно перерегистрировалась с ЗАО на индивидуального предпринимателя, а теперь надо обратно: частнику ведь придется туго.
Перемены на алкогольном рынке не обсуждает, наверное, только ленивый. Все бухгалтерские форумы засыпаны возмущенными комментариями, репликами и добрыми советами по этому вопросу. Трудности наступили практически для всех компаний.
Предпринимателя Александра Дорофе- ева, несколько лет занимающегося продажей алкоголя, сложившаяся ситуация вообще поставила в тупик.
— Я пока не знаю, что делать. Но товарищи по несчастью советуют открывать ООО, а потом свои магазины сдавать в аренду своей же фирме.
Алкогольными новинками, мягко говоря, удивлены и сотрудники крупных компаний. Бухгалтер столичной оптовой фирмы Анатолий Мамонтов в шоке от новых правил.
— Большинство наших клиентов — индивидуальные предприниматели. Законодатели преподнесли им не самый приятный подарок — с 1 января их лицензии больше не действуют. Теперь частникам придется создавать ООО и получать новые разрешения. Многие из-за бумажной волокиты просто не успевают оформить все документы, а некоторые и вовсе не знают об этом законе. В результате оптовики сейчас реально теряют солидную часть своих клиентов.
Но, пожалуй, сильнее всего законодательный кнут ударил по производителям. С нового года изготовление водки в России приостановлено. Причина — новая редакция Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя», которая вступила в силу с января этого года. Чиновники ввели другие акцизные марки, однако компании их до сих пор не получили. Чтобы разобраться, как выглядит ситуация на самом деле, корреспондент «Московского бухгалтера» обратилась в пресс-службу крупного ликеро-водочного завода. Оказалось, что всю первую половину января предприятие простаивало.
— В целом в законе много плюсов. Но и минусов достаточно, — говорит руководитель пресс-службы группы «Русский алкоголь» Жанна Олейник. — Например, из-за того, что некоторые решения принимались не сразу, запоздала и выдача марок нового образца. Пока мы даже предположить не можем, когда их получим. Надеемся, что в этом месяце — все зависит от ФНС.
Как стало известно «Московскому бухгалтеру», выдачей новых марок сейчас занимается межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 3. Естественно, мы обратились туда. Однако ни помощники, ни заместители руководителя инспекции ничего определенного нам так и не сказали. Отправляли из одного кабинета в другой. В конце концов, мы получили ответ от руководителя налоговой. Правда, он оказался лаконичен и сух: «Комментариев не даем».
Соль закона
Самыми важными изменениями производители и оптовики считают то, что акцизных складов и региональных специальных марок больше не будет. Во многих столичных компаниях возникла паника: непонятно, куда же девать уже закупленные. Некоторые даже развешивают объявления — хотят продать ненужную продукцию. Только желающих приобрести устаревшие марки пока, разумеется, нет.
Кроме этого в законе прописали уро-вень минимального размера уставного капитала компаний. Для производителей спирта и другой алкогольной продукции, а также предприятий, занимающихся оборотом, он должен составлять не менее
10 миллионов рублей. К изготовителям водки требование еще жестче. Для них нижняя граница — 50 миллионов. В розничной торговле уставный капитал должен быть не более 1 миллиона рублей. Уже известно, что для Москвы установлена верхняя планка, то есть миллион рублей. В других регионах уставный капитал может быть меньше. Точную цифру будет вводить каждый субъект России в отдельности.
Но и на этом нововведения не исчерпываются. На каждой бутылке спиртного должен быть штрихкод с информацией о товаре. Кстати, с 2006 года акцизные марки наносятся на территории нашей страны, а не там, где производят продукцию.
Таким образом, правительство всерьез взялось за «алкогольные» фирмы. По словам законодателей, они решили усилить контроль за рынком, чтобы наконец-то защитить потребителя от подделок. Председатель подкомитета по налогам Наталья Бурыкина отметила следующее:
— В России такой бардак из-за этилового спирта, что пора наводить порядок. Лично я хочу, чтобы население не меньше пило, а меньше травилось. Конечно, в нашей стране всегда найдут способ продать «левый» спирт. Но благодаря маркировке на каждой бутылке найти подделку будет легче.
Несмотря на то что Федеральный закон вступил в силу с нового года, есть одно «но» — некоторые положения начнут действовать лишь спустя полгода (см. таблицу). Как раз этот промежуточный период и смущает многих предпринимателей. Они не могут понять, когда же им ждать штрафов — с 1 января или все-таки с 1 июля.
Водку без компьютера не продавать!
1 июля 2006 года начнет действовать Единая государственная автоматизированная информационная система учета оборота алкоголя (ЕГАИС). С ее помощью контролеры станут отслеживать весь путь горячительных напитков — от производителя до потребителя. Спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию станут изымать из оборота тогда, когда реализация не зафиксирована в ЕГАИС.
Цель ясна — облегчить работу проверяющим. Но большинству бизнесменов непонятно, как система будет действовать на практике. Некоторые частные предприниматели поняли внедрение ЕГАИС по-своему.
— Получается, что теперь все фирмы должны установить в магазинах компьютеры, да еще и программу приобрести. Вот вам и пожалуйста: говорят, что облегчают нам жизнь, а на самом деле... Думаю, это выльется в лишнюю трату денег и хождение по налоговым, — негодует предприниматель Владимир Анд-реев. — Но делать нечего, придется покупать компьютер — штрафы обойдутся дороже.
Неудивительно, что подобные требования вызвали панику среди торговцев. Как можно все выполнить за такой сжатый период? На этот счет есть много мнений. Предприниматель Михаил Ивлев считает, что в российском бизнесе трудно строить планы на будущее:
— Я был уверен, что смогу работать по своей лицензии еще 2 года. Теперь она недействительна. Депутаты приняли закон, и за короткий срок мы должны успеть перестроиться. Хотелось бы напомнить чиновникам, что в европейских странах о нововведениях предупреждают за 3 года. А у нас нельзя быть уверенным даже в завтрашнем дне.
Однако, как оказалось, на практике не все так страшно. Пока, правда, еще до конца не ясно, как будет работать система, но версии уже есть. Так, при подготовке законопроекта предполагалось, что оптовые организации станут представлять в ЕГАИС сведения об объемах оборота алкоголя с помощью программ складского учета. Информацию о розничной реализации алкоголя включать в ЕГАИС не будут. Вместо этого таким предприятиям придется сдавать статистическую отчетность в Росстат и декларации — региональным администрациям (если соответствующий субъект РФ введет декларирование розницы).
Затем информация из ЕГАИС поступит в региональные подразделения налоговой службы, а потом в обобщенном виде — в общий информационный центр. Курировать разработку и внедрение системы, устанавливать технические требования к оборудованию, счетчикам, маркам, содержанию штрихкода, вероятно, будет Минфин.
Без 100 грамм не разберешься
Если организации как-то пытаются справиться с навалившимися трудностями, то индивидуальным предпринимателям можно уже не переживать. Им просто перестали выдавать лицензии с нового года.
А с 1 июля частникам и вовсе запретят продавать алкоголь.
Конечно, сейчас всех волнует вопрос: «Как успеть до лета продать все бутылки с марками старого образца?» Особенно это касается спиртного класса премиум. Ведь многие продукты стоят на полках по нескольку лет из-за своей дороговизны. Поэтому все надеются, что депутаты продлят период действия старых акцизов. Но большинство бизнесменов относятся к этому скептически.
— Спасибо депутатам, что хоть дали нам срок до июля, — с сарказмом заявила индивидуальный предприниматель Маргарита Осокина. — Думаю, что выживут сильнейшие, в частности сетевики. А для нас — полусухой закон.
Однако среди московских бизнесменов встречаются и оптимисты. Предприниматель Владимир Липкин нашел для себя два способа решения проблемы:
— Нужно будет продавать по более низким ценам. Конечно, не хотелось бы, ведь это сильно ударит по бизнесу. Есть еще один выход, более веселый (если в данной ситуации вообще уместны шутки). Все запасы можно выпить. Только потом наступит тяжелое похмелье. И в прямом, и в переносном смысле слова.
Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2006 года
Изменения, которые вступят в силу с 1 июля 2006 года
кстати
Предприятия розничной торговли могут торговать алкоголем не раньше 8.00 и не позже 23.00. Разрешение на круглосуточную продажу дают префектуры административного округа города Москвы по местонахождению магазина. Контролируют производство, оборот, качество и безопасность этилового спирта сотрудники департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.
кстати
Правительство определило внешний вид новых марок, отменив старые, которые наклеивались через горлышко. Цвет будет зависеть от вида спиртного. Для алкоголя крепостью от 9 до 25 процентов отвели серо-красные тона, свыше 25 процентов — розово-оранжевые. Обычные вина можно будет определить по сиренево-зеленой марке, а игристые и шампанское — желто-синей. Федеральные марки смогут приобрести организации, производящие алкогольную продукцию, в территориальной налоговой инспекции. Цена одной штуки — 1 рубль 35 копеек без учета НДС.
В МОСКВЕ СВОИ ТАРИФЫ
Что касается столицы, то здесь лицензии на розничную продажу алкоголя с 1 января 2006 года выдают или продлевают только организациям, чей оплаченный уставный капитал составляет не менее 1 миллиона рублей. Кстати, фирмам, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы, можно не волноваться. К ним это требование не относится. Таким компаниям достаточно иметь по нужной строке пассива не менее 300 тысяч рублей. Кроме того, новые условия не грозят организациям общественного питания, у которых есть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции.
кстати
Каждая компания, которая производит спирт, обязана декларировать этот вид деятельности. Об этом сказано в постановлении правительства от 31 декабря 2005 г. № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Соответствующие декларации все компании должны подавать в территориальные налоговые инспекции каждый квартал.
кстати
Лицензионный сбор нужно платить единовременно за весь период действия лицензии. Для производителей этилового спирта и алкогольной продукции он составляет 3 миллиона рублей. Изготовителям вина и спиртосодержащей продукции, а также организациям, осуществляющим оптовый оборот данных товаров, придется заплатить 250 тысяч рублей. При этом сумма сбора за выдачу лицензий не зависит от того, сколько обособленных подразделений входит в компанию. Напомним, лицензии выдают на срок не более 5 лет.
Марина Басович
Комментарии (0)
Оставить комментарий