Возможно, уже весной встреча с сотрудниками ФНС будет не так волнительна для бухгалтеров, как сейчас. Депутаты Госдумы нашли способ помочь компаниям, внеся поправки в часть первую Налогового кодекса.
С жалобой в ФНС?
Вскоре у руководителей компаний появится право не соглашаться с решением нало-говиков. Более того, они смогут даже потребовать возместить ущерб, причиненный неправомерными действиями инспекторов. Такие поправки в Налоговый кодекс готовят депутаты Госдумы. Но обо всем по порядку.
Правительственный законопроект о налоговом администрировании, принятый в первом чтении 7 октября прошлого года, по идее должен был четко регламентировать работу ФНС во время проведения налоговых проверок. Тем не менее депутаты нашли в нем немало ловушек для компаний. В поправках, например, указан ограниченный список документов, которые могут потребовать инспекторы при камеральных проверках. На самом же деле бухгалтер будет обязан представить все необходимые Федеральной налоговой службе бумаги. На основании чего? На основании пункта в пресловутом законопроекте: налоговая должна выяснять обоснованность данных, представленных в отчетах.
Помимо этого в теории, то есть в законопроекте, сроки выездных проверок ограничены. На практике все может получиться гораздо хуже: при определенных условиях их могут продлевать до 15 месяцев.
Депутатам документ пришелся не по душе. Поэтому они серьезно изменили первоначальный текст в пользу компаний. Налоговый подкомитет Госдумы 24 января уже рассмотрел часть этих поправок (всего более 700) и рекомендовал их принять. К слову сказать, представителям Минфина большинство изменений не нравится. Они считают, что первоначальная версия проекта была более удачной. Но обо всем по порядку.
Если сейчас владельца компании могут наказать за любую ошибку или неправомерное действие, то по новым правилам у него появится возможность этого избежать. Споры между предпринимателями и налоговиками можно будет решить не доводя до суда.
В случае если бухгалтеры не согласны с действиями инспекторов, они смогут в течение пяти дней письменно обжаловать свое требование в вышестоящий орган. До получения ответа (а он тоже должен прийти в течение пяти дней) предприниматели имеют право не соглашаться с решением налоговиков.
Свою жалобу нужно отдать должностному лицу налоговой инспекции под расписку. Также можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В требовании нужно указать адрес инспекции и должностное лицо, которому оно направляется, суть требования и его мотивировку, фамилию, личную подпись заявителя, его местожительство или адрес компании и дату.
Письменный ответ о результатах рассмотрения компания получает под расписку или по почте заказным письмом. Правда, от налоговиков не требуется, чтобы они посылали ответ с уведомлением о вручении. Он считается полученным спустя шесть дней после отправления.
Конечно, это предложение законодателей не понравилось многим представителям ФНС. По их мнению, невозможно рассмотреть все жалобы за такой короткий срок. Тем не менее для депутатов это вопрос принципиальный. Председатель подкомитета по налогам Наталья Бурыкина считает, что налоговики справятся:
— Я бы вообще сократила срок до трех дней. Пусть как-нибудь успевают. То, что они останавливают производство своими решениями, их не волнует. А это, между прочим, сказывается на ВВП.
Многие эксперты относятся весьма скептически к предложениям чиновников. Представитель компании Firestone Duncan по оказанию юридических услуг Сергей Магнитский считает, что это даст налогоплательщикам лишь пятидневную передышку:
— После этого все равно придется выполнять требование ФНС и обращаться в суд. Например, руководство компании пожалуется на необоснованное требование документов. А управление тут же ответит, что оно обосновано проводимыми мероприятиями налогового контроля. Или даст еще какую-нибудь формальную отписку. А пятидневная отсрочка будет означать только одно: кому-то из сотрудников налогового органа придется заниматься составлением формальных ответов на возражения налогоплательщиков. Это только прибавит волокиты, а существенно на защите предпринимателей от произвола налоговых органов не отразится.
От тюрьмы и от сумы не зарекайся
Тем не менее депутаты уверены, что их предложения облегчат жизнь компаниям. Если жалобу бизнесмена удовлетворят, он может ликовать. Во-первых, ему не придется выплачивать штраф. Во-вторых, налоговики обязаны будут возместить убытки, которые понесли фирмы.
За то, что инспектор неправомерно вынесет требование о наказании фирмы, чиновники предлагают штрафовать его на сумму до 2000 рублей. Если при этом он извлекал для себя выгоду, заплатить придется в 40 раз больше — 80 000 рублей. Альтернативой этому размеру может стать штраф в размере зарплаты налоговика за полгода.
Более того, законодатели предлагают ввести и уголовную ответственность для сотрудников Федеральной налоговой службы. Так, председатель подкомитета по налогам Наталья Бурыкина и заместитель председателя бюджетного комитеты Государственной Думы
Андрей Макаров предлагают лишать свободы налоговиков за превышение полномочий на срок до 7 лет. А если окажется, что работник инспекции вынес заведомо незаконное решение, у него есть все шансы попасть в тюрьму на 10 лет.
Депутаты уверены, что руководители инспекций или их замы будут впредь внимательнее вчитываться в документы, прежде чем подписывать решение о проверке. Еще одним плюсом, по мнению законодателей, станет разгруженность судов.
Представителей ФНС предложения депутатов не оставили равнодушными. Они считают, что такое нововведение затормозит проверки, а из-за этого появится много проблем.
Сотрудник МРИ ФНС № 13 по Московской области Станислав Тимофеев говорит, что инспекции будут просто завалены жалобами налогоплательщиков:
— У нас и так работы хватает. А если поправки примут, проблем будет больше. Что же это получается? Любой налогоплательщик сможет оспаривать каждое требование инспектора! Представляете, сколько времени нам придется тратить на разбирательства?! Что касается судов, то я не думаю, что они при этом будут меньше загружены. Ведь если УФНС не удовлетворит жалобу предпринимателя, он пойдет выше. Дело дойдет до суда, и все получится как и прежде. Хотя, конечно, непорядочным налогоплательщикам будет только на руку потянуть время.
Спорить с инспектором себе дороже
Оказывается, не во всех фирмах обрадуются праву, которым их собираются наделить депутаты. Старший бухгалтер крупной кондитерской компании Андрей Стриж считает, что с инспекторами не стоит ссориться:
— Мы в своей компании всегда стараемся решить все конфликты мирно. А те, кто любит жаловаться, они и без поправок могут ругаться с ФНС и бегать по судам. Прежде всего надо установить, какова цена вопроса. Если штраф большой, может, и следует отстоять свою позицию. Если сумма маленькая, то я считаю, что лучше ее заплатить. Это не сильно отразится на бюджете компании, зато будут хорошие отношения с инспекторами.
Владелец небольшого завода по переработке рыбы Андрей Чертков, напротив, не скрывал своей радости, когда услышал об изменениях:
— Сейчас я не могу быть уверенным в том, что завтра у меня все будет в порядке. В любой момент ко мне может прийти проверяющий и закрыть мой завод. Его требование скорее всего окажется противозаконным, но что с этим я смогу поделать? Мне придется только ждать, когда будут готовы результаты проверок, или пожаловаться в суд. А это еще хуже. Во-первых, мне придется потратить кучу денег на госпошлину, адвоката и тому подобное. Во-вторых, предприятие-то все равно будет стоять. На этом я потеряю еще больше. И никто мне ущерб не возместит.
Заместитель начальника отдела налогового и юридического консультирования компании «RSM Топ-Аудит» Игорь Лабутичев такое предложение чиновников одобряет, но не очень верит в то, что проект пройдет в Госдуме:
— Минфин приложит все усилия, чтобы невыгодные поправки так и не вступили в законную силу.
О том, как будут развиваться события, вы узнаете в следующих выпусках «Московского бухгалтера».
В Федеральной налоговой службе в ближайшее время будет создано Управление налогового аудита. Его главной задачей станет разрешение досудебных налоговых споров. Вероятно, ФНС надоели бесконечные разбирательства с компаниями из-за ошибок налоговиков, поэтому на плечи сотрудников нового управления ляжет профилактическая работа. Таким образом руководство ФНС планирует предотвращать налоговые нарушения.
Скорее всего подразделения налогового аудита будут созданы во всех инспекциях.
Начальником нового управления назначена Наталья Елина. Раньше она занимала в ФНС пост начальника отдела рассмотрения налоговых споров. На базе этого подразделения и формируют новое управление.
Бухгалтер столичной компании Василий Кулешов поначалу никак не отреагировал на то, что он сможет пожаловаться в ФНС:
— Я и сейчас не соглашаюсь с налоговиками. Спорю, жалуюсь и зачастую отстаиваю свои права. Так что ничего особенного в поправках не вижу.
Когда же Василий услышал, что за неправильные решения налоговиков будут штрафовать, то заметно оживился:
— Вот это правильно! Это, можно сказать, ключевой вопрос. Сейчас ответственность несет один налогоплательщик. Инспектор может неправильно что-то посчитать, а затем выписать штраф. На основании чего? Если докажешь его ошибку, он в лучшем случае извинится. А если нас уравняют в правах и в от- ветственности, я буду только рад.
Марина Басович
Комментарии (0)
Оставить комментарий