Новый приказ раскроет тайны золота России

Новый приказ раскроет тайны золота России

06.02.2006   |   0Оставить комментарий
Еще в древности мудрецы говорили: «Молчание — золото». Но у Федеральной налоговой службы своя философия. В недалеком будущем все операции с драгоценными металлами и камнями будут преданы огласке. Такое соглашение ФНС заключила с Российской государственной пробирной палатой.

Группа риска

30 декабря прошлого года сотрудники ФНС выпустили приказ № 73/САЭ-3-21/712@ «Об утверждении Соглашения о взаимодействии Российской государственной пробирной палаты и Федеральной налоговой службы». Вступить в силу он должен был после его официального опубликования. А 16 января этот любопытный документ появился на сайте российских налоговиков www.nalog.ru. Соглашение касается юридических и физических лиц, которые производят и реализуют драгметаллы и камни.

В документе написано, что пробирная палата будет информировать ФНС о сделках с драгоценными металлами, камнями и ювелирными изделиями. Правда, не обо всех, а только которые используются в «серых схемах». Как стало известно «Московскому бухгалтеру» из конфиденциальных источников, в России сейчас очень многие операции с драгоценными металлами и камнями так или иначе связаны с уходом от налогов.

Под угрозу попадают и сделки с участием коммерческих банков. Но вместе с данными о сомнительных операциях пробирная палата должна представить в ФНС документы, подтверждающие их исполнение (ст. 5). Например, договоры, бухгалтерскую документацию.

При этом критерии «возможного уклонения от налогообложения» нигде не прописаны. А под такое обтекаемое определение могут попасть любые фирмы, каким-либо образом вызвавшие неудовольствие сотрудников налоговых или пробирных служб.

Обмен «любезностями»

Корреспонденту «Московского бухгалтера» удалось поговорить с заместителем руководителя Российской государственной пробирной палаты Андреем Беловым, курирующим этот проект. Он сказал, что проверки компаний не участятся.

— Это рамочное соглашение между нашими ведомствами, — объяснил Белов. — На работе столичных предприятий, связанных с драгметаллами, оно никак не отразится.

Несмотря на эти обещания, повод для волнения у предпринимателей все-таки есть. Ведь в ФНС узнают о любом неверном шаге бизнесмена. Например, если в ходе проверки работники пробирной палаты найдут нарушения, о них сразу же известят налоговиков. Да и сведения о ввозе или вывозе из России драгоценных металлов и камней не останутся в секрете.

Кстати, получив компромат на фирму, инспекторы ФНС должны провести так называемые мероприятия налогового контроля. В народе — банальные выездные проверки, которые после визитов представителей пробирной палаты бухгалтерам окажутся совсем некстати. ФНС же потом должна отчитаться пробирным службам в течение десяти дней после проверки о своих результатах. Получается, ревизия пробирной палаты — гарантия того, что через некоторое время в двери фирмы постучит и налоговый инспектор.

Но и это еще не все. В статье 2 Соглашения сказано, что планируется проводить совместные проверки двух структур. То есть вместо одного контролера в организацию могут прийти сразу несколько. В общем, головной боли бухгалтерам явно не избежать...

Двое из ларца

Теперь государственные инспекции пробирного надзора будут сообщать региональным управлениям ФНС и о поставках сырья, содержащего драгоценные металлы, на предприятия, выплавляющие слитки из благородных металлов (аффинажные заводы). А также о количестве аффинированных драгметаллов. Инспекторов УФНС оповестят об объемах продаж и сертификации драгоценных камней, металлов и ювелирных изделий. Чтобы получить эту конфиденциальную информацию, налоговикам достаточно отправить запрос в государственную инспекцию пробирного надзора, к которой относится «попавшая» фирма.

Но кто даст гарантии предпринимателям, что коммерческая деятельность фирмы останется в тайне? Опасность существует при каждой проверке, а уж когда в ней замешаны несколько ведомств, она возрастает вдвое.

Однако Андрей Белов заверил, что предприниматели могут спать спокойно: «Утечки информации не произойдет, бизнесменам нечего бояться. Доступ к информации будет строго контролироваться обеими структурами». Естественно, стороны клятвенно обещают, что будут свято блюсти статью 102 Налогового кодекса — «Налоговая тайна». В то же время на компьютерных рынках сегодня можно достать базы данных любого ведомства и сведения о любом бизнесмене. И это тоже несмотря на заявления властей о конфиденциальности информации.

Солидарны с представителями пробирной палаты и инспекторы ФНС. В частности, сотрудник межрайонной инспекции ФНС № 13 по Московской области Станислав Тимофеев считает, что заключенное соглашение направлено только на усиление контроля за непорядочными компаниями.

— Сотрудничество с пробирной палатой поможет нам бороться с теми предпринимателями, которые уклоняются от налогов. Взамен мы будем предоставлять результаты своих проверок пробирным службам, то есть сообщать, достоверная информация была или нет, — успокаивает инспектор бизнесменов и бухгалтеров. — Естественно, более подробную информацию никто не раскроет, иначе ФНС просто нарушит налоговую тайну.

По его мнению, если в результате действий ведомств не будут затронуты интересы невиновных лиц, от этого двустороннего Соглашения хуже никому не станет. Только вот, пока выяснят чиновники добросовестный предприниматель или нет, столько воды может утечь! Ну, а с нею и денег, и времени компаний.

Люди говорят

Главный бухгалтер ювелирной компании ООО «ЭПФ ОЛИН» Людмила Савина считает, что на работе предприятий документ еще как отразится:

— Просто так подобные соглашения не заключают. Любая проверка для фирмы стресс, а уж двойная — тем более. Кроме того, есть опасения относительно информации о сделках с драгоценными металлами и камнями. Гарантий того, что все останется в тайне, нет.

По мнению главбуха, такое Соглашение — только первый шаг властей. Реформа в этой области не за горами, и ждать ничего хорошего от нее ювелирам не приходится.

Согласен с ней и представитель «Русской Ювелирной Компании» Леонид Кривенко:

— У налоговиков, кажется, нет соответствующего структурного подразделения, которое занималось бы сбором и обработкой такой информации. Насколько я знаю, инспекторы недостаточно компетентны в ювелирных вопросах. Значит, информация нужна, вероятно, для других целей... При этом я уверен, что лежать такие данные будут где попало. Как всегда, это приведет к утечке. Ведь налоговая база в продаже есть везде А вот, кстати, базу данных «пробирки» пока никто не видел.

Более того, Леонид Кривенко уверен, что пункт 4 статьи 6 Соглашения, судя по всему, писали в налоговой службе, так как он, по его словам, односторонний. Свою мысль Леонид пояснил так:

— ФНС может отказаться дать сведения, поскольку вся информация у них составляет по закону налоговую тайну, а про тайну «пробирки» даже не упомянуть. С другой стороны, есть проблема торговли контрафактной ювелирной продукцией, о чем легальные производители давно говорят. Но пока государственные органы ничего в этом направлении не делают. Принятые же меры не могут затронуть этот сектор — он работает по-другому.

Сарафанное радио

В заключение отметим, что различные кривотолки вокруг золота существуют уже давно. В прошлом году в прессе активно муссировались слухи, что скоро отменят государственное клеймение золотых и серебряных изделий. Звучали прогнозы о том, что драгоценные украшения подорожают минимум в два раза. Однако все это только предположениями и осталось.

В действительности чиновники неоднократно обсуждали вопрос о некоторых послаблениях для отечественных производителей. Но поблажки если и будут, то только для предприятий-экспортеров. Власти хотят предоставить им право самостоятельно ставить клейма на свою продукцию. Об этом говорил еще в прошлом году глава пробирной палаты Владимир Моспан. Если это произойдет, то контроль за качеством золота автоматически перейдет в руки стран-импортеров. Чиновники думают и над тем, чтобы разрешить ювелирам ставить пробу на легковесных серебряных изделиях весом до 2—3 граммов. По мнению властей, это уменьшит издержки на их клеймение. И в то же время планируется увеличение штрафов за продажу фальшивых украшений.

Однако дальше слов дело пока не идет. В любом случае для реализации своих планов чиновникам придется подредактировать ряд законов. В частности, «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Кодекс об ад- министративных правонарушениях, № 127-ФЗ от 2 ноября 2004 г. и ряд других. Пока заключено только Соглашение.

Сейчас еще никто особенно не ощутил перемен. Однако 16 января за последние 25 лет на самый высокий уровень поднялись цены на золото на мировых рынках. Стоимость тройской унции золота составила 559,09 доллара США. Цена за выходные взлетела на 1,69 доллара. По словам экспертов, последний раз золото так подорожало в январе 1981 года. Отсюда и вывод: область, в которой крутятся огромные капиталы, не могла не привлечь внимания налоговиков.

К чему это приведет, покажет время. Ну а пока бухгалтеры ювелирных компаний заранее готовятся к неприятным последствиям. Как они говорят, надейся на лучшее, но будь готов к худшему.

По данным Государственной пробирной палаты, отечественные мастера за январь—сентябрь прошлого года изготовили 22,822 миллиона ювелирных изделий из золота. Производство за три первых квартала 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004-го увеличилось на 19 процентов. Их общая масса составила 58,47 тонны. Ведь за 9 месяцев 2004 года ювелиры выпустили всего 19,14 миллиона золотых украшений весом 48,29 тонны.

Другие металлы тоже в почете. За 9 месяцев в пробирную палату ювелиры представили 16,67 миллиона изделий из серебра весом 108,94 тонны, 13,77 тысячи платиновых изделий (81,03 килограмма) и 4,49 тысячи украшений из палладия (22,21 килограмма).

ТАРИФ НА КЛЕЙМО

Постановлением правительства № 34 от 21 января 2005 г. утверждены следующие тарифы на клеймение отечественных изделий из драгоценных металлов для организаций и индивидуальных предприниателей. За пробу на золотой или палладиевой вещице весом до 2 граммов надо заплатить 6 рублей. Весом более 2 граммов — 8,5 рубля. За серебряное изделие до 15 граммов в казну перечисляется 1,8 рубля, свыше 15 граммов — 25 копеек за каждый новый грамм, но не больше чем 150 рублей за штуку. За платиновое украшение или сувенир независимо от размера государственная пошлина составляет 18 рублей.

Расценки на изделия, ввезенные из-за границы, — на порядок выше. Проба на платине обойдется уже в 24 рубля за изделие. За клеймо на золоте весом до 2 граммов — 12 рублей, за вещицу потяжелее – 14,5 рубля. За серебряное изделие до 15 граммов — 3,6 рубля, свыше 15 граммов — 40 копеек за каждый грамм, но также не больше чем 150 рублей за штуку.

Чем грозит столичным ювелирам принятие Соглашения об обмене информацией?

  • Ужесточится контроль абсолютно за всеми — 47%
  • Соглашение затронет только недобросовестные фирмы — 18%
  • ФНС полностью возьмет «пробирку» под колпак — 26%
  • Все останется как прежде, перемен не будет — 9%

В Соглашении, о котором идет речь в статье, есть еще один интересный момент. В документе сказано, что налоговикам будут поступать сведения обо всех организациях и индивидуальных предпринимателях, изменивших свое местонахождение, но не оповестивших об этом налоговое управление. Этот пункт представляется немного странным — обычно о таких вещах не забывают. Но если бухгалтер закрутится с переездом и не успеет в положенное время известить родную ИФНС о смене прописки, проблем с контролерами ему не избежать.

Елена Березина

«Московский бухгалтер» Источник материала
4031 просмотр Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.