Предисловие
Год назад приняли Соглашение между Россией и Белоруссией о новом порядке исчисления и уплаты НДС (далее – Соглашение). Но его последствия начинают проявляться только сейчас. Ведь как обычно бывает: власти заявляют о нововведении, но ни организациям, ни налоговикам никто не разъясняет, что теперь нужно делать. И тогда каждый начинает «читать» закон по-своему.
Как правило, эти противоречия обостряются к концу года: фирмам нужно «подбить» баланс, а инспекторам — подготовить отчет о результатах своей контрольной деятельности за год. В общем, уступать никто не собирается. Тем более когда из-за явной «законодательной дыры» оказываются правы обе стороны.
Случай, который рассмотрен в этой статье, далеко не единичный. С ним сталкиваются все организации, которые что-нибудь покупают в Белоруссии.
Для полной ясности попробуем сначала решить, какую вообще полезную информацию, разъясняющую новый порядок уплаты «белорусского НДС», можно найти. Посмотрим нашумевшее Соглашение и приложение к нему, которое также призвано урегулировать этот процесс.
В статье 152 Налогового кодекса сказано, что при перемещении товаров через таможенную границу России надо уплатить НДС в течение 15 дней. Однако в случае с Белоруссией отечественные организации обязаны расплатиться по налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за моментом принятия на учет ввезенных товаров.
Вот, пожалуй, и все сведения, которые можно почерпнуть из официальных источников по теме ввоза товаров из Белоруссии. Никаких методических рекомендаций, разъясняющих, что делать, если возникают нестандартные обстоятельства, нет.
Получилось как всегда
Попробуем разобраться, как же все-таки можно рассчитать, уплатить и возместить злополучный НДС в отсутствие каких-либо разъяснений и рекомендаций со стороны ФНС. Легче всего это будет сделать на реальном примере, который произошел с одной из столичных компаний.
Итак, организация заключила с белорусским заводом-производителем договор на поставку в Россию продукции. По контракту товар поставляется на условиях «Инкотермс 2000» «EXW – склад Представительства завода на территории России». Платеж – частичная предоплата в размере месячной поставки. Поставка «EXW Инкотермс 2000» кроме прочего означает, что все расходы по таможенной очистке ввозимого товара (уплате таможенных пошлин, сборов, налогов и пр.) принимает на себя покупатель, то есть российская организация. Белорусский поставщик имеет в Москве Представительство иностранного юридического лица, зарегистрированное в одной из столичных налоговых инспекций. Положением о Представительстве ведение им коммерческой деятельности не предусмотрено.
Получив извещение Представительства о том, что товар прибыл и может быть вывезен со склада, российский покупатель оприходовал товар и уплатил НДС в бюджет. При этом ему были выписаны товарно-транспортные накладные от имени белорусского завода-поставщика. В документах грузоотправителем являлся зарубежный продавец, но место погрузки указали как российский склад белорусского поставщика. Также фирме дали копии общих международных накладных с отметками.
Оприходовав товар и уплатив за него НДС, покупатель представил декларацию и все требуемые Соглашением документы (в том числе полученные от Представительства товарно-транспортные накладные) в налоговую инспекцию. Там должны были поставить на заявлении компании отметку об уплате НДС на ввоз. Однако вместо этого спустя 10 дней российский покупатель получил отказ. Инспекторов насторожило то, что товар был получен на складе Представительства завода-поставщика на территории России.
Налоговая служба, ссылаясь на статью 147 кодекса, указала, что импортером в данном случае является сам белорусский поставщик. Именно он и должен уплатить НДС в бюджет России. Отечественный же покупатель приобретает товар на территории нашей страны. Значит, он должен ставить НДС к вычету на общих основаниях. То, что условия поставки по договору предусматривают, что все таможенные платежи должен уплачивать покупатель, налоговики во внимание не приняли.
Платите два раза, а статью мы подберем
В справочных правовых базах (в частности, в системе «КонсультантПлюс». – Прим. ред.) есть единственное письмо Минфина от 23 марта 2005 г. № 03-04-08/63 на похожую тему. Это ответ на частный запрос организации. Он подписан заместителем руководителя департамента, поэтому не может являться официальным документом. Кроме того, ответ в точности цитирует положения Соглашения. Он составлен таким образом, что ясности в данной проблеме не прибавляет.
И вот тут начинается самое интересное. В 146-й статье Налогового кодекса сказано, что объектом по НДС признается реализация товаров (подп. 1 п. 1 ст. 146) и ввоз на территорию России (подп. 4 п. 1 ст. 146). Получается, кодекс разграничивает налогообложение реализованного товара и товара, ввозимого в Россию для последующей реализации. Поэтому статью 147 (она определяет место реализации), примененную налоговыми инспекторами, нельзя использовать для расчета налогов при импорте товаров до их реализации в нашей стране. Однако статьей 7 Налогового кодекса установлено, что если международный договор России предусматривает иные правила, чем в кодексе, то применяются правила и нормы международных договоров нашей страны (cм. справочную правовую систему «КонсультантПлюс»).
Таким образом, вопросы уплаты НДС при ввозе на территорию России товаров производства Республики Беларусь полностью регулируются принятым Соглашением. Во всех этих документах речь идет о налогообложении при перемещении товаров белорусского производства, а не при их реализации. Фактическое перемещение иностранной продукции на территорию России подтверждается товарно-транспортными документами. Кроме того, Положение о порядке взимания косвенных налогов предусматривает, что в заявлении на ввоз должна стоять отметка налоговой службы о том, что НДС уплачен. А вот если ИФНС откажется ставить нужную печать, это будет означать, что организация не уплатила НДС в бюджет. Но ведь в данном случае это совсем не соответствует действительности.
Однако у контролеров, как всегда, свое мнение на этот счет. Налоговый кодекс предусматривает два случая, когда местом реализации признается территория России. Первый – если товар находится в стране, не отгружается и не транспортируется. Второй – если в момент начала отгрузки или транспортировки он находился в нашей стране.
При получении товара на складе в России
для покупателя местом начала транспортировки является именно эта территория. Если партия приобретается в нашей стране у нерезидента, который не имеет Представительства в России и не стоит на учете в налоговой инспекции, покупатель обязан уплатить НДС в бюджет в момент оплаты договора (п. 2 ст. 161 НК – НДС уплачивает налоговый агент). В других ситуациях в соответствии с положениями Налогового кодекса НДС перечисляет Представительство нерезидента.
Напомним, пункт 3 статьи 166 освобождает от обязанности уплачивать НДС только зарубежную организацию, не состоящую на учете в налоговой. Если же иностранец зарегистрирован, НДС платит он сам, как и все остальные налогоплательщики. Так как международным договором (Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь) по этому вопросу отдельных норм не установлено, то действуют положения Налогового кодекса.
И вот опять вечный вопрос: кто прав? Бухгалтеру остается уповать лишь на то, что любые противоречия в налоговом законодательстве трактуются в его пользу. Но похоже, что сотрудников налоговой службы это мало интересует. Остается только дожидаться судебного решения на этот счет. А пока организация, уплатив НДС при ввозе и не имея права на его вычет, поскольку на заявлении на ввоз нет отметки ИФНС, реализует товар от своего имени и еще раз уплачивает НДС уже с оборота.
И. Комиссарова, консультант-аналитик ЗАО «Консалтинговая группа “ЗЕРКАЛО”»
Комментарии (0)
Оставить комментарий